О фильме:
Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И
один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить.
История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья.
Отбросьте внушённые в детстве представления о Смерти как костлявой злобной
старухе в чёрном, с неизменной косой. Они безнадёжно устарели. Ныне Смерть
разъезжает на дорогих иномарках, кутается в шикарные меха и сексуальна так, что
мужчины при виде её разевают рот и столбенеют, а члены их дрожат мелкой дрожью (и
не от ужаса). От старинной атрибутики остались лишь коса да чёрный кокошник с
красивыми подвесками, но это всего лишь реквизит вроде театрального. Смерть
помолодела, прихорошилась и осмелела настолько, что является к нам в человеческом
(естественно, женском) образе и подолгу живёт среди людей. Ещё она стала очень
разборчивой и интересуется лишь душами, способными любить (как наименее
подверженными её влиянию?) О да, она не чужда моде и стала большой либералкой: на
время отпускает своих подопечных и исполняет желания их любящих близких.
И всё это было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство. Жертвы Смерти тоже
помолодели, тоже стали лучше. Жизнь оставляют не беззубые старики и старухи, давно
прожившие самый интерес к ней, а молодые, талантливые, любящие и любимые. Паршивых
отморозков с бесчувственной душой — вроде неадекватного патологоанатома, с
какой-то маниакально-ритуальной настойчивостью в каждый вскрытый им труп
зашивающего непогашенный окурок, — Смерть почему-то не трогает. Эстетствует,
похоже. Не зря она так сокрушается по поводу разрушенных и всё разрушаемых
красивых домов — так что даже больничным громкоговорителем как средством связи с
потусторонним миром пользуется исключительно для того чтобы узнавать о всё новых
разрушенных домах. В то же время она абсолютно нормально воспринимает царящую
вокруг разруху и неустроенность: ведь Смерть и Разруха — сёстры-близнецы, а как же
иначе?
Ренату Литвинову очень интересует смерть и всё, что с нею связано. Это видно по
многим ролям неординарной актрисы: сыгранных ею у Киры Муратовой (Офелия из «Трёх
историй»), Алексея Балабанова (Тата из «Мне не больно»), у режиссёра-новичка Марины
Любаковой (Зоя из фильма «Жестокость»), а также Йоса Стеллинга (фильм этого года
«Девушка и Смерть»). Это особенно видно по собственным картинам Литвиновой:
первой и документальной «Нет смерти для меня», «Богиня: Как я полюбила»,
«Последняя сказка Риты». И глубина смыслов бездонной темы увеличивается с каждым
фильмом. Если Офелия, в противоположность своей шекспировской тёзке, предпочла не
умереть сама, а отомстить отказавшейся от неё матери, то Тата использует близкую
смерть для углублённого насыщения радостями жизни, и прежде всего любви. Фаина из
«Богини» идёт ещё дальше и использует связь с потусторонним миром для рождения
того, чего была лишена доселе — любви. Наконец, в последнем своём сказочном фильме
бесподобная Рената отождествляется с самой Смертью, оставаясь при этом самой
собой — чувствующей, страдающей, ранимой, жаждущей любви женщиной.
Интерес к смерти вечен для человека, и здесь-то как раз Литвинова не оригинальна.
Более необычна и нова её идея о том, что только в соединении с любовью смерть
теряет свой ужасный облик, и только благодаря любви смерть можно перестать
бояться. Иначе говоря, Литвинова полагает любовь не только смыслом жизни, но и
смыслом смерти. Только в любви умирать не больно, только с любовью не бывает
страшно, и если ты любишь кого-то, то сама Смерть любит тебя. Эта своего рода
религия Любви, личная религия Ренаты Литвиновой, имеет только один недостаток.
При такой вере не успеешь оглянуться, как любовь и смерть сольются до
неразличимости, и процесс умирания начнёт доставлять сексуальное
удовлетворение, станет приносящим удовольствие и желанным. Это весьма недурно в
качестве средства эвтаназии для безнадёжно больных, но как быть тем, кто хочет
быть сильным и здоровым? Ведь и для них желание любить превратится во влечение к
смерти.
