Информация о фильме Название: Измеряя мир Оригинальное название: Die Vermessung der Welt Год выхода: 2012 Жанр: приключения, драма Режиссер: Детлев Бук В ролях: Флориан Давид Фиц, Альбрехт
Шух, Балданпурев Самбуу, Аги Ариунсэйчан
Даваачу, Жереми Капон, Вики Крипс,
Карл Марковиц, Леннарт Хансель, Ядеа, Паскаль Фиедлер
О фильме:
Аристократу Александру фон Гумбольдту было с рождения предначертано
наслаждаться жизнью в родовом замке, выезжать на светские рауты и охоту, а по
выходным посещать церковь. Но он с детства мечтал о путешествиях. Сыну бедняков
Карлу Гауссу было с рождения предначертано повторить нелёгкую судьбу родителей.
Но школьный учитель распознал его гений и выхлопотал стипендию для учебы в
гимназии. Александр Фон Гумбольдт путешествовал всю свою жизнь, постигая мир
через собственный опыт и наблюдения — и мир приобрел учёного-энциклопедиста и
основателя множества областей науки. Карл Гаусс всю жизнь прожил в Брауншвайге и
Гёттингене, что не помешало ему изобрести теорию чисел и стать одним из
величайших математиков всех времен. В 1828 году два исследователя и покорителя мира
встретятся на Первом Всемирном конгрессе в Берлине…
Выпущено: Германия / Boje Buck Produktion, Lotus Film, A Company Filmproduktionsgesellschaft Продолжительность: 02:02:55 Озвучивание: Дублированное [Лицензия]
Рецензия от Tanya Landgut
Из Германии с любовью о национальном
достоянии.
Фильм снят по бестселлеру Дэниэла Кельманна с одноименным названием, в год выхода
занявшему 2-ое место среди самых покупаемых книг и одному из самых обсуждаемых
произведений как в отношении литературного стиля, так и в плане исторических
соответствий. Читавшие роман говорят, что проза много богаче экранной версии.
Впрочем, это общая участь экранизаций, если не считать последнего Хоббита, в
котором Питер Джексон «творчески обогатил» Толкиена.
Фильм о двух гениях от науки, жизненный и творческий путь которых почти не имеет
общих точек, если не читать их безмерного таланта и энергии и персоны герцога
Брауншвейгского. Последний был крестным Гумбольдта и «спонсором» Гаусса. Карл
Гаусс считается персоной N 1 в истории математики, а совокупность трудов
Александра фон Гумбольдта называют «энциклопедией естествознания» и его
путешествие в Америку (финансированное им из собственного наследства) ее вторым
«научным» открытием. Гумбольдт барон, крестник тогда будущего короля Пруссии
Фридриха Вильгельма второго. Гаусс — вундеркинд из «рабоче-крестьянской» среды.
Гумбольдт был странник по натуре и если по Америке он путешествовал несколько
лет, будучи молодым человеком, то Россию по приглашению императора Николая I он
изъездил от Санкт-Петербурга до Оренбурга в 60-летнем возрасте. По свидетельствам
современников он и к концу жизни в без малого 90 лет был столь же энергичен как в
юности. Гаусс был «кабинетным ученым», вся география перемещений которого
ограничена родным Брауншвейгом и Геттингеном, где он учился и преподавал
впоследствии. Был дважды женат и имел 6 детей. В 62-летнем возрасте Гаусс выучил
русский язык, чтобы познакомиться с трудами математика Лобачевского (у Гаусса и
Лобачевского был один преподаватель математики М. Бертельс, в разное время,
естественно). О Гауссе современники говорили как об очень жизнерадостном
человеке со здоровым чувством юмора, что, возможно, необычно именно для
математика, ассоциируемого нередко и намеренно с ученым сухарем.
