Схиртладзе Тамара Ермолаевна - грузинская и советская актриса театра и кино.
Народная артистка Грузинской ССР.
Родилась 2 мая 1929 года.
В 1949 году окончила студию при Государственном академическом театре им. К.
Марджанишвили.
С 1947-1967 год - актриса Театра им. Марджанишвили.
С 1967-1975 год играла в Театре драмы г. Рустави.
С 1975 года - актриса Театра им. Марджанишвили.
Выбор профессии
К театру Тамару приобщил отец - заядлый любитель искусства, не пропускавший ни
одного спектакля, концерта, оперной постановки или выступлений артистической
труппы. И всегда он водил с собой дочку. Возвращаясь, Тамара нацепляла на себя
бант, прикрепляла к платью «шлейф» из простыни, и танцевала... Потом пришла в
драматический кружок Дворца пионеров, где уже «играли» Гурам Сагарадзе, Рамаз
Чхиквадзе, Гизо Сихарулидзе. Дожидаясь, пока ей тоже дадут роль, Тамара заглянула
в соседнюю комнату - в кукольный театр, стала почаще наведываться туда и вскоре
получила первую роль - да не одну, а две одновременно - волка и ягненка. От кукол до
марджанишвилевского театра пролегли годы учебы в театральном институте, почти
ежедневные походы в оперный театр и театр им. Руставели, но только не в театр им.
Марджанишвили - на это у Тамары была своя причина: «Первый спектакль, который я
посмотрела в этом театре, был «Уриэль Акоста». Он настолько мне не понравился, а,
может, тогда я не могла в совершенстве воспринять его, что решила больше в
марджанишвилевский театр не ходить. Но позже, еще раз посмотрев спектакль, долго
не могла прийти в себя от изумления. А самым забавным во всей истории оказалось то,
что первый мой выход на эту сцену состоялся... в «Уриэль Акосте». Правда, я там
только танцевала».
Театр
Тамара называет себя живым летописцем марджанишвилевского театра, она уже более
70-ти лет на сцене. Действительно, пришла в театр в 1947 году, когда там играли Верико
и Сесилия, Георгий Шавгулидзе и Сандро Жоржолиани, Шалва Гамбашидзе и Пьер
Кобахидзе - светила грузинского искусства. И она, совсем юная, только-только
ступившая на большую сцену, имела счастье играть, общаться, дружить с этими
великими артистами.
Мастерство высшего класса доказали ее роли в спектаклях «Эухения Бальбоа»,
«Поколение», «Деревья умирают стоя», «Пигмалион», «Белая сирень», «Лавина»,
«Хаджи-Мурат», «Последняя царица Грузии», «Здесь, в этой обители», «6 старых дев и
один мужчина»...
Театр принес Тамаре успех, любимые роли и семейное счастье, в лице артиста театра
Котэ Толорая. А еще, огромную жизненную силу и энергию, которая питает Тамару
каждый раз заново, когда заканчивается очередной спектакль.
«Я никогда не напрашивалась на роль. Если режиссер считал, что нужна именно я, -
хорошо, а нет - так нет. Но и мне самой надо было прочувствовать роль от начала до
конца, чтобы создать такой образ, какой принес бы удовлетворение и мне, и
режиссеру, и зрителю. Признаюсь честно: в моем возрасте думают не о новых ролях, а о
том, сколько еще смогут продержаться на сцене, а для меня хуже бездеятельности
ничего нет на свете. Мне приходилось играть с высокой температурой, давлением,
болью, но после спектакля всегда чувствую такой прилив энергии, что готова снова
выйти на сцену».
Кинематограф
Путь в кино у актрисы оказался долгим. Голубоглазую светловолосую Тамару
отказывались снимать, - ее внешность не соответствовала типажу грузинской
женщины. «Я не французский фильм снимаю, а грузинский», - заявил один режиссер. Но
после первого ее фильма «
День
длиннее ночи», принесшего государственную премию, приглашения посыпались со
всех сторон.
«Только немного опоздали, - смеется Тамара, - вместо молодых девушек мне
доставались роли матерей или бабушек». На вопрос, сколько же фильмов на ее счету,
Тамара, прибавив ко всем художественным, короткометражным и телевизионным
фильмам и дипломные фильмы выпускников кинофакультета, насчитала более 60-ти.
«Я не отказываюсь сниматься в фильмах студентов. У них нет возможности платить
известным артистам, а как же не помочь, не подбодрить их. Они же только начинают
свою творческую жизнь. Был такой случай: молодой грузинский режиссер, выпускник
из Германии, приехал в Тбилиси снимать дипломный фильм, и очень робко попросил
меня и Кахи Кавсадзе сыграть небольшие роли. Естественно, согласились оба. А потом
узнала, что в Германии фильм произвел большое впечатление, и особенно отметили
мою игру: «Где вы такую артистку нашли?!» Конечно, лестно слышать такое, особенно
из-за рубежа, но еще более радостно, когда сознаешь, что в успехе этого парня я
сыграла свою роль».
Тамара с особой теплотой вспоминает режиссера и писатели Годердзи Чохели. Он снял
5 фильмов с ее участием, и каждый из них оставил в душе Тамары неизгладимый след. «Я
понимала его с полуслова. Не надо было спрашивать, как сыграть ту или иную сцену.
Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, доволен он или нет. Главное, он давал
мне свободу действий. Как часто, придумав какую-нибудь сценку и сыграв ее
по-своему, я наталкивалась на его восхищенный взгляд: «Как тебе это удалось, ну
здорово!» Очень я любила этого необыкновенного человека!»
Незаурядный талант Тамары ярко проявился в фильмах «
День
длиннее ночи», «Земля предков», «Тоска человеческая», «
Корни», «
Солнце
неспящих», «
Круговорот», «
Вальс на Печоре», «
Любовь с первого взгляда», «
Нет
худа без добра», «Огонь любви», «Житие Дон Кихота и Санчо» и т.д.
Личная жизнь
Была замужем за актёром Котэ Толорая (1926-2017).
Сын - актер Тамаз Толорая (1951-2004).