Пол Келли (англ.Paul Kelly) - американский актёр театра и кино.
Пол Майкл Келли родился 9 августа 1899 года в Бруклине, штат Нью-Йорк, в
римско-католической семье ирландского происхождения, девятым из 10 детей. Его отец
владел баром Kelly's Kafe. Он умер, когда Пол был еще совсем ребёнком, и весь клан,
включая детей, должен был вносить посильный вклад в семейный бюджет. Юный Пол,
дебютировавший на Бродвее в возрасте 8 лет в постановке «The Grand Army Man», приносил
семье еженедельный доход в 5 долларов. Заведение его отца располагалось недалеко
от киностудии Vitagraph, и студия обычно брала мебель из бара для своих декораций. В
качестве частичного возмещения (по просьбе его матери) студия использовала Пола в
некоторых своих немых фильмах.
С 1911 года он стал постоянным актером студии, известным как «Чик Келли,
Витаграф-мальчик», и снялся в многочисленных немых фильмах, зарекомендовав себя
одним из лучших детей-актеров продюсерской компании. Пол, возможно, был первым
юным актером мужского пола, получившим главные роли в американских фильмах,
предшествовав более запоминающимся детским звездам, таким как Бобби Коннелли и
Джеки Кугэн .
В отличие от других детей-актеров того времени, кинокарьера взрослеющего Келли не
закончилась. Он продолжал сниматься в популярных короткометражных фильмах - 18-ти
эпизодах многосерийного фильма «The Jarr Family» (1915), одновременно появляясь на Бродвее
в таких престижных постановках, как «Маленькие женщины» (1916-17), « Семнадцать» (1918) и
«Пенрод» (1918) Бута Таркингтона, пьесой, над которой он работал вместе с будущей
великой американской актрисой Хелен Хэйес .
К 1926 году, когда Пол Келли приехал в Голливуд, его послужной список состоял из
более чем пятидесяти фильмов для Vitagraph и 13-ти бродвейских постановок. Его первой
голливудской работой стала спортивная комедия «
Slide, Kelly, Slide» (1927) с Уильямом Хайнсом в
главной роли. Позже он снялся в фильме «
Специальная доставка» (1927) с Эдди Кантором и Уильямом Пауэллом .
Высокий, красивый и спортивный, двадцатишестилетний актер имел достаточно опыта,
чтобы зарекомендовать себя как восходящую звезду экрана, но новый многообещающий
этап его карьеры был резко прерван трагическим событием.
Осуждение за непредумышленное убийство
16 апреля 1927 года Келли стал участником драки с певцом и танцором Рэем Рэймондом,
известным по выступлениям в «Безумствах Зигфилда» в 1918 и 1919 годах, и в бродвейском
ревю «Blue Eyes» 1920 года. Причиной ссоры между двумя мужчинами были романтические
отношения, завязавшиеся у Келли с женой Рэймонда, танцовщицей шотландского
происхождения
Дороти МакКей. Драка произошла в квартире
Рэймондов и четырехлетняя Валери Рэймонд была свидетельницей жестокого избиения
отца. Спустя два дня Рэй Рэймонд скончался от полученных травм, а через некоторое
время Келли был арестован как подозреваемый в убийстве.
За судебным процессом пристально следила пресса. Противоречивые показания Пола и
Дороти об их отношениях, попытки скрыть от следствия истинные обстоятельства
смерти Рэймонда, неблагоприятно повлияли на жюри и общественное мнение. Келли был
признан виновным в непредумышленном убийстве и приговорен к тюремному
заключению сроком от одного до десяти лет. МакКей обвинили в преступном сговоре с
целью сокрытия фактов, связанных со смертью мужа, и приговорили к сроку от одного
до трех лет. Однако она была освобождена под залог после десяти месяцев тюремного
заключения. Келли был условно освобожден в августе 1929 года за «хорошее
поведение», отсидев всего 25 месяцев, несмотря на явное отсутствие раскаяния в
связи с инцидентом.
В то время мир кино претерпевал кардинальные изменения из-за перехода от немого к
звуковому. В связи с этим Келли постоянно исследовал технические новинки, брал
уроки дикции, никогда не упуская из виду возможности начать свою артистическую
карьеру заново. И это ему удалось.
