О фильме:
Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно
появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии.
Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления,
которое должно решить все.
Выпущено: США, Fox Searchlight Pictures Продолжительность: 01:48:08 Озвучивание: Дублированное [лицензия]
Рецензия от Cybrthc
Дальше — спойлеры.
Однозначно неоднозначное кино, заслуживающее внимание хотя бы в силу своей
неоригинальности. Такой себе психоделический «бум» в серии штампованный
блокбастеров. Сложный, философский, а в какой-то степени даже шедевральный фильм,
не уступающий по напряженности даже великому «Реквиему по мечте».
Мистические события в фильме (в частности — галлюцинации Нины) показаны не как
нечто необъяснимое и устрашающее, каким это видят многие, а как нечто философское,
пригодное для длительного раздумывания. Ведь Нина не просто видит своего «клона»
(заметили небольшую схожесть с Шестым чувством?), она видит свое второе «Я», полную
противоположность, как лебеди в играемом ей спектакле (экая символичность).
Большую роль играют реплики, их игра слов, двоемыслие, поэтому неверный перевод
может в корне изменить некоторые понятия: малейшая неточность — и сразу тонны
вопросов и непоняток.
У нас, в Украине, фильм будет идти в кино еще только через два месяца, но рейтинг и
нетерплячка взяла свое: в выборе «плохой перевод» и «оригинал с субтитрами» я
выбрал второе, и, сравнив, понял, что разница в репликах просто огромная. Так
значительную роль в концовке играет завершающая фраза Нины, которая в разных
переводах звучит по-разному. «I felt», говорит героиня, и суровый женский голос
переводит: «Я лучшая». «Я прочувствовала», — переводят нам субтитры, и
оказываются более приближенными к правде: ведь крылья выросли у героини не просто
так. Довольно специфическая аллегория — у Нины вырастают крылья, она
прочувствовала, она была идеальна, как и всегда хотела. Пусть даже этот идеал
стоил ей жизни.
Игра актеров просто восхитительная: Натали Портман, которая за год до фильма
тренировалась балету (ведь в фильме не было дублеров) и не жалеющая себя так же,
как и ее героиня, Мила Кунис, не
особо приметная в простонародии, но довольно симпатичная актриса из Украины,
популярный в последнее время Венсан
Кассель и уже прославленная Вайнона Райдер, сыгравшая хоть и незначительную, но очень
эффектную роль.
Не спорю, фильм сложный, но, даже не смотря на это, Черный Лебедь — отличная смесь
философской драмы и психоделического триллера. Фильм не для слабонервных, как это
может показаться из аннотации, и уж тем более не для любителей радужных танцев в
балете Чайковского. Фильм не для каждого, он для тех, кто способен мыслить. При
отсутствии оной способности зритель увидит в нем рядовой триллер с обычным, как у
триллера, развитием событий. Копните глубже: при знании английского — смотреть
только на нем, в противном случае — субтитры, либо адекватный русский перевод
(дубляж, хотя даже он может не передать всей интонации, игры слов и драматизма
персонажей). Либо так, либо не садитесь за фильм вообще.
9,5 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Cybrthc
Рецензия от Prue Stevens
Временами думается, что труд
балерины сложнее чем труд актера. У актера в арсенале не только движения, но еще и
голос, мимика, жесты. Балерине же надо показать все одним только танцем, взмахом
руки или поворотом, при этом изящно балансируя на цыпочках. Балерины раньше
выходят в тираж, и надо следить, чтобы никакая молоденькая конкурентка не
посягала на твое место, постоянный труд и репетиции. Это на сцене виден лишь
отточенный танец, а за кулисами остается все остальное.
В начале фильма юная балерина Нина предстает неким воздушным и невинным
созданием. Она упорно работает над собой, мечтает получить роль в «Лебедином
озере», оттачивает движения. Она живет с мамой, у которой в свое время балетная
карьера не сложилась, в ее комнате засилье мягких игрушек, а про личную жизнь
можно деликатно умолчать — все силы девушка отдает балету. Но чем ближе премьера,
тем отчетливее видно, что Нина из идеального воплощения белого лебедя (о да,
воплощение было идеальным) становится черным. Ее одолевают постоянные
галлюцинации, стремление быть идеальной превращается в манию, временами
становится непонятно, где реальность, а где очередной глюк Нины. И все это
выливается в великолепный танец в конце. Вся ее правильность начинает
растворяться, режиссер дает ей весьма своеобразные «домашние задания» и пытается
натаскать на черного лебедя, потому что ей не хватает самого главного. Несмотря на
идеальную технику, нет огонька, смотря на который, можно было бы с уверенностью
заявить — это белый лебедь, а это его злобный двойник.
