Иоанна Кулиг - польская актриса и певица.
В детстве она хотела стать певицей. В Крынице-Здруй окончила музыкальную школу по
классу фортепиано и, не прекращая занятий музыкой, поступила в техникум по
специальности «гостиничный сервис». «Я до сих пор проверяю в отелях, хорошо ли
застелены постели», - шутила актриса в разговоре с журналистом, Лукашем
Мачеевским.
Иоанна, которая воспитывалась в музыкальной семье, с детства привыкла к
публичности. Вместе с братьями и сестрами она выступала на вечеринках и свадьбах.
Когда ей было шестнадцать лет, она приняла участие в телепередаче «Шанс на успех».
Там актриса исполнила песню из репертуара Гжегожа Турнау «Между тишиной и
тишиной», покорив всех своим голосом и индивидуальностью. Кулиг стала
победительницей одного из этапов, а в финале заняла третье место.
Знакомство с Гжегожем Турнау принесло свои плоды: в 2002 году они вместе записали
песню, которая вошла в альбом «Nawet». В том же году юная артистка попробовала свои
силы в популярном телевизионном шоу талантов «Idol», и дошла в нем до полуфинала.
Мечтая о карьере вокалистки, она решила поступать в Музыкальную Академию в
Катовице на факультет джазовой и развлекательной музыки. После того как обе
попытки не увенчались успехом, Иоанна Кулиг начала обучение на актерском
факультете в краковской Высшей школе драматического искусства по специальности
«вокальное и эстрадное пение», которую окончила в 2007 году.
В 2006 году, еще будучи студенткой Высшей школы драматического искусства, Кулиг
дебютировала на сцене Старого театра в роли Гермии в спектакле Майи Клечевской
«Сон в летнюю ночь». Позже Иоанна Кулиг играла в спектаклях «Женщины в народном
собрании» и «Оперетка» в постановке Миколая Грабовского, в «Орестее» Яна Кляты и
«Очищении» Петра Зеленки.
На сценах других театров играла в «Вассе Железновой» Горького в постановке
Вальдемара Разняка, в мюзикле «Шопен должен умереть» Марчина Вроны и в «Сонате
Вельзевула» Виткевича в постановке Кшиштофа Ясиньского.
Иоанна Кулиг не боится смелых дебютов. В 2006 году, одновременно с дебютом в Старом
театре, актриса приняла участие в постановке Театра Телевидения. Она сыграла
главную роль в спектакле Марчина Вроны «Доктор Галина», за которую позже получила
награду фестиваля «Два театра» в Сопоте.
Два года спустя актриса впервые появилась на экранах кино. В дебютном фильме
Гжегожа Пацека «
Среда, четверг утро», вариации на тему «Перед рассветом» Линклейтера,
Кулиг исполнила роль девушки, которая проводит несколько часов с едва знакомым
парнем, позволив втянуть себя в игру, построенную на лжи и обольщении. Эта роль
принесла ей приз за лучший дебют на кинофестивале в Гдыне.
Ранние успехи не уберегли актрису от профессионального кризиса. Еще в начале
своей карьеры она всерьез задумывалась о том, чтобы покинуть профессию. В книге
Лукаша Мачеевского «Актрисы» Иоанна Кулиг так вспоминает это время: Я осознанно
отказалась от работы в Старом театре, спрятала в шкаф все награды за фильм «Среда,
четверг рано» и решила, что бросаю актерство, ну или, по крайней мере, делаю паузу.
Я сказала себе самой: конец, не хочу больше играть, это не для меня. И именно тогда
по телевизору показали «Доктора Галину». Меня это поразило. Сижу, смотрю этот
спектакль и думаю: «Боже, а ведь я и правда неплохо играю».
Спектакль «Доктор Галина» не только повлиял на решение актрисы, но и расширил
горизонты ее карьеры. Актрису заметил Павел Павликовский, который именно в это
время готовился к съемкам «Иды». Он пригласил Кулиг на кастинг, но чувственная
актриса не подошла на роль нежной и кроткой Иды.
Но еще до «Иды» Павликовский работал над картиной «Женщина из пятого округа», в
которой предложил Иоанне Кулиг роль барменши, влюбляющей в себя главного героя.
Появившись на экране рядом с мировыми звездами, Итаном Хоуком и Кристин Скотт
Томас, актриса очаровала зрителей своей естественностью и сексуальностью.
Неудивительно, что после работы с Павликовским Кулиг стала получать еще больше
предложений. Вскоре она сыграла роль проститутки в фильме Малгожаты Шумовской «
Откровения», в котором также снялась Жюльет Бинош. Кулиг создала смелый
и противоречивый образ, за который в 2012 году была признана лучшей актрисой
второго плана на кинофестивале в Гдыне, а год спустя получила «Орла», польскую
кинонаграду.
Вскоре она начала работать и с режиссерами из других стран. Кулиг сыграла в
фильме «
Потерянное время» Анны Джастис; в голливудской картине Томми Вирколы
«
Охотники на ведьм» появилась в компании Джереми Реннера в роли
покалеченной ведьмы. Позже она снялась в ленте корейского режиссера Пан Ын-джин
«
Путь домой» и в прекрасном фильме Анн Фонтен «Невинные».
Кулиг продолжала сниматься и в польском кино: в «Диско поло» - смешном дебюте
Мацея Бохняка (муж актрисы в реальной жизни) - она появилась в роли звезды
диско-поло, в которую влюблен главный герой. В фильме Патрика Веги «
Питбуль. Опасные женщины» актриса сыграла роль суровой
сотрудницы полиции, а позже завоевала симпатию многомилионной публики, проявив
комедийный талант в телесериале «
Обо мне не беспокойтесь».
Актриса снова встретилась с Павлом Павликовским. В оскароносной «Иде» она в конце
концов сыграла джазовую певицу - и, пожалуй, эту роль можно считать прелюдией к
роли в «Холодной войне», в которой Кулиг смогла проявить все свои артистические
таланты. В новой картине Павликовского она сыграла Зулю, провинциальную девушку,
которая мечтает о большой музыкальной карьере и начинает свой путь с выступлений
в ансамбле народной песни и танца.
Эта роль требовала от актрисы серьезной музыкальной подготовки, и Кулиг в течение
долгих месяцев работала над голосом, брала уроки джазового и классического
вокала и интенсивно занималась танцами - преимущественно, народными. Усилия не
пропали даром, и актрисе удалось создать трогательный портрет женщины, страстно
желающей любви, но обреченной на поражение.
Премьера фильма «
Холодная
война» Павликовского состоялась в мае 2018 года в Каннах, где фильм получил приз
за лучшую режиссуру. Высоко оценили и игру польских актеров во главе с Иоанной
Кулиг. Кинокритик Тим Роби сравнил ее с незабываемой Жанной Моро, а другие назвали
ее польской Дженнифер Лоуренс. Ее имя также упоминалось среди претенденток на
награду Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
Автор: Bartosz Staszczyszyn