Марк Айшем (англ. Mark Isham; род. 7 сентября 1951, Нью-Йорк, США) - американский музыкант и
композитор. Известен своим творчеством в области электронной музыки и джаза, а
также как автор музыки к кинофильмам. Является обладателем музыкальной премии
«Грэмми» и телевизионной премии «Эмми». По вероисповеданию - сайентолог.
Родители Марка Айшема имели непосредственное отношение к музыке - мать, Патрисия
Айшем (Хэммонд), была скрипачкой, а отец, Говард Фуллер Айшем преподавал музыку.
Марк с детства учился играть на пианино, трубе и скрипке.
Свою музыкальную деятельность начал в симфонических оркестрах Окленда и
Сан-Франциско, когда семья переехала в Калифорнию. В это же время участвовал в
различных рок- и джаз-группах. С 1970 по 1972 года Марк участвовал в группе Beefy Red, играя
на трубе и сопрано-саксофоне. С 1974 года Айшем вместе с другими участниками
распавшейся группы, Филом Вудом, игравшим на флюгельгорне, и ударником Джеймсом
Престоном, участвовали в коллективе под названием The Sons of Champlin. Обе эти группы в то
время отличались достаточной оригинальностью для психоделической сцены
Сан-Франциско.
Когда Айшему было немного за 20, он увлекся электронной музыкой и получил
репутацию отличного синтезаторщика. Помимо прочего, Айшема знали как
трубача-«классика», джазового стилиста и соло-инструменталиста. В 1975 году он
вместе с пианистом Артом Ланде организовал квартет Rubisa Patrol, где Марк и проявил
себя виртуозным трубачом с манерой исполнения, напоминающей стиль Майлса
Дейвиса. С 1979-го по 1983-й Айшем сотрудничал с Ваном Моррисоном; за этот период
совместными усилиями они выпустили 4 альбома. Кроме того, в качестве рок-музыканта
и трубача «по приглашению» Айшем работал с такими звездными исполнителями, как
Rolling Stones, Beach Boys, Джони Митчелл, Вилли Нельсон, Лайл Ловетт, Зигги Марли, Крис Айзек и
Брюс Спрингстин.
В 1983 году Айшем выпустил свой первый сольный альбом Vapor Drawings. Критика очень
положительно отнеслась к способности Айшема объединять в одной работе самые
разные музыкальные стили - от джаза до электронного авангарда, используя и
акустический, и синтезированный звук. Благодаря этому альбому Айшем получил
репутацию одного из основателей стиля «нью-эйдж». Следующие его альбомы, Castalia (1988)
и
Tibet (1989), подтвердили успех
Айшема - эти (как и многие последующие) альбомы были номинированы на «Грэмми». Эту
престижную награду ему удалось получить в 1990 году в номинации «Лучший альбом
нью-эйдж» за свою новую работу Mark Isham. Во второй половине 90-х годов XX века Марк
Айшем вернулся к джазовому стилю. В результате, его реинтерпретация музыки Майлза
Дэвиса, воплощенная в издании Miles Remembered: The Silent Way Project, была признана лондонской
газетой «Таймс» лучшим джазовым альбомом в 1999 году.
С 1987 по 1992 год Айшем работал над музыкальным оформлением аудиокниг из серии Rabbit Ears
Storybook Classics, включающую в себя истории на основе классических детских сказок. В
работе над дисками вместе с Марком участвовали такие знаменитости, как Уильям
Хёрт и Гленн Клоуз.
Музыка для кино и телевидения
На поприще киномузыки Марк Айшем впервые выступил в ключевом для себя 1983 году,
когда выпустил первый сольный альбом и записал саундтрек к фильму Кэррола
Бэлларда «Не зови волков». Впоследствии он работал над таким фильмам, как «
Столкновение», «
Белый плен», «
Тормоз», «
Блэйд», «
Нелл», «
Военный ныряльщик», «
Тайная
жизнь пчёл», «
Плохой
лейтенант» и другие. За музыку, написанную для фильма «Там, где течёт река»,
номинировался на «Оскар» (1993), а за эпизод «A Terrible Beauty» телевизионного сериала «EZ
Street» в 1996 году получил премию «Эмми». Айшем находится на 25 месте по совокупности
собранной кассы (1052 млн долларов) в составленном журналом MovieScore рейтинге
композиторов фильмов, вышедших в прокат в период с 2000 по 2009 годы в США.