Однако же Литвинова великолепна. Эти неподдельные, неповторимые манеры, эта
жестикуляция, в равной степени беспомощная и завораживающая, и речь, в которой
предметы и смыслы рождаются «из ничего, из сумасбродства моего». В картине три
героини — три женщины, три подруги, три грации, роли которых, кроме Литвиновой,
исполняют очень интересные Татьяна Друбич и Ольга
Кузина. Но Литвинова, безусловно, царит, и окружающие её умопомрачительные
женщины, никакущие мужчины и тотальная разруха придают чудный лоск её царству. И в
кульминационный момент слияния Смерти с Любовью — когда Литвинова в роли Смерти
исполняет песню о любви голосом Земфиры — возникает странное желание рыдать,
смеяться и кричать одновременно. Очень уж это энергетический коктейль — смерть и
любовь в одном бокале.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Amateur44
Den is
Восемь лет прошло с выхода
первого игрового фильма главной сказочницы современного русского кино.
Собственно, Литвинова сегодня и последняя, кажется, кто в нашем кинематографе
способен снимать сказки, потому что опыты других авторов на этом поле, за
редчайшим исключением, убоги или, в лучшем случае, унылы. Хотя в случае с Ренатой
правильнее, наверное, называть их снами, фантазиями, плодами разгоряченного
воображения, легким сумасшествием, поскольку жанр сказки подразумевает, что всё
увиденное в ней невозможно никогда и ни при каких обстоятельствах, а сказочные
фильмы РЛ могут оказаться вполне реальными.
И вот на экранах «Последняя сказка Риты». За годы, что отделяют её от «Богини», имя
Ренаты Литвиновой стало почти нарицательным. Редкий комик не выкручивал себе
руки в изломанных жестах и не пытался скопировать манеру разговора дивы. Желтая
пресса не упускала ни одной возможности почесать языком, пером или чем еще на тему
дружбы режиссера с певицей и музыкантом Земфирой. Сама Рената вела несколько
передач на ТВ, сняла подруге два фильма-концерта и несколько клипов, сама снялась
в ряде фильмов, попробовала себя в театре, выпустила капсульную коллекцию одежды,
рекламировала автомобили и крема, и вот, наконец, пару лет назад приступила к
воплощению замысла «Нас было три подруги», ставшего в итоге фильмом «Последняя
сказка Риты».
В многочисленных интервью и на пресс-конференциях создатели фильма неоднократно
отмечали, что он, и это принципиально, создавался в условиях максимальной свободы.
Не только экономической (основной бюджет фильма — личные средства режиссера и
композитора). Если в 2004 году режиссер-дебютант, снимая свой первый фильм, хотела
сделать действительно кино, во вполне традиционном его понимании, серьезно и
основательно, насытив его своими идеями и образами, старательно, оглядываясь так
или иначе на общий контекст и возможную реакцию, то на сей раз «икона стиля» сразу
отмахнулась от всех и вся, твердо решив: что хочу, то и ворочу.
Множество условностей, забавностей, почти нелепостей, которые были бы
непростительны в другом фильме, другому режиссеру, но которые в картине
Литвиновой становятся авторскими фишками, дерзостями, той неповторимой и
узнаваемой манерой, какой в своё время стали интонации и жестикуляции режиссера.
Ей не надо, чтобы было правильно, ей надо, чтобы было, как она захотела.
В новом фильме Рената неожиданно много шутит. Шутит над жизнью — потому что
невозможно воспринимать её без юмора, над смертью — вернее страхом перед ней,
шутит над обывателями и над самой собой — над своим публичным образом, который,
конечно, не самое она. Вот она гордо поднимает подбородок и плавно, аки богиня
какая, проходит по зимнему лесу, входит в дверь, а вот пьяная нелепо танцует,
открывая рот под фонограмму. Как будто заявляет иронично: да, вот такая я, смотрите
— так могу и так могу!
«Последняя сказка Риты» — это, как и в «Богине», отличная музыка в авторстве
Земфиры, насыщенные цветом кадры, множество деталей, безумные наряды и макияжи,
бесконечно много сигаретного дыма, выпивающие женщины… Это снова фильм одного
человека, как бы ни были хороши в нем другие актеры. Это фирменные Литвиновские
фразочки, и это её высказывание о жизни.