Ароновски совместил несовместимое. Казалось бы, как можно совместить балет —
довольно-таки тонкое и изящное искусство с триллером? Оказалось, что можно.
Даррену можно стоя аплодировать за то, как он это сделал — репетиции и
напряженный труд сменяются фантазией Нины, и иногда действительно непросто
отличить, где реальность, а где вымысел. Атмосфера передана просто превосходно, в
этот мир погружаешься с головой.
Несмотря на отличный актерский состав, этот фильм — прямо-таки бенефис Натали
Портман. И до этого фильма она мне запомнилась как действительно неплохая
актриса, но эта роль — это просто нечто. В начале забитая, задавленная
авторитарной мамой, которая вполне способна даже ногти самолично отстригать
своей дочери, смущающаяся от лишнего взгляда, да просто, как верно подметил
режиссер — идеальное воплощение белого лебедя — за одну минуту она становится
черным лебедем и преображается на сцене до неузнаваемости: в глазах хищный блеск,
в движениях не менее хищная грация. И этот финальный вздох «Я была идеальна…» —
да, елки-палки, Натали была идеальна. Ей действительно удалось сыграть на нужной
грани, показать как можно сойти с ума. Про ее Нину можно сказать определенно — в
тихом омуте черти водятся. Со стороны такая правильная, милая, наивная,
контролируемая мамой, но в то же время где-то внутри сидит другая Нина — более
коварная, жестокая, пробивная, уже ничем не контролируемая, не та послушная
девочка, которая боится лишний раз возразить. Может, именно работа на износ над
двумя противоположными образами и выпустила пар наружу.
Вначале раздражала мельтешащая камера, которая следовала повсюду за главной
героиней. Но так оказалось нужно — усиливается эффект присутствия, почти как при
документальной сьемке. Даже на танце камера порхает следом за грациозной Портман,
кружащейся по сцене, и становится видно практически все движения. И саундтрек — о
да, это стоило услышать. Также хотелось бы отметить конечные титры: черные буквы и
перышки на идеально белом фоне — красивое сочетание.
Ароновски показал нам, чего стоит человеку его стремление к совершенству, как он
сам себе ставит преграды и какой ценой их преодолевает. Поневоле остается вопрос:
а стоит ли это искусство таких жертв?.. Этот фильм однозначно стоит посмотреть —
неважно, любите ли вы балет или он вам до лампочки.
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от Prue Stevens
Рецензия от
Hell-Phoenix
I had the craziest dream last night, about a girl who is turned to a swan. But her prince falls with a wrong girl
and… she kills herself.
Эти строки — слова Нины о «Лебедином озере». Вообще, история Одетт (Белый лебедь)
является своего рода метафоричным образом, характеризующим жизнь Нины, точнее
кусочек, показанный в фильме. Данный симбиоз пришелся мне по душе: жизнь —
постановка, театр… Поэтому я не вижу смысла ругать режиссера за прямолинейность
и некую однобокость повествования, ведь «Черный лебедь» — это и есть новая
интерпретация «Лебединого озера», свежий взгляд, как сказал герой Венсана
Касселя в начале фильма. Думаю, Венсан говорил словами Даррена.
Также хочется отметить визуальную составляющую фильма. В картине явно ведется
противостояние двух цветов: черного и белого. Как можно заметить, Нина, как
истинный белый лебедь, одевается в светлые тона, в то время как три оставшиеся
главные женщины в ее жизни (мама, Лили (соперница) и Бэтт (кумир)) постоянно носят
черное. Кто же из них черный лебедь в данной постановке, который хочет разрушить
мир Нины? И вообще, есть ли он в этом темном трио? Более того, Нина частенько
находится в, скажем так, мрачных местах: будь то темная улица, ночной клуб, или
балетная студия, в которой внезапно погас свет. Такое чувство, что Нина находится
в каком-то темном царстве, напуганная и несчастная. По мне, так с цветовым решением
картины создатели попали в точку.
Нельзя забыть о постоянных помощниках Даррена: композиторе Клинте Мэнселле и
операторе Мэттью Либатике. Эта парочка и здесь постаралась на славу. Либатик
умело ловит кадр в танце: впервые мне было интересно наблюдать за балетом (будь то
репетиция, концерт, или просто тренировки Нины). Камера скользит в такт танцу,
демонстрируя, наверно, лучшие ракурсы. Также не обошлось без опробованной в
прошлой работе режиссера камеры, двигающейся за главной героиней. Данный прием
создает эффект не то чтобы документальной съемки, но все же добавляет в картину
реалистичности. Касаемо Клинта, композитор поколдовал над творением Чайковского,
создав идеальную музыку для новой версии «Лебединого озера». Может, композиции
фильма не так фееричны, как предыдущие работы Мэнселла, но она определенно как
нельзя лучше вписались в картину, были идеально вставлены в фильм, создавали
напряженную атмосферу.. .