Впервые после тюремного заключения он появился на Бродвее в мюзикле-ревю 1930 года,
а затем играл в постановке «Плохая девочка» (1930) вместе с будущей кинозвездой
Сильвией Сидни . В течение следующих двух лет он был задействован в таких
спектаклях, как «Бродяга», «Просто чтобы напомнить вам», «Было у Адама было два
сына» и «Великий Магу».
Возвращение на экран
Возвращение Келли в кино произошло в 1932 году в фильме «
The Girl from Calgary», положившим начало его второй
карьере на большом экране. В следующем году продюсер Дэррил Занук предложил ему
роль в фильме «
Бродвей через замочную скважину», с
Констанс Каммингс в главной роли, снятого по рассказу Уолтера Винчелла и
имевшего огромный успех, окончательно
перезапустив образ актера.
На протяжении 1930-х и 1940-х годов Келли снялся в длинной серии музыкальных комедий и
мелодрам, зарекомендовав себя как проницательный и убедительный актер,
адаптированный ко всем жанрам кино. В его фильмографии также числятся два
заметных гангстерских фильма: «
Невидимые полосы» (1939), основанном на мемуарах тюремного директора
Льюиса Э. Лоуза, и, прежде всего,
«
Ревущие двадцатые, или Судьба солдата в Америке» (1939), снятом Warner Brothers и
считающимся один из лучших гангстерских фильмов всех времен.
Актер работал почти во всех крупных кинокомпаниях, таких как MGM с комедией
«Девушки Зигфельда» (1941), и в небольших продюсерских компаниях, таких как Republic
Pictures и Monogram Pictures, сыграв во множестве коммерческих фильмов. Он также снимался в
вестернах, в из числе «
Ховарды из Вирджинии» (1940) и «
Сан-Антонио» (1945),
дважды играл роль пилота, сначала в
приключенческом фильме «
Приключения Тарзана в Нью-Йорке» (1942), а затем
в военной драме «
Летающие
тигры» (1942), и морского офицера в «
История доктора Уоссела» (1944).
Актер также успешно снимался нуарах. Среди его работ, лейтенант полиции в фильме «
Torchy Blane in Panama » (1938),
сотрудник правоохранительных органов в фильмах «
Страх в ночи» (1947) и
«
Переулок» (1950). Среди наиболее значимых работ Келли того периода была
роль в фильме «
Перекрестный огонь» (1947), где его партнерами по съемочной площадке были
такие знаменитости Роберт Янг , Роберт Митчэм и Глория Грэм .
Театр и последующие годы
Во второй половине 1940 -х Пол Келли триумфально вернулся на Бродвей в постановке
«Командное решение», которое принесло ему в 1948 году номинацию на премию «Тони» за
лучшую мужскую роль, премию «Выбор критиков эстрады » и премию Дональдсона. Два
года спустя у него была еще одна успешная роль Фрэнка Элджина в драме Клиффорда
Одетса «Деревенская девушка». Однако ему не удалось сыграть эти роли в
экранизациях пьес, их доверили актерам Кларку Гейблу и Бингу Кросби
соответственно.
Преждевременно поседевший, в последнее десятилетие своей карьеры, Келли
по-прежнему хорошо выступал в качестве характерного актера, регулярно играя
крутых персонажей, например, в вестернах «
Стрелок из Спрингфилда» (1952) и «
Gunsmoke» (1953), драмах «
Доля секунды» (1953)
и «
Великий и могучий» (1954). По иронии судьбы, актёру довелось сыграть
Клинтона Трумэна
Даффи, директора тюрьмы Сан-Квентин, в которой он отбывал двадцать пять месяцев
заключения, в фильме «
Duffy of San Quentin», снятом в 1954 году.
Личная жизнь
Отбыв наказание в тюрьме, Пол Келли и Дороти МаКкей поженились в 1931 году. Они
сначала выступали на Бродвее, а затем вернулись в Калифорнию. 5 января 1940 года
Дороти погибла в автомобильной катастрофе.
Спустя год актер женился на Клэр Оуэн, с которой прожил влоть до своей смерти в 1956
году.
Смерть
Актер умер от инфаркта миокарда 6 ноября 1956 года в Беверли-Хильс в возрасте 57 лет.