По-прежнему размышляя о смерти, которая совсем не страшна, которая не хуже жизни,
которая может быть избавлением, наградой, и любви, которая главная возможность
человека, смысл и оправдание его существования, которая делает его душу красивой,
Рената предлагает свой взгляд на жизнь. Жизнь, которую нельзя разорвать,
разобрать на части, в которой смешное рядом с грустным, в которой сплетено много
неразрешимых противоречий, но в которой всегда есть место сказке.
«Последней сказкой» Рената Литвинова говорит: «Не бойтесь! Не бойтесь смерти.
Представьте, что она — я. И я приду к вам, красивая, нарядная, с бокалом вина,
шампанского, коньяка. Я скажу вам какую-нибудь радостную глупость, от которой вы
обязательно улыбнитесь и нежное тепло окутает ваше тело. Я сниму про вас фильм,
если, конечно, ваша душа окажется достаточно красивой для того, — если ей была
ведома любовь. Я сотворю для вас какое-нибудь маленькое чудо, и вы поймете, что
смерть прекрасна. Но это совсем не значит, что вы должны торопиться встретиться с
ней. Она сама назначит час свидания в каком-нибудь запредельном кафе. Она закурит
сигарету, нальет живительный напиток, станцует для вас, возьмет за руку, и вам не
будет страшно, вам будет хорошо. Так зачем же бояться? Ведь страх смерти
приближает смерть. А пока живите! Живите радостно и интересно и любите. Любите
близких, любите любимых»
Позитивно, легко и красиво. Не пытаясь сделать кино как таковое, позволяя
множество допусков и условностей, по-хорошему безумно, эфемерно, эфирно, зефирно,
земфирно, в дымке сигаретного дыма. Грустная сказка с множеством смешных
моментов. Не похоже ни на чье. Щемяще.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Den is
anita69
У большинства
сколько-нибудь взрослых людей опыт общения со смертью имеется. Наша смертушка не
такая, как в заграничном кино — в чистой палате, в благородно минималистичном
интерьере, — она такая же, как наша жизнь — в аварийных корпусах, в окружении
буйно и тихо помешанных, украшенная этими ужасными пластиковыми цветами и
дешёвой синтетикой цвета «вырви глаз». Но у Ренаты Литвиновой удивительное
чувство меры, ничто не чересчур, вы забудете слово «чернуха» — ни один кадр нельзя
так назвать даже с очень большой натяжкой.
Я много смеялась (ну, не так чтобы очень громко) и вообще от души повеселилась во
время фильма — может, это со мной что-то не так, но смешных моментов действительно
достаточно, кино самоироничное и самопародийное.
Оно очень женское — каждое женское лицо и фигура по-своему красивы, наполнены
смыслом и рассказывают историю своей хозяйки (это относится даже к неприятной
нечёсаной толстухе — соседке по палате, и тем более к живописным старухам). Мужчин
я особо не заметила, ну, был какой-то лохматый, как пудель Артемон, постригся
зачем-то — с лохмами-то лучше было.
Таня Неубивко и Маргарита Готье, Литвинова и Кузина — почти зеркальные, почти
сёстры, как портреты в разных художественных стилях: Таня, допустим, модерн, а Рита
— классицизм. И третья сестра — в негатив — Надежда Татьяны Друбич, в негатив не
только блондинистости подруг, но и собственному имени — ни грамма надежды вы в
этой Надежде не найдёте. Мартини в авоське — нет, ну вы это видели?!! Вот где эти
женщины авоську-то нашли?
Хочется уделить особое внимание героине Сати Спиваковой. Какая она красивая —
залюбуешься, холодная и жестокая с этими своими… червями. Мне кажется, это
Природа, Жизнь, Материя, Реальность («так надо, дочка, так надо»), хотя впрямую
расшифровывать символику, пожалуй, не совсем прилично. Пусть каждый увидит своё.
Не знаю московской топографии — но понятно же, что звучащие и звучащие из
антикварного приёмника адреса снесённых домов — закрывшихся порталов — адреса
реальные, — и несколько раз повторённое: «Что это за люди, что это за власть? Они же
все красивые дома сносят!» — мысли автора, не только героини. И это уже нисколько
не смешно.