Рассказывая одновременно о таких противоположностях как Гаусс и Гумбольдт, фильм
неизбежно становится «полосатым» и бодро перескакивает из экзотических джунглей
Америки в тихую Германию, а из светских салонов в нищие кварталы. Это добавляет
живости киноповествованию, хотя кому-то покажется странным. Вообще юмором фильм
не обделен.
Режиссер Детлев
Бук довольно продуктивный актер и неоднократно премированный в Германии
режиссер. С исполнителями главных ролей Флорианом Дэвидом Фицем и Альбрехтом
Шухом я раньше не была знакома, они оставляют скорее хорошее впечатление. Дэвид
Кросс в роли старшего сына Гаусса знаком по фильму ЧТЕЦ (играл персонажа Рейфа
Файнса в молодости). Карл Марковиц в роли учителя математики
Бертельса хорошо знаком по главной роли в фильме Фальшивомонетчики. В
эпизодических ролях мелькают сам режиссер Детлев Бук и автор романа Д. Кельманн (в
светской массовке). Очень колоритной получилась матушка Гаусса в исполнении
Катарины Тальбах.
Мораль сей басни (сего произведения) — наше с Вами благополучие зиждется на
энтузиазме одиночек, путь которых тернист, а непонимание традиционным рутинным
обществом очевидно.
В целом картина хорошая профессиональная работа, но больше авторская, под
настроение и на любителя.
8 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Tanya Landgut
Рецензия от Sazhigala
Фестиваль немецкого кино в Москве.
Измеряя мир 3D (Покорение мира)
С самого начала фильма мы видим двух талантливых мальчиков, которые растут в
координально разных семьях. Первое знакомство с мальчишкой Гауссом произошло в
школе на одном из уроков. Учитель пишет на доске нелегкую задачу: 1+2+3+4+5+…+100=? Когда
все школьники судорожно начинают складывать цифры, пытаясь уместить действия на
маленькой дощечке на коленках, только один мальчик наблюдает за тем, как летает
пыль и, казалось бы, думает совсем о другом. Но буквально через 1 минуту на его
дощечке без каких-либо вычислений появляется ответ: 5050. Ученик еще минуту
раздумывает, подходить или не подходить к учителю? Ведь буквально пару минут
назад он получил порку за какую-то свою провинность. Все-таки, мальчик встает и
бежит к учителю, чтобы отдать свою дощечку. Учитель не может поверить. Ответ
правильный. Он задает один вопрос: как? Мальчик смело берет мел в руки и начинает
объяснять на доске, как он начал складывать 1+100=101, 2+99=101, 3+98=101. В итоге, 101*50=5050. Сам не
понимая того, маленький Гаусс применяет формулу геометрической прогрессии и
получает правильный результат. Учитель бьет его снова, а когда весь класс
расходится, дает ему учебник по математике, а позже, добивается для него стипендии
на обучение. В тот момент, когда Гаусс получает одобрение на использование
стипендии, он впервые видит маленького Гумбольдта — тот родился в буржуазной
семье и позже получил превосходное домашнее и университетское образование.
Гумбольдта очень привлекала природа, поэтому всю свою жизнь он путешествовал со
своим помощником и, как комично было показано в фильме, каждое открытие называл в
свою честь.
Задумка режиссера была очевидна — показать жизнь двух великих ученых, которая
была полна контраста. Гаусс всю жизнь провел в своем маленьком городе, где изучал
математику и делал свои открытия. В замкнутом пространстве. А Гумбольд все время
путешествовал и, таким образом, тоже внес в науку огромный вклад.
В конце фильма нам показана встреча двух великих умов уже в преклонном возрасте
на Первом Всемирном конгрессе в Берлине. И тут режиссер не поленился напомнить
нам, что данный фильм — комедия, поэтому такой конец особенно развеселил
аудиторию)
В общем, в подробности не вдавалась, в фильме масса смешных моментов, которые
стоит в обязательном порядке увидеть своими глазами!
Кстати, после фильма еще где-то около часа актеры, исполнитель роли молодого
Гумбольдта и первая жена Гаусса, отвечали на вопросы аудитории. Я очень удивилась,
узнав, что фильм был снят всего за 32 дня! Актеры, правда, были не в восторге от таких
съемок, потому что приходилось очень рано вставать, часа в 3-4 ночи, потом целый час
уходил на грим и наряды. А спать ложились тоже уже глубокой ночью. От этого, по
словам актеров, некоторые моменты в фильме остались неясными. Но, фильм был снят
по книге, поэтому очень рекомендуют ее прочитать, что я и собираюсь сделать в
ближайшее время)
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Sazhigala
Рецензия от gordy
Из жизни замечательных людей
Первая неожиданность состоит в том, что свой новый немецкий фильм снял именно
Детлев Бук, прославившийся компактными персонализированными социально —
психологическими драмами вроде Knallhart (у нас — «Круче не бывает») и Same Same But Different
(«Тот же, но совсем другой»). Человек, открывший миру Дэвида Кросса, ставшего потом
«Чтецом» для Кейт Уинслет, помогая ей выучить оскароносную речь.
В голливудских традициях есть куда больше места для приложения новаторского
формата, который, раскручивая своё дело, старательно проталкивает предприимчивый
Джеймс Кэмерон. Европейцы никогда не были склонны к гигантомании и размаху
фантастических франшиз, также далеко отстоя от спецэффектного волшебства и
катастрофичных историй, будучи скромней, полагаясь на людей, а не на космические
технологии.
Не имея под рукой небылиц, немцы, полистав энциклопедии, решили вспомнить своих
героев, не допуская и мысли о Фридрихах и Карлах, связав одним миром
естествоиспытателя Александра фон Гумбольта и математика Карла Гаусса, чьё
полярно неравное происхождение не избавило линии их судеб от пересечения в
пространстве преломляющихся исторических величин.
Карьера путешественника Гумбольта давала массу поводов для разнообразных
видовых съёмок, а непростой жизненный путь Гаусса представлял хорошую почву для
развития личной драмы, позволяя сценаристам, не утруждая себя фантазией, скромно
экранизировать соответствующие статьи «Википедии», чуть приукрасив и немного их
нарастив. Великий авантюрист и гениальный домосед — лёгкий способ для оправдания
3D при наличии абсолютно плоской фактуры.
Любопытный богач и нищий мыслитель («стихи и проза, лёд и пламень»), поддержанные
патронатом издевательски изображённого здесь Герцога Браунгшвейского, ставшего
крестным отцом их достижений и открытий, оплачивая учёбу Карла и не давая
Александру отказа в осуществлении его прихотей, позволяя одному углубляться в
дебри теории, а другому экспериментировать на практике, идя от результата к
выводу, испытав его на себе.
Немного побарахтавшись в детстве будущих светил, кино, деля, временами, экран
надвое, стыкует нелёгкие испытания первопроходца земель с тяжкой участью
первооткрывателя арифметических формул, переворачивая картинку, погружая во
тьму печали Гаусса и выводя на свет удачливого Гумбольта, препарирующего живое и
мёртвое, покоряя высоты и непроходимую даль.
Горные стремнины и посиделки в компании недружелюбных дикарей, наблюдение за
вылупляющейся из куколки мошкарой и дегустация нетрадиционных блюд — твердь
земли, глубина вод и безграничность небес, но и с тридэ привлекательных
перспектив тут не видно. Оно почти ничего не добавляет к объёму пространства, а в
движении выдаёт известные приёмы прошедших картин. Характерным является образ
фанатичного вояки, высовывающего свою голову из экрана и тыкающего пальцем в
героя, на месте которого оказывается зрительный зал — очень похоже на поведение
станционного смотрителя в прошлогоднем «Hugo» от Мартина Скорсезе, которое,
очевидно, становится стандартом технологического процесса наших времён.
