Привет, Гость
Войти на сайт
Регистрация
Восстановить Пароль

Персоны кино:

Борис Асафьев

Искать раздачи: Борис Асафьев
Борис Асафьев

7

Краткая биография


Имя: Борис Владимирович Асафьев
Дата рождения: 29 июля,1884 | лев
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 27 января, 1949 | 64 года
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Композитор, писатель
Жанр:симфоническая музыка,опера,балет,публицистика



Биография


Борис Владимирович Асафьев - русский и советский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог, общественный деятель, публицист. Народный артист СССР (1946). Лауреат двух Сталинских премий. Один из основоположников советского музыковедения - в его литературном наследии свыше девятисот печатных работ. Доктор искусствоведения, академик Академии наук СССР (единственный среди музыкантов).

Детство и юность

Борис Асафьев родился 29 июля 1884 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника. Отец, отличавшийся строгим характером, систематически пил. Добрая, знающая, ласковая мать подрабатывала шитьём.

Музыкой Борис занимался с детства, преимущественно самоучкой - в доме было фортепиано, служившее столом для бабушкиной стряпни. С 12-ти лет обеспечивал себя самостоятельно, давая частные уроки. Подрабатывающий дежурным в подъезде петербургского Дворянского собрания отец проводил его бесплатно на организуемые там концерты, а сам он, гостя у своего дяди, ночного сторожа Павловского дворца, каждый вечер совершал прогулку на вокзал Павловска, где бесплатно устраивались концерты.

В 1903 году Борис окончил гимназию. С 1904-го по 1910-й год учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции у Николая Римского-Корсