Персоны кино:

Франсуа-Мари Вольтер / François-Marie Arouet

Франсуа-Мари Вольтер

Франсуа-Мари Вольтер

13

Краткая биография


Имя: François-Marie Arouet
Псевдоним: François-Marie Voltaire
Дата рождения: 21 ноября, 1694 | скорпион
Место рождения: Париж, Королевство Франция
Дата смерти: 30 мая, 1778 | 83 года
Место смерти: Париж, Королевство Франция
Карьера: Писатель, драматург
Жанр:философия,публицистика,трагедия



Биография


Франсуа-Мари Вольте́р (при рождении Франсуа-Мари Аруэ) - французский писатель, философ-просветитель XVIII века, сатирик, трагик, историк и публицист.

Известно, что однажды два звездочёта сказали Вольтеру, что тот проживёт только до 33-х лет. Но великому мыслителю удалось обмануть саму смерть - он чудом остался в живых из-за несостоявшейся дуэли с неким дворянином из рода де Роган. Биография французского философа полна как взлётов, так и падений, но, тем не менее, его имя стало бессмертным на века.

Вольтер, уехавший в Англию писателем и вернувшийся мудрецом, сделал неоспоримый вклад в особую форму познания мира. Его имя стоит в одном ряду с Дени Дидро и Жан-Жаком Руссо. Писателю, в жилах которого не было ни капли дворянской крови, благоволили великие правители - российская императрица Екатерина II, король Пруссии Фридрих II и владелец швейцарской короны Густав III.

Детство и юность

Франсуа-Мари Аруэ родился 21 ноября 1694 года в Париже. Младенец был настолько хил и слаб, что сразу же после рождения родители послали за священником. К сожалению, Мари Маргерит Домар, мать Вольтера, умерла, когда мальчику было семь лет. Поэтому будущий властитель дум Западной Европы рос и воспитывался с отцом, который пребывал на чиновничьей службе.

Отношения маленького Франсуа и его родителя были далеки от идеальных, поэтому неудивительно, что уже в зрелом возрасте Аруэ объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна - нищего поэта и мушкетёра.

Когда сын подрос, Франсуа Аруэ-старший отдал своё чадо в иезуитский коллеж, который ныне носит название лицея Людовика Великого. В этом колледже Вольтер обучался, как он вспоминал, "латыни и всяким глупостям", потому что юноша хоть и получил серьёзную литературную подготовку, но на всю жизнь возненавидел фанатичность местных отцов-иезуитов, которые ставили религиозные догмы превыше человеческой жизни.

Отец Вольтера хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и стал нотариусом, поэтому Франсуа был быстро пристроен в адвокатскую контору. Но вскоре молодой человек понял, что юридическая наука, которой благоволит древнегреческая богиня Фемида, не его стезя. Поэтому, чтобы разбавить свою тоску яркими красками, Вольтер взялся за чернильницу и перо не для переписи документов, а для сочинения сатирических рассказов.

Литература

Когда Вольтеру исполнилось 18 лет, он сочинил первую пьесу, и уже тогда не сомневался, что обязательно оставит след в истории как писатель. Через два года он уже успел снискать в парижских салонах и у искушённых дам и господ славу короля насмешек. Поэтому некоторые литературные деятели и высокопоставленные лица боялись найти публикацию Вольтера, выставляющую их перед обществом в дурном свете.

Но в 1717 году Франсуа-Мари поплатился за свои остроумные сатиры. Дело в том, что талантливый молодой человек высмеял регента французского королевства при малолетнем короле Людовике XV, Филиппа II Орлеанского. Но правитель не отнёсся к стишкам Вольтера с должным юмором, поэтому сочинитель был отправлен на год в Бастилию.

Но в месте лишения свободы Вольтер не потерял свой творческий пыл, а наоборот, начал усиленно заниматься литературой. Оказавшись на воле, Вольтер сразу же получил признание и славу, потому что на подмостках театра "Комеди Франсез" прошла его трагедия «Эдип», написанная в 1718 году.