Говоря об актерах, хочется сразу сказать, что у Даррена играют все. Неважно,
сколько времени уделено тому или иному герою, но каждый внес свой вклад и выглядел
в кадре как минимум естественно (для меня же каждый был идеален в своей роли,
независимо от яркости или сложности персонажа). Здесь, без сомнений, балом правит
Натали Портман, которая присутствует в каждой сцене. Девушку нужно похвалить, ибо
ради роли она серьезно поработала над собой (похудела, хоть и так была стройна, и
занималась балетом, что явно непросто давалось). Мне сложно судить, насколько
Натали преуспела в балетных па и прочем, но мне ее выступления не казались
деревянными или наигранными: смотрелась на сцене замечательно. Про игру уже
многое сказано, добавлю лишь, что Оскар должен оказаться на полке Портман.
Остальной cast прекрасно дополнял нашу приму-балерину: Венсан Кассель создал
притягательный (хоть я его не люблю) образ руководителя труппы, Вайнона Райдер
прекрасна в своем безумном желании оставаться в первых рядах балетного мира, Барбара Херши гармонична в образе излишне заботливой мамочки. Ну и
конечно же Мила Кунис безумно хороша в данном фильме. Ее роль. Раскрепощенная,
естественная, и несколько стервозная, она стала полной противоположностью
Натали. Пусть роль не такая яркая, как у Портман, пусть игра не заслуживает Оскар,
но на контрасте двух девушек играет фильм, который вообще весь построен на
контрастных образах.
Само кино меня впечатлило: красиво, качественно, атмосферно и небезыдейно. Кино
раскрывает профессию актера, демонстрируя, на что идут артисты ради вхождения в
роль, ради достижения совершенства. Мир закулисья вообще жесток, это всем
известно, и данный фильм лишний раз подчеркивает и эту проблему. Косвенно
затронут вопрос «отцов и детей». Мать главной героини — экс-балерина любила свою
дочь, и я не могу назвать ее тираном. Напротив, она, скажем так, давила своей
заботой. Все во благо дочери, только вот эта опека стала жестким рычагом
управления Ниной. Более того, мать видела в дочери себя, хотела через нее
реализовать свои мечты. Нина знала это, и в какой-то степени добивалась успеха,
чтобы угодить маме. Но все же в центре стоит профессия актера. Великолепное кино, я
получила массу удовольствия и с радостью пересмотрю данное творение Даррена еще
не раз.
10 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от
Hell-Phoenix
Рецензия от misterymn
Черный лебедь — это один из самых
захватывающих, интересных и красивых картин, что мне когда-либо приходилось
видеть. Идея фильма сама по себе не грандиозна, но ее реализация может бесспорно
считаться шедевром 21-го века.
Уже давно восхищаюсь творчеством Даррена Аронофски. Это человек безусловно
нестандартного восприятия мира, с совершенно неординарным творческим подходом.
За ним числится небольшое количество фильмов, но все его работы заслуживают
похвалы. Этот человек определенно знает, чего он хочет и как он может это получить.
Его творчество понравится тем, кто умеет воспринимать и мыслить глубоко. Каждая
его работа это море идей и интерпретаций.
Идея фильма вполне досягаема для всех. Молодой девушке (Натали Портман) выпал
небывалый шанс проявить свои профессиональные навыки, сыграв приму балерину в
новой постановке сезона. На эту роль претендовали почти все танцовщицы труппы, но
Тома — балетмейстр труппы (Венсан Кассель) — выбрал именно ее, надеясь, что она
раскроется, освободится от внутренних цепей и станет прекрасным лебедем балета
«Лебединое озеро».
Тома требовал от нее наилучшего исполнения. Она должна была исполнять две
основные партии — белого и черного лебедя. С белым она справлялась идеально, а вот
танцевать черного лебедя ей удавалось с натяжкой. Она была слишком зажата,
напугана чем-то. Вот Тома и хотел, чтобы она раскрылась.
Раскрыться — вот о чем постоянно думает героиня Портман. Это требование Тома
полностью овладевает Ниной, вплоть до раздвоения личности, мании преследования и
нервного срыва, что приводит к необратимым последствиям.
Хотела бы отдельно написать о Натали Портман. Честно говоря всегда была хорошего
мнения о ней, но после этого фильма не могу не выразить свой полный восторг. Она
проявила себя в совершенно ином качестве, поднявшись на новую ступень актерского
мастерства. Ей пришлось нелегко, во время съемок она получила травму ребер и
сотрясение мозга. Ей пришлось похудеть на 9 кг для этой картины. В итоге она
получила Золотой глобус за лучшую женскую роль 2010 года.
Немного о спецэффектах...
Я не большой любитель спецэффектов. На мой взгляд в кино на первом месте должны
быть эмоции актеров, их актерское мастерство. В картине «Черный лебедь» эти два
явления совмещены в одно целое. Концовка фильма со специальными эффектами снята
настолько красиво и захватывающе, что просто завораживает.
Прочитав несколько отзывов к этому фильму, заметила, что для многих людей эта
картина показалась аморальмой и даже извращенной. В связи с этим могу сказать
только одно. К такому выводу могли придти только те зрители, которые могут
воспринимать лишь поверхностно, те, кто не поняли глубины фильма, не прониклись ее
духом.
От этого фильма бесспорно поднимается буря эмоций. Всем рекомендую смотреть.
Несомненно, каждый сможет взять что-то для себя из «Черного лебедя».
10 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от misterymn
Рецензия от sasha_misar
В современном кинематографе,
по-моему, мнению есть только два режиссера, которые способны, очень точно
показать, что твориться с человеческой личностью, а самое главное точно подобрать
актеров которые могут изобразить самые нестандартные состояния. Этими
режиссерами являются Ларс фон Триер и Даррен Аронофски. Триер копает глубоко и многие действия на экране
остаются непонятные для обычного зрителя, что нельзя сказать об Аронофски, его
художественный взгляд, настолько точно показал нам, что может случиться с молодой
девушкой, которая просто хотела быть самой лучшей, и самой безупречной.
Действие происходит в современном театре, где молодой балерине Нине
представляется возможность сыграть в «Лебедином озере» белого и черного лебедя.
Но девушка слишком зажата, ей никак не дается перевоплощение в черного лебедя и
тогда она начинает открываться с ней начинают, происходит странные вещи… Кроме
того на пути Нины предстает опасная конкурентка, которая не остановиться ни перед
чем, чтобы получить ее роль. Нине предстоит показать весь свой талант, вжиться в
образ, а самое главное не обезумить.
Мир, где твориться искусство жесток. Перед нами предстает две картины, еще одна
погоня за иллюзией, где открываются человеческое безумие, вторая темная половина,
имя которой жестокость. Вторая сторона фильма, это жестокий мир театра, где слабым
нет места. Где, только страстное стремление может сделать балерину безупречной.
Что хочется также отметить так это актерскую игру Натали Портман, столь
пронзительной и ошеломляющей роли у нее еще не было. Она настолько точно
изобразила все, что происходило с ее героиней не протяжении фильма, что от
восхищение можно и забыть, что это просто фильм.
«Черный лебедь» — это фильм о том, как жесток мир театра, как тяжело быть главной
примой балета, а самое главное, о том, что может стать с человеком который
стремиться быть безупречным.
10 из 10
Нажмите чтобы закрыть спойлер: Рецензия от sasha_misar
Рецензия от пролд
Что ж, «Чёрный лебедь».
Начну, если вы не против, с субъективизма:
Таких ощущений я не испытывал давно, пожалуй, даже очень давно… Точно такие же
чувства меня охватывали при прочтении «Преступления и Наказания» Ф.М.
Достоевского. Что бы понять, нужно испытать всё на ”своей шкуре ”, то есть во
время просмотра/прочтения пережить вместе с героем всё то, что происходит с ним. И
лишь тогда вы до конца осознаете, что именно твориться на душе у не совсем
здоровых в психическом отношении людей! Правда есть от этого и побочный эффект –
вам несколько дней будет казаться, что у вас тоже паранойя, будет казаться, что
кто-то постоянно наблюдает за вами, но это пройдёт, а впечатления о фильме
останутся очень надолго! И вы ещё долго будете вспоминать то чувство, то очень
необычное, непривычное и непрекращающееся чувство некой паники, душевной
истерики, которое вы испытывали в унисон с Натали Портман на протяжении почти
двух часов…
Ну и конечно же нельзя не отметить впечатляющий рейтинг IMDB 8.6!
В общем, слова здесь просто не к чему, эту картину нужно лишь посмотреть, но от
увиденного может перевернуться всё ваше представление о ”внутреннем мире ”
людей!