О фильме:
Беглые беспризорники во главе с юной Чумой зарабатывают на пропитание дерзкими
ограблениями. Попавшись в очередной раз на разбое, Чума вынуждена под давлением
полиции стать живой приманкой для серийного убийцы. Если она пополнит список
жертв, искать ее никто не станет.Почерк маньяка одинаков, все девушки похожи, а
место охоты лесной массив на окраине Москвы. Для опера Ханина поимка монстра не
просто вопрос чести, но и цена погон. А для Чумы цена свободы. Общая цель сближает
юную беспризорницу и взрослого циничного опера.
Намедни посмотрел я новый фильм
продюсера и режиссёра Ренета Давлетьярова. и вот что хотелось бы мне сейчас
сказать…
В аннотации заявлено что данная картина — это криминальный триллер. Но на самом
деле триллер — это только часть фильма, это лишь видимая часть айсберга, и даже и
не скажешь сразу, главная она здесь или нет… И вот эта «Стальная бабочка» порхает
над стыком сразу нескольких жанров — триллера, криминального («чёрного») фильма,
драмы, мелодрамы, педагогического фильма.
Главное достоинство картины — сама Дарья Мельникова, просто изумительно сыгравшая роль беглой
беспризорницы по кличке Чума. Девушка продемонстрировала просто высший класс
актёрского мастерства, её героиня… Она просто как живая. И эта героиня по фамилии
Чумакова — отнюдь не всегда положительный персонаж. Далеко не всегда… И
зачарованно наблюдаешь как из ощетинившейся против всего мира беглянки из
детского дома, уже фактически асоциального и уголовного элемента проявляется
что-то более человеческое. Оторва, вынужденная стать наживкой для ловящих
маньяка-убийцу сотрудников милиции, внезапно и хоть ненамного, но всёж
перерождается, подобно бабочке… Той, которая живая и машет крылышками, а не
стальными лезвиями балисонга… Ну а когда уличная девка вдруг по уши влюбляется в
своего куратора… И на что она готова пойти ради сохранения хотя бы иллюзии,
надежды на эту любовь…
Анатолий Белый сыграл опера, причём, слава Богу, «честного мента».
Что, кстати, очень хорошо и не раз показано в фильме. Особенно в сценке с таксистом.
Ну а то что он подставил под удар постороннего человека… Это художественный
фильм. Да и Чума пай-девочкой не была и долгую прогулку в колонию уже вполне
заслужила…
Редчайший случай — но этот современный отечественный фильм так и тянет назвать
как минимум «талантливо снятым». Это очень органичная, очень цельная и очень
разносторонняя история. История, где есть место и ненависти, и любви, и чудовищу, и
рыцарю в чёрных доспехах… Но всёж главное достоинство картины — изумительная
игра Мельниковой. Почти каждая сцена с её героиней цепляет. Фильм получился очень
сильным, атмосферным, правильно напряжённым, но вот его финал… То исполнение
«Надежды» А. Герман и та вечерняя прогулка… Потрясающе просто. И всёж так и
непонятно, что же это был за конец поведанной нам истории — осознание и принятие,
или лишь самоприказ на отсрочку?
Резюме: Отличный фильм, причём, невзирая на заявленный жанр, отнюдь не
«чернушный». Причём вроде как есть в нём и жестокость, и насилие, и кровь — но вот
как раз той самой, набившей давно уже оскомину «чернушности» всё-таки нет… Но
есть хороший такой «ментовский нуар», пусть вычислить маньяка можно было ещё
где-то в середине картины… Главное в этом фильме — не сколько сама детективная
составляющая, сколько великолепная смесь драмы и мелодрамы, взгляд на «людей
ночи», что тех, чья служба «и опасна, и трудна…», так и тех, кто оказался «на дне»…
А ещё это в какой-то мере история первой любви, которая далеко не всегда должна
заканчиваться хорошо… И вот здесь этот фильм Р. Давлетьярова в чём-то родственен
знаменитым французским поларам и «чёрным» криминальным фильмам минувших
десятилетий…
Прекрасное кино, даже, пожалуй, это лучший отечественный драматический фильм
года. Браво!