Молодого человека стали сравнивать с именитыми французскими драматургами, поэтому поверивший в свой литературный талант Вольтер сочинял одно произведение за другим, причём это были не только философские трагедии, но и романы, а также памфлеты. Писатель опирался на исторические образы, поэтому завсегдатаи театров могли узреть на сцене актёров, переодетых в Цезаря, Брута или Магомета.

Всего в послужном списке Франсуа-Мари 28 произведений, которые можно отнести к классической трагедии. Также Вольтер культивировал и аристократические жанры поэзии, из-под его пера нередко выходили послания, галантная лирика и оды. Но стоит сказать, что писатель не боялся экспериментировать и смешивать, казалось бы, несовместимые вещи (трагичное и комичное) в одном флаконе. Он не побоялся разбавлять рациональную холодность нотами сентиментальной чувствительности, а также в его античных произведениях нередко фигурировали экзотические персонажи: китайцы, ираноязычные скифы и исповедующие зороастризм гербы.

Что касается поэзии, то классическая эпопея Вольтера «Генриада» вышла в свет в 1728 году. В этом произведении великий француз осуждал королей-деспотов за их неистовое почитание Бога, используя не вымышленные образы, а реальные прототипы. Далее, приблизительно в 1730 году, Вольтер трудится над основополагающей сатирической пародийной поэмой «Орлеанская девственница». Но сама книга впервые была напечатана только в 1762-ом, до этого выходили только анонимные издания.

«Орлеанская девственница» Вольтера, написанная силлабическим двенадцатисложником, окунает читателя в историю реально существующей личности, небезызвестной национальной героини Франции Жанны д’Арк. Но произведение писателя - отнюдь не биография командующей войсками, а сплошная ирония на устройство французского общества и церковь.

Помимо прочего, Вольтер отличился и философской прозой, которая приобрела невиданную популярность среди современников. Мастер пера не только погружал держателя книги в приключенческие истории, но и заставлял задумываться о тщетности бытия, величестве человека, а также о бессмысленности чистого оптимизма и абсурдности идеального пессимизма.

Произведение «Простодушный», вышедшее в 1767 году, рассказывает о злоключениях приверженца "теории естественного права". Эта рукопись является смесью лирической стихии, романа-воспитания и философской повести. Сюжет вращается вокруг типичного персонажа - благородного дикаря, эдакого Робинзона Крузо эпохи Просвещения, который иллюстрирует врождённую нравственность человека до его соприкосновения с цивилизацией.

Также стоит обратить внимание на новеллу Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759), которая вмиг стала мировым бестселлером. Сочинение долгое время пылилось за беспросветным занавесом, так как было запрещено из-за непристойности. Интересно то, что сам Вольтер считал этот роман глупостью и первое время даже отказывался признавать своё авторство. «Кандид, или Оптимизм» чем-то напоминает типичный плутовской роман - жанр, сложившийся в Испании. Как правило, главное действующее лицо такого произведения - авантюрист, который вызывает симпатию.

Но самая цитируемая книга Вольтера наделена абсурдом и гневным сарказмом: все приключения героев придуманы для того, чтобы высмеять общество, правительство и церковь. В особенности попал под опалу саксонский философ Готфрид Лейбниц, пропагандирующий учение, описанное в «Теодицее, или Оправдании Бога».

Римско-католическая церковь занесла эту книгу в чёрный список, однако это не помешало «Кандиду» снискать поклонников в лице Александра Пушкина, Гюстава Флобера, Фёдора Достоевского и даже американского композитора и дирижёра Леонарда Бернстайна.

Философия

Случилось так, что Вольтер вновь вернулся в холодные стены Бастилии. В 1726 году между литератором и шевалье де Роганом произошёл конфликт: провокатор позволил себе публично высмеять писателя, который под псевдонимом Вольтер якобы пытался скрыть свое недворянское происхождение. Но автор трагедий за словом в карман не полез, и заявил обидчику следующее:

«Сударь, мое имя ждёт слава, а ваше - забвение!».