Разбивая фильм на полосы, Бук чередует дальние страны с домашней работой, где
неудержимый Александр (Гумбольт) с настроем благородного рыцаря идёт по топям и
увязает в снегах, сопровождаемый французским другом, изображённым здесь
бесшабашным оруженосцем по имени Эмэ Бонплан, а Карл (Гаусс) замыкается в себе,
потеряв жену, до того разделявшую его стремление к знанию.
Жюльверновский приключенческий коллаж похождений Барона делит экран с
бальзаковской драмой духовно одинокого бедняка, чьи дети не приносят отцу
радости понимания искусной науки, оставляя последней надеждой запоздалую
комичную встречу с великим Кантом, который к тому моменту утратил трезвость
взгляда и уже на всё наплевал.
Гигантам надо было сойтись вместе, чтобы филантропия Гумбольта развеяла
пессимизм Гаусса, воодушевляя безграничностью новых идей. Впрочем, замыкаясь на
последней встрече, фильм остаётся в узком поле двух характеров, поставленном в
рамки частных проблем домашнего толка, не распространяясь о всемирной славе
обоих, гремевшей от Америки до российских краёв, равно как и о наполеоновских
войнах, раздиравших тела европейских держав.
Коротким намёком на социальное напряжение мелькнёт в финале молодёжный протест с
лицом сына престарелого Карла, Евгения, лишь по пути в заокеанскую ссылку
нашедшего применение наукам, которым до того безуспешно пытался обучить его отец,
тогда как его роль стала поводом для появления привязанного к режиссёру Дэвида
Кросса — знак продолжения их творческих уз.
Люди в главных ролях, не видя перед собой высоких задач, овладевали рассказом, как
занимательной историей жизни замечательных людей, да и сам режиссёр не искал в их
судьбе тонкостей, в стремлении к популярности, эксплуатируя популярную тему,
популярную технику и популярный жанр.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от gordy
Рецензия от yalter
Очевидное невероятно
За то, что картина до нас все же добралась — спасибо прокатчикам из «Кино без
границ», периодически презентующими в России разные занятные фильмы. «Измеряя
мир» как раз из этого разряда. Немецкий режиссер Детлев Бук экранизировал
одноименный роман Даниэля Кельмана о двух замечательных людях — Александре фон
Гумбольдте и Карле Фридрихе Гауссе.
Для европейской науки, да и мировой тоже, это фигуры знаковые. Барон Александр фон
Гумбольдт — ученый-энциклопедист, знаменитый физик, метеоролог, географ, ботаник,
зоолог и путешественник. Этакий немецкий вариант Ломоносова в какой-то степени.
Карл Фридрих Гаусс — «король математиков», также известен как механик, физик и
астроном.
Да и Даниэль Кельман, написавший роман «Измеряя мир» — в немецкой и австрийской
литературе человек не последний. Кому попало премию имени Томаса Манна в Германии
не дают. Кельман считается одним из самых ярких и самобытных писателей в Европе за
последнее десятилетие.
Имея такой отличный исходный материал, Детлев Бук идею не запорол, а даже наоборот
— расцветил экранизацию яркими красками и живописными видами. Захватывающие
приключения, отличные натурные съемки и дикая природа, прекрасная в своей
первозданности. Всего этого вдоволь хватает в фильме, появившемся в нашем прокате
в 3D формате.
Но еще есть и сама Германия XVIII-XIX веков. Показана и рассказана жизнь Гаусса и фон
Гумбольдта с самого детства и до глубокой старости. Поразительно — один родился
простолюдином, другой аристократом. Один бороздил страны и континенты, а другой
почти всю жизнь практически не выезжал из родного Брауншвейга, но оба навсегда
остались в истории благодаря своим достижениям.
Удивительно, но картина смотрится на одном дыхании — увлекательный сюжет,
притягательные главные герои — остроумные диалоги и отличная работа актеров. Не
обошлось даже без провокационных сцен, но они абсолютно естественно вписываются
в контекст ленты. «Измеряя мир» — наглядный образец того, как можно снять
симпатичный коктейль из биографической драмы и приключений.