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Дикий Пушистик
Рецензия от germandarina
Согласитесь, что не так
часто кинематограф ставит в тупик. Признаюсь честно, впечатления от «Стальной
бабочки» сродни бессмысленно одетому противогазу посреди улицы с прохожими,
пригоршней снега, опущенной за воротник не в качестве дурной шутки, а просто так.
Нет, в этом фильме нет запредельных высот, равно как и глубин, которые могут
демонстрировать природу, тайны или таланты человеческой натуры, я просто не
понимаю, как этот фильм мог появиться в нашем отечестве, для кого он был сделан,
что двигало режиссером и одновременно продюсером, когда он начал работать над
фильмом. Странное кино, которое интересно было посмотреть.
Нет, я конечно, понимаю, что есть у нас Балабанов, который рубит правду-матку о
нашей суровой действительности, выращивает героев. Я про Данилу Багрова, конечно.
Есть много западного кино. Но в России, кроме комедий и пафосных блокбастеров во
имя поднятия патриотического духа, видеть жанровое кино очень непривычно.
Поэтому за факт своего появления уже благодарность и положительная оценка.
А если сосредоточится на качественных характеристиках «Стальной бабочки», то с
легкостью скажу несколько комплиментов коллективу, который сделал это кино.
Придраться абсолютно не к чему, начиная с отсутствия даже намека на пафос и
великость авторского я. Просто качественная самодостаточная история
взаимоотношений, которую можно посмотреть и удивиться, а можно не смотреть.
Наверное, важно добавить, что достаточно искренняя история и немного откровенная,
но настолько, чтобы не испугать зрителя, который и так находится в тупике
неожиданностей.
Этот странный фильм сделан со вкусом и умом, абсолютно во все есть золотая
середина: в сложном и простом, отвратительном и прекрасном, смешном и трагическом.
И действительно отличная актерская игра. Юная Мельникова не только не теряется на
фоне Дарьи Мороз, она, наоборот, самое яркое и неожиданное звено странного
любовного треугольника.
«Стальная бабочка» — шок, конечно, не самой страшной силы. Правда, есть, на что
посмотреть, и есть, чему удивиться.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от germandarina
Рецензия от Dreomer
Кино
достойное, ничего не скажешь. Поначалу кажется, что ждет нас какая-то очередная
бандитски-милицейская история, сдобренная дополнительной жестокостью в виде
использования шестнадцатилетней девочки в качестве наживки, но уже в первой
трети фильма с удивлением понимаешь, что перед тобой самая настоящая мелодрама —
о судьбах, чувствах, жизнях…
Больше всего внимания заслуживает, конечно, образ Чумы, весьма талантливо
раскрытый молодой актрисой Дашей Мельниковой. Ее сложно назвать хорошей
девочкой, да и несчастненькой беспризорницей получается с натяжкой, хотя она,
определенно, не слишком счастлива. Тем не менее, количество некрасивых,
неблаговидных и просто жестоких поступков у этой девочки зашкаливает: ложь,
воровство, хулиганство, грабеж… И при этом удивительным образом невозможно ей не
симпатизировать — настолько сильно обаяние то ли самой актрисы, то ли все же той
части характера ее героини, на которую еще не успела оказать свое разрушительное
влияние тяжелая судьба сироты.
Интересно посмотреть и на второго героя — Ханина. Черствость, полное бессердечие,
киборгоподобная преданность долгу, которая была бы романтической, если бы нам не
продемонстрировали во всей красе бюрократию, шантаж и бесчестность, процветающие
в замечательном учреждении, где работает Ханин. И при этом — внезапная
трогательная забота о малолетней преступнице, непонятно откуда взявшиеся
сомнения и терзания, словом, не такой уж простой характер.
В целом кино производит впечатление хоть и не радужное, но сильное. Эмоции героев
как-то незаметно захлестывают зрителя, и даже простота и неуклюжесть положенной в
основу детективной линии как-то не слишком расстраивает.
Вдобавок хочется с удовольствием отметить очень неплохую операторскую работу,
хорошо снятые динамические сцены и интересный, уместный саундтрек. Сложно
назвать «Стальную бабочку» гениальной, но факт тот, что в эмоциональном плане она
цепляет значительно сильнее, чем десятки куда более качественно сделанных
голливудских блокбастеров.
