Жак-Франсуа-Антуан И́бер - французский композитор.
Родился 15 августа 1890 года в семье торгового агента Антуана Ибера и Маргариты
Лартиг, троюродной сестры Мануэля де Фальи. В четыре года начал обучаться игре на
скрипке и фортепиано под руководством матери. В двенадцать лет прочёл учебник
гармонии Ребера и Дюбуа, начал сочинять небольшие вальсы и песни.
По окончании школы юный Жак устроился на работу заведующего складом, чтобы помочь
отцу, дела которого в то время шли не очень успешно. Втайне от родителей частным
образом изучал сольфеджио и теорию музыки, а также посещал курсы актёрского
мастерства Поля Муне. Муне советовал юноше избрать карьеру актёра, однако эту
идею не поддержали родители Ибера, и он решил целиком посвятить себя музыке.
В 1910 году, по совету Мануэля де Фальи, Ибер подал заявление в Парижскую
консерваторию, и был принят в неё как слушатель, а через год перешёл на
полноценное обучение в классы контрапункта Андре Жедальжа, гармонии Эмиля
Пессара, композиции и оркестровки Поля Видаля. Среди его однокурсников были
будущие известные композиторы Артюр Онеггер и Дариюс Мийо. Ибер зарабатывал на
жизнь, давая частные уроки, играя на фортепиано в кинотеатрах Монмартра и сочиняя
эстрадные песни и танцы.
С началом Первой мировой войны Ибер, не подходивший к военной службе по
состоянию здоровья, тем не менее, уходит на фронт в ноябре 1914 года санитаром.
В 1916 году он заболевает тифом, из-за чего вынужден вернуться в тыл. На некоторое
время он примыкает к созданной Эриком Сати группе композиторов «Новые молодые» и
участвует в нескольких концертах вместе с Жоржем Ориком, Луи Дюреем и Артюром
Онеггером. Год спустя Ибер поступает на службу во флот, где вскоре получает звание
офицера и несколько лет служит в Дюнкерке.
В октябре 1919 года, ещё не демобилизовавшись, Ибер принимает участие в конкурсе
на Римскую премию с кантатой «Поэт и фея» и сразу получает Гран-при, что
позволяет ему три года жить в Риме. В том же году Ибер женится на Розетте Вебер,
дочери художника Жана Вебера.
В феврале 1920-го супруги переезжают в Рим, где композитор пишет первое крупное
сочинение для оркестра - «Балладу Редингской тюрьмы» по одноимённой
поэме Оскара Уайльда. К римскому периоду творчества относятся опера «Персей и
Андромеда», сюиты «Истории» для фортепиано и
«Морские
порты» для оркестра. Только постоянные переезды и чистое стечение
обстоятельств привело к тому, что в 1920 году музыкальный критик Анри Колле,
пересчитывая молодых композиторов, не включил Жака Ибера в знаменитую
"Шестёрку".
В 1923 году композитор возвращается в Париж, где ведёт активную композиторскую
деятельность, а также преподаёт в Универсальной школе оркестровку. Через три года
Ибер покупает в Нормандии дом XVI века, где проводит по несколько месяцев в год,
желая удалиться от городской суеты. В этом доме он создаст свои самые известные
сочинения: «Дивертисмент для оркестра», оперу
«Король
Ивето», балет «Странствующий рыцарь» и другие.
1927 год отмечен появлением оперы
«Анжелика»,
поставленной в Париже и принесшей её автору мировую известность. В последующие
годы Ибер много работает над музыкой к театральным постановкам и кинофильмам,
среди которых выделяется «Дон Кихот» (1932) с Фёдором Шаляпиным в главной роли.
Композитор создаёт также ряд оркестровых сочинений, в том числе «Морскую
симфонию», которая, согласно его завещанию, не должна была исполняться до его
смерти.
В период с 1933-го по 1936-й годы Ибер пишет «Концерт для флейты» и
«Камерное концертино для саксофона», а также два больших балета с пением (по
заказу Иды Рубинштейн): «Диана из Пуатье» и «Странствующий рыцарь». Затем
композитор предпринимает большое турне по Европе - он выступает со своими
произведениями как дирижёр, и руководит первой постановкой «Короля Ивето» в
Дюссельдорфе. Также Ибер, совместно с Артюром Онеггером, создаёт оперу
«Орлёнок».
В 1937 году Ибер получает место директора Французской академии в Риме, и вновь
обращается к совместной работе с Онеггером: оперетта «Малютка Кардиналь»,
поставленная в Париже, имела большой успех.
С начала Второй мировой войны Ибер служил на должности морского атташе при
французском посольстве в Риме. 10 июня 1940-го Италия вступила в войну, и на
следующий день Ибер вместе с семьёй на дипломатическом поезде отбыл из Рима.
В августе 1940 года Ибер был отправлен в отставку - специальным указом
правительства Виши его имя было вычеркнуто из списка морских офицеров, а
произведения запрещены к исполнению. В течение последующих четырёх лет Ибер жил
на полулегальном положении, продолжая сочинять - в 1942 году он окончил начатый за
пять лет до того «Струнный квартет». В октябре 1942 года Иберу удалось перебраться в
Швейцарию.
После освобождения Парижа в августе 1944 года Ибер вернулся во Францию. С 1945-го по
1947-й год композитор снова возглавлял Французскую Академию в Риме. Ибер вновь
пишет музыку к театральным постановкам, кинофильмам и балетам, дирижирует
собственными сочинениями.
С 1950-х годов Ибер начинает испытывать проблемы с сердечно-сосудистой системой,
что вынудило его прекратить концертные выступления и преподавательскую
деятельность. В 1960 году композитор переезжает из Рима в Париж.
Ибер умер 5 февраля 1962 года от инфаркта. Последние годы жизни он работал над
Второй симфонией, которая осталась неоконченной. Был похоронен на кладбище
Пасси.
По материалам Википедии