Хайфа Аль-Мансур (араб. هيفاء المنصور) -
саудовская кинематографистка, первая женщина-режиссёр Саудовской Аравии,
лауреат ряда кинопремий и автор первого фильма, поданного от страны на «Оскар» за
лучший фильм на иностранном языке.
Родилась восьмым ребёнком в семье известного саудовского поэта Абдул Рахмана
Аль-Мансура, имеет одиннадцать братьев и сестёр. Провела детство и юность в
Эль-Хуфуфе. Получила либеральное воспитание от отца, который и привил ей вкус к
кино в условиях запрета в стране кинотеатров, показывая ей видеофильмы.
При поддержке отца получила высшее образование в Американском университете в
Каире (Египет), окончив его в 1997 году со степенью бакалавра по сравнительному
литературоведению. Позднее продолжила образование на факультете искусств и
общественных наук Сиднейского университета (Австралия), получив степень магистра
по режиссуре и киноведению.
Кинематографическая карьера Хаифы началась с короткометражных фильмов «Who?», «The
Bitter Journey» и «The Only Way Out», последний из которых был удостоен премий на фестивалях
Объединённых Арабских Эмиратов и Нидерландов. За ними последовала
документальная лента «
Women Without Shadows», посвященная скрытым сторонам жизни женщин в арабских
государствах Персидского залива. Фильм был показан на 17 международных
кинофестивалях и был удостоен «Золотого кинжала» за лучший документальный фильм
на кинофестивале в Маскате (Оман) и «особого упоминания» на 4-м Фестивале
арабского кино в Роттердаме.
Первый снятый Хаифой Аль-Мансур полнометражный фильм «
Ваджда» по её же сценарию стал
дебютным ещё в нескольких аспектах и для кинематографа Саудовской Аравии в целом
- как первый полнометражный фильм, снятый режиссёром-женщиной и как первый
художественный фильм вообще (любого режиссёра), полностью снятый на территории
Саудовской Аравии. Фильм был снят при поддержке продюсерской компании Rotana,
принадлежащей члену саудовского королевского дома принцу Аль-Валиду, и продолжил
тему гендарного неравенства, уже затронутую кинематографисткой в «Who?» и «
Women Without Shadows», на фоне
неоднократных выступлений женщин королевства против запрета им пользоваться
личным транспортом. В ходе съёмок режиссёр также испытала на себе действие
гендерных законов, вынужденная управлять внешними съемками из фургончика
киностудии, отслеживая процесс по монитору и общаясь с помощниками и актёрами
через рации.
Мировая премьера фильма состоялась на 69-м Венецианском кинофестивале.
впоследствии фильм был удостоен ещё ряда фестивальных показов и премий, в
частности, стал первым фильмом Саудовской Аравии, заявленным на премию «Оскар» за
лучший фильм на иностранном языке, хотя и не достиг шорт-листа номинации.
Впоследствии Хаифа Аль-Мансур издала новеллизацию своего сценария в виде повести
«Зелёный велосипед», также положительно встреченной критикой.
В 2014 году сообщалось о её планах поставить романтическую драму под рабочим
названием «A Storm In The Stars» о писательнице Мэри Шелли . Фильм позднее получил
название «
Красавица для чудовища», премьера которого состоялась в сентябре 2017
года на Кинофестивале в Торонто.
Помимо собственной работы над фильмами, Хаифа Аль-Мансур участвует как киновед в
жюри кинематографических премий, в частности, она возглавила жюри премии Opera Prima
имени Луиджи де Лаурентиса 70-го Венецианского кинофестиваля и вошла в жюри
программы «Особый взгляд» 68-го Каннского кинофестиваля.
Личная жизнь
Хаифа Аль-Мансур замужем за американским дипломатом, мать двоих детей. Последние
несколько лет вместе с семьёй живёт в Бахрейне.