7 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Dreomer
Рецензия от dali61
«Стальная бабочка» — фильм
довольно неожиданный на общем фоне современных российских криминальных драм.
Здесь очень мало внимания уделяется собственно сюжету и очень много —
характерам, что характерно больше для мелодраматического кино. Но сочетание
получилось, прямо скажем, довольно удачное.
Кстати, говоря, что мало внимания уделено сюжету, я отнюдь не имею в виду, что фильм
не динамичен и скучен. Те фрагменты, где происходит собственно «экшен» по поимке
маньяка, сняты очень и очень неплохо: картинка яркая, крупных планов немного, в
итоге получается очень живая и напряженная лента.
Но внимание сосредоточено все же не на маньяке и его несчастных жертвах. Нас
(читай, режиссера) больше интересуют главные герои, Ханин и Чума, случайное
партнерство которых действительно можно охарактеризовать как «встретились два
одиночества». Несмотря на серьезные различия, которых просто не может не быть
между шестнадцатилетней девчонкой и где-то около сорокалетним одиноким мужчиной,
между ними довольно много общего. Обоих потрепала жизнь, оба не доверяют людям и
предпочитают относиться к ним жестко, практично и цинично. И оба они, встретившись
и «притершись», находят друг в друге что-то такое, чего не видели в остальных.
Разница лишь в том, что Чума — совсем еще юная наивная девочка, которая не делает
разницы между видами близости, и немедленно влюбляется в своего нежданного
опекуна. Ханин же — человек взрослый, чувствует к ней скорее что-то отцовское и
прекрасно понимает бесперспективность подобных чувств. Вместе с ним мы пытаемся
воспринимать этот конфликт отстраненно и понимаем, что да, у взаимоотношений
опера и беспризорницы изначально не было никакого хэппи энда: он никак не мог
стать ей ни возлюбленным, ни отцом.
Драма на основании этого конфликта получается прекрасная — острая, резкая, живая.
Особенно благодаря прекрасной игре Дарьи Мельниковой, проникновенно сквозь
слезы кричащей «Он мой!» Такие фильмы если ради чего и стоит смотреть, то именно
ради этих фонтанирующих эмоций, которые поневоле захватывают и заставляют
сопереживать.
7 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от dali61
Рецензия от KimLi
«Стальная бабочка» Рената
Давлетьярова оставляет довольно смешанные чувства. Если верить его фильмографии
как продюсера, именно Давлетьяров немало сделал на ниве наших романтических и
семейных комедий — жанра, который я практически на дух не переношу. Но «Стальная
бабочка» — она про другое. И смотреть ее гораздо увлекательнее, чем очередную
историю из жизни красивых и успешных или «народных героев».
В принципе, «Стальная бабочка» — это просто неплохое малобюджетное кино, которое
у нас если и снимают, то не для широкого экрана. Имя режиссера и пара известных
фамилий в титрах пробили, очевидно, ему дорогу в кинотеатры. Но я сходила не только
поэтому. Во-первых, меня привлекла интересная история, а во-вторых, об этом фильме
было написано достаточно много, чтобы составить первое — благоприятное —
впечатление.
В «Стальной бабочке» интересный сюжет встречается с профессиональной работой
оператора, монтажера и других специалистов. Сценарий мог быть динамичнее, а
картинка — ярче, но потом понимаешь, что это лишнее. Фильм созерцательный, но не
настолько, чтобы зевать и поглядывать на часы. Актеры играют хорошо, не
переигрывая и не делаясь неестественными. Думаю, роль беспризорницы Чумы пойдет в
плюс молодой и интересной актрисе Даше Мельниковой — сыграно и впрямь отлично.
Остальные в меру сил поддерживают эту линию.
Короче говоря, «Стальная бабочка» — из той категории фильмов, на которые дамы
приглашают кавалеров, а порой и пересматривают длинными вечерами. Не могу
сказать, что он какой-то особенно оптимистичный, но настроение после него
остается хорошим. Финал у него правильный — именно так и бывает, именно так и
должно быть в жизни. Мне кажется, у каждой женщины в юности бывали подобные
финалы.