Меня бы вполне устроила смерть такая, как Рената Литвинова, и Смерть у нас,
конечно, женского рода. Но при условии свободного выбора предпочла бы нечто
стилистически близкое, но другое — Дэвида Боуи 70-80-х годов — обязательно с
длинными светлыми локонами, с этим его голубым глазом и сигаретой в тонких
пальцах… (курил он, кстати, тоже совершенно безбожно и едва не откинул коньки
преждевременно по этой причине). И пусть будет в синем, голубоглазому блондину в
синем хорошо (успеваете записывать?).
Как деликатно сообщить человеку, что ему недолго уже осталось?
- Курю я много, надо бросать.
- Да теперь-то уж и не нужно…
9 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: anita69
Irga
«Последняя сказка Риты» — это путешествие в
зазеркальный мир Ренаты Литвиновой. Мир белых халатов (она родилась в семье
врачей). Мир, где близка смерть (ей приходилось утешать умирающих). Мир «кошмара»
на голове (имея ввиду прически некоторых героинь) и «взъерошенности» в головах (а
это уже — о депрессии). Мир женщин с ярко-напомаженными губами. Мир несуразных
движений. Фатальной музыки Земфиры. Необычных платьев. Мир, где тоскуют по любимым
людям или по самой любви. Мир старых, запущенных зданий с оставшимися кое-где
признаками былого лоска. Мир, где нет внешних звуков. Где явственно слышны лишь
голоса героев. Которые говорят чаще — незначительное, полупустое. А о главном —
молчат.
В этом мире много курят. И эта «невинная шалость» — привычка курить —
превращается в фильме едва ли не в главную героиню, из-за которой разгорается
скандал. Чтобы перестать бояться смерти, нужно думать о ней, писать о ней, снимать
кино. Или смотреть его.
Странный фильм декадентки Ренаты Литвиновой не покажется слишком уж надуманным
лишь для тех, кто однажды умирал сам (но выжил). И для тех, кто принимал смерть у
постели умирающего… Ловил последний вздох близкого человека и прикрывал
ладонями веки… Они тоже пожмут плечами от недоумения. Но не так недоумённо, как
те, кто не знает, как уходят люди.
В ходе фильма порой возникает впечатление, что Рената морочит всем нам голову. И
все же нет… В «Последней сказке Риты» она серьезна, как никогда. И в этом
убеждаешься в тот момент, когда патологоанатом бросает окурок в разверстое тело
покойной. И Надя, которая была свидетелем этой сценки — понимает после одного
видения, что со злом надо бороться. Даже если все, что ты можешь — это кидаться
стремглав на подонка со своими слабыми женскими кулачками и пинать его небольно
сапожком…
К трупам нужно относиться уважительно. А живых людей — надо любить. Ну а смерть —
не так страшна, как вы думаете. Она может придти к вам в виде красивой девушки в
прекрасном желтом платье с бокалом шампанского в руках. Или в другом обличьи. Как
сами придумаете. — Это все хочет нам сказать Рената.
И говорит.
Будем верить…
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Irga
Дикий Пушистик
Никогда не был поклонником
творчества Ренаты Литвиновой. Музыка же Земфиры мне, напротив, почти всегда была
более чем симпатична. И так уж вышло что решил я посмотреть плод их совместных
душевных и финансовых усилий на большом экране. «Последняя сказка…» — это,
конечно же, в самую первую и самую основную очередь, авторское кино. Потом это ещё
и притча, и сказка. Но сказка не готичная, как можно было бы подумать из названия, а
светлая. Да, именно это слово — светлая — и является ключевым в определении самой
сути данной картины. Это грустная, красивая, в чём-то тяжёлая, но всё-таки светлая
история о смерти.