За эти дерзкие слова француз поплатился в буквальном смысле - он был избит лакеем де Рогана. Таким образом, писатель почувствовал на собственном опыте, что такое предвзятость, и стал ярым защитником справедливости и социальных реформ. Выйдя из зоны отчуждения, ненужный на родине Вольтер по приказу короля был изгнан в Англию.

Примечательно, что государственное устройство Соединённого Королевства, которое в корне отличалось от консервативной монархической Франции, поразило его до кончиков пальцев. Полезным было и знакомство с английскими мыслителями, которые в один голос утверждали, что человек может обращаться к Богу, не прибегая к помощи церкви.

Свои впечатления о путешествии по островному государству французский мыслитель изложил в трактате «Философские письма», пропагандируя в нём учения Джона Локка и отрицая материалистическую философию. Основными идеями «Философских писем» были равенство, уважение к собственности, безопасность и свобода. Также Вольтер колебался в вопросе насчёт бессмертия души - он не отрицал, но и не утверждал тот факт, что существует жизнь после смерти.

А вот в вопросе о свободе человеческой воли Вольтер переходил от индетерминизма к детерминизму. Людовик XV, узнав о трактате, приказал сжечь труд Вольтера, а самого автора отправить в Бастилию. Чтобы избежать третьего заключения в камере, Франсуа-Мари отправился в Шампань.

Вольтер, как сторонник неравенства и рьяный противник абсолютизма, критиковал устройство церкви в пух и прах, однако он не поддерживал атеизм. Француз был деистом, то есть признавал существование Творца, но отрицал религиозный догматизм и сверхъестественные явления. Но в 60-70-е годы XVIII века Вольтером овладели скептические мысли. Когда современники спросили просветителя, существует ли "высшая инстанция", он ответил:

«Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания».

Хотя Вольтер, вопреки желанию отца, так и не стал адвокатом, в дальнейшем философ занимался и правозащитной деятельностью. В 1762 году автор «Кандида» участвовал в петиции по отмене смертного приговора торговцу Жану Каласу, который стал жертвой предвзятого суда из-за иной конфессии. Калас олицетворял христианскую ксенофобию во Франции: он был протестантом, тогда как другие исповедовали католицизм.

Причина, по которой Жан в 1762 году был казнён через колесование - самоубийство его сына. В то время человек, собственноручно сводивший счёты с жизнью, считался преступником, из-за чего его тело публично таскали на верёвках и вешали на площади. Поэтому семья Каласа представила самоубийство отпрыска как убийство, и суд посчитал, что Жан умертвил молодого человека, потому что тот принял католицизм. Благодаря Вольтеру через три года Жан Калас был реабилитирован.

В свободное от сочинения трактатов и философских дум время Вольтер играл в шахматы. На протяжении 17 лет соперником француза был иезуит отец Адам, который жил в доме Вольтера.

Личная жизнь

Возлюбленной, а также музой и вдохновительницей Вольтера была маркиза Эмилия дю Шатле, страстно любившая математику и физику. Этой барышне даже доводилось переводить фундаментальный труд Исаака Ньютона в 1745 году.

Маркиза была замужней женщиной, но считала, что все обязанности перед мужчиной должны быть выполнены только после рождения детей. Поэтому она, не преступая рамок приличия, окуналась в мимолётные романы с математиками и философами.

С Вольтером красавица познакомилась в 1733 году, а в 1734-м предоставила ему убежище от очередного заключения в Бастилии - полуразрушенный замок супруга, в котором философ провёл 15 лет своей жизни, возвращаясь туда из многочисленных поездок.

Маркиза привила Вольтеру любовь к уравнениям, законам физики и математическим формулам, поэтому влюблённые зачастую решали сложные задачи. Осенью 1749 года Эмилия умерла после рождения ребёнка, и Вольтер, потерявший любовь всей своей жизни, погрузился в депрессию.

Кстати, мало кто знает, что на самом деле Вольтер был миллионером. Еще в молодости философ познакомился с банкирами, научившими Франсуа инвестировать капиталы. Разбогатевший к сорока годам писатель вкладывал средства ив снаряжение французской армии, давал деньги на покупку кораблей и скупал произведения искусства, а в его поместье в Швейцарии находилось гончарное производство.

