Николай Владимирович Бутенин - российский актер театра и кино.
Родился 17 августа 1962 года в посёлке Водный Коми АССР.
В 1989 году окончил Высшее театральное училище им. Щукина (курс А.Г.Бурова).
С 1989 по 1998 год - актёр Театра драмы им. В.Савина (Сыктывкар).
С 1998 по 2011 год - актёр и режиссер Национального музыкально- драматического театра
Республики Коми.
С 2011 года - актёр Тульского областного театра драмы.
Из статьи в газете «Трибуна» (республика Коми)
Судьба женского рода
Николай Бутенин родился в поселке Водный Ухтинского района. Оба его деда- из
ссыльных: отец - дворянского рода, мать - из казачек. В семье Бутениных актеров не
было. Если не считать сестры отца (Маргариты Бутениной): она пела в Большом театре,
была очень талантливой актрисой. Но «сомнительное» по советским временам
происхождение негативно повлияло на развитие ее карьеры. Сам же Николай никогда
не задумывался о театре.
После армии Николай устроился на завод, где работал его отец. И вроде бы все
предвещало превращение его в хорошего токаря-инструментальщика. Но вмешалась
судьба женского рода. В местном ДК в те годы работала театральная студия. И
Бутенина уговорила заняться самодеятельностью знакомая девчонка. В ДК поручили
роль Терентия в «Жестоких играх» Арбузова. А вскоре дали приз «за лучшую мужскую
роль» на конкурсе. И почти сразу позвонили из местного отдела культуры: «Хотим
направить вас в Щукинское училище по программе целевого обучения...»
- Я всерьез не думал об актерском образовании. Но охотно согласился - захотелось
съездить в Москву на халяву, - говорит Николай Владимирович.
На то и «Щука» в Москве
У Николая с детства имелись проблемы с дикцией. Он, как и все мужчины в его роду,
плохо выговаривал букву «л». Однако сам он недостатком это не считал. И на
прослушивании в первом туре прочитал стихи, где эта самая злополучная «л»
повторялась гораздо чаще обычного. Тем не менее приемная комиссия допустила
Николая сразу к третьему туру. Так он стал студентом «Щуки».
- В училище я переиграл множество ролей. А вот с кино мне тогда не везло, -
признается Николай. - Дело в том, что тогда, во второй половине 80-х, чаще всего
снимали фильмы на криминальные сюжеты. И многие мои сокурсники - Андрей Соколов,
Алексей Серебряков - начинали с таких ролей. А мне говорили - все хорошо, только
глаза у вас какие-то не бандитские...
От короля до юродивого
После окончания училища Николай вернулся в Коми, устроился на работу в
драматический театр им. В. Савина. Творческая судьба у него на родине складывалась
удачно: был ведущим актером театра, переиграл все роли на сцене - от короля до
юродивого...
Потом Бутенин 12 лет отыграл на сцене музыкально-драматического национального
театра, участвовал в постановках на коми языке. Удивительно, что языка он при этом
не знал. Иногда, признается артист, чтобы выйти на сцену, ему приходилось учить до
40 страниц текста наизусть...
- Некоторые коми тексты помню до сих пор. Поэтому иногда я говорю тульским
коллегам комплименты по-коми, - рассказывает артист.
Билет на «Титаник»
В Тулу Николай Бутенин попал почти случайно: в августе 2010 года увидел объявление,
что Тульский театр ищет актера. И артисту захотелось кардинально изменить
жизнь...
- Я приехал в Тулу в январе 2011 года - и тут же попал на репетицию «Титаник-вальса», -
рассказывает Бутенин.
- Решение остаться принял быстро, за одну минуту. В Туле за минувшие годы он также
успел сыграть множество ролей. А главное, после переезда в город оружейников у
Бутенина наконец стали складываться отношения с кино. Он сыграл в фильме
Александра Прошкина «
Искупление» (роль
арестанта Лащенко), в приключенческом триллере «Перевал Дятлова», который снимал
под Мурманском голливудский режиссер Ренни Харлин (Бутенин тут сыграл разбитного
русского шофера). Недавно он также снялся в 16-серийном сериале «
Человек ниоткуда».
- Николай, а как вы попали в кино?
- В жизни главную роль играет случай, - убежден Николай Бутенин. - У меня так, вообще,
только после «полтинника» деньги и роли появились. Когда мне предложили сняться в
первом фильме, я думал, что удастся подработать, как на новогодних елках. Но когда
я стал подписывать договор на съемку, у меня глаза на лоб вылезли от удивления,
такая сумма в нем значилась. За 11 съемочных дней я получил денег больше, чем за год
в театре. И так обидно стало за то, как низко оценивают труд артиста в театре...