Издавна люди со страхом и надеждой ожидают того, что ждёт их (и всех нас) там, за
великой чертой земного бытия. Страх, ужас, надежда, осознание, принятие… и снова
надежда… Вот о чём рассказывает это фильм. Ангел смерти в облике одетой в
довольно экстравагантный головной убор женщины знакомится с делом (всё как
полагается — картонная такая папка с тесёмочками) очередного своего клиента,
точнее клиентки, а после надиктовывает в папку свой отчёт об успешно выполненной
работе. А работа эта была нелегка — под видом человека проникнуть в старую
больницу, наладить отношения с её обитателями — врачами и больными, понять какой
желает встретить свою смерть умирающая… И вот происходит словно наложение
разных слоев одного кристалла — разговоры врачей, подруг, общение женщины с
соседкой по палате, с приходящему навестить её возлюбленному. Потрескавшиеся
стены, ржавые краны и трубы, печать запустения — как всё это напоминает интерьеры
старых квартир из первого «Брата»! И в тоже самое время нечто подобное вполне
можно увидеть далеко не в одной провинциальной больнице. Разговоры, сигареты,
немного вина в прощальный вечер… И пусть на улице по сюжету уже начало весны —
настроение у картины всёж вполне осеннее. Осень Персефоны. Простые люди в этом
фильме именно что вполне простые и земные. Замотанные работой, усталые, злые,
добрые… И почему-то вспоминается тут Булгаков. Но не «Мастер и Маргарита», а
«Записки доктора». И уже не страшный Воланд, а светлый ангел с чёрными крыльями
приходит теперь в город. И он не судит — а даёт успокоение.
Возможно, этот фильм вполне можно назвать женским (но в лучшем смысле этого слова,
со всякими там «Сумерками» попрошу всёж не путать!), его вполне можно причислить
даже к артхаусу (не вполне справедливо), но более всего это всёж фильм о надежде.
Этакий сумеречный фильм о простых людях и их надеждах. О том, что всё-таки иногда
может проснуться что-то доброе и хорошее даже в самых запуганных, очерствевших и
залитых алкоголем душах…
Финал картины просто великолепен. И он в чём-то напоминает нам о недавних
отечественных же картинах «Поколение Пи» и «Духлесс». Напоминает — и просто
уделывает их одним взмахом поднятых рук.
Резюме: Странный фильм. Красивый. Декадентский. Светлый. Добрый. Заглядывающий в
душу своему зрителю. Чёрная вуаль, туман сигаретного дыма, вино и немного крови.
Конец — и надежда на то, что это всё-таки ещё не конец. В отличие от идущих под слом
старинных домов. Они погибают, но Город всё-таки остаётся жить. Тело угасает — но
остаётся что-то, что не подвержено тлену…
p.s. Интересно, в каком облике пришёл бы ангел смерти к тому молодому
патологоанатому?
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Дикий Пушистик
Ya-na
Признаюсь сразу, что поклонницей Ренаты Литвиновой и ее творчества я никогда не
была, а если быть совсем точной — никогда им особенно не интересовалась. Но перед
бесчисленными хвалебными отзывами на всех сайтах и во всех газетах и журналах не
устояла — и пошла на «Последнюю сказку Риты». И не пожалела об этом ни секунды —
это действительно не просто хорошее, красивое, интересное, это выдающееся кино.
Сюжет в общем очень простой, но поистине вечный: Рита Готье (Ольга Кузина) попадает
в больницу с фатальным диагнозом. Как будто по протекции подруги Нади (Татьяна
Друбич), но у той «нет влияния» — новую пациентку селят в полуразрушенном
«аварийном корпусе», и о лечении как таковом речи вообще не идет. Да это и не
поможет — к Рите уже пришла ее смерть в образе странноватой медсестры Тани
(Рената Литвинова).
«Последняя сказка Риты» существует как бы на границе жанров. Драма? Но конфликта
как такового в фильме нет, даже со смертью Рита как будто совсем не борется.
Фэнтези? Да, это сказка, но сказка крайне своеобразная. Я бы сказала, что это что-то
вроде магического реализма. Детектив? Вот уж точно нет: в фильме хватает
таинственности, но тайны, над которой бьются герои, попросту не существует.
Тем не менее, «Последняя сказка Риты» буквально завораживает. Она великолепно
снята и сделана, хоят отсутствие большого бюджета, скажем прямо, заметно. Земфира
написала прекрасную музыку, и в картину уместился настоящий клип — кстати, весьма
удачный. Литвинова создала чудесные диалоги: на цитаты они, может, и не разойдутся,
но вспоминать их одно удовольствие… И очарование этого фильма не улетучивается
очень долго — в отличие от большинства картин, «Последняя сказка Риты» обладает
отчетливым послевкусием. Она не забывается сразу — и наверняка не
забудется.