Смерть

В последние годы жизни Вольтер был популярен, каждый современник считал своим долгом посетить швейцарский дом премудрого старца. Там философ прятался от французских королей, но на исходе жизни всё же вернулся на историческую родину, где и скончался в возрасте 83-х лет. Останки великого философа и мыслителя были захоронены в национальной усыпальнице Парижского Пантеона.

Цитаты

«Верить в Бога невозможно, но не верить в него - абсурдно»

«Для большинства людей исправиться - значит, поменять свои недостатки»

«Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жён»

«Нет ничего неприятнее, как быть повешенным в неизвестности»

По материалам 24smi.org



Библиография


Публицистика

1778 «Агафокл»
1774 «Дон Педро»
1768 «Вавилонская принцесса»
1768 «Особенности природы»
1768 «Эпоха Людовика XV»
1765 «Республиканские идеи»
1765 «Философия истории»
1765 «Вопросы о чудесах»
1764 «Что нравится дамам»
1764 «Белое и чёрное»
1762 «Дело Каласа: Трактат о терпимости»
1759 - 1763 «История Российской империи при Петре Великом»
1759 «Проповедь пятидесяти»
1756 «Сочинение по всеобщей истории, нравам и духу народов»
1756 «Лиссабонское землетрясение»
1755 «Орлеанская девственница»
1754 «Анналы империи»
1752 «Трактат о философии»
1752 «Микромегас»
1751 «Эпоха Людовика XIV»
1748 «Мир как он есть»
1748 «Задиг, или Судьба»
1748 «Семирамида»
1738 «Эссе о природе огня»
1738 «Элементы философии сэра Исаака Ньютона»
1736 «Послание Ньютона»
1734 «Философские письма. Английские письма»
1732 «Заира»
1730 «История Карла XII»
1727 «Письма о квакерах»

Новеллы

1775 «Уши лорда Честерфилда и капеллана Гудмана»
1774 «Странствия разума»
1774 «История Женни»
1773 «Памятный случай»
1772 «Белый бык»
1771 «Гурон, или Ученик природы»
1769 «Письма Амабеда»
1768 «Человек с сорока́ кронами»
1768 «Принцесса Вавилонская»
1766 «Слепые судьи цветов»
1764 «Приключение в Индии»
1764 «Белое и чёрное»
1764 «Жанно и Колин»
1761 «Король Бутана»
1760 «Город Кашемир»
1759 «История доброго брахмана»
1758 «Кандид, или Оптимизм»
1757 «Задиг, или Судьба»
1756 «Путешествия Скарментадо»
1756 «Двое утешенных»
1756 «Сон Платона»
1755 «Тимон»
1750 «Мир, каким он становится»
1750 «Мемнон»
1750 «Бабабек и факиры»



Работы в театре


1779 «Агафокл»
1778 «Ирен»
1774 «Софонисба»
1774 «Дон Педро из Кастилии»
1760 «Танкред»
1759 «Женщина всегда права»
1759 «Сократ»
1755 «Сирота из Китая»
1748 «Семирамида»
1745 «Наваррская принцесса»
1743 «Мероп»
1741 «Магомет»
1740 «Зулима»
1736 «Альзира»
1732 «Заира»
1732 «Эрифиль»
1730 «Брут»
1721 «Мариамна»
1720 «Артемида»
1718 «Царь Эдип»

Расширенный поиск:

Счетчики
Яндекс.Метрика

Исходники сайта
Сайт работает на движке, построенном на исходнике: Tesla (Tesla Tracker) © v.Pearl V8 (8.6.9) 2008-2024 Оплата только криптовалютой: BNB, USDT.
Главный разработчик, владелец и создатель исходного кода является 7Max7, по вопросам приобретения обращаться в Telegram: Tesla_64, https://t.me/tesla_tracker

Связь с администрацией!
.:UnionGang - Электричка! © 2024 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сгенерирована за 0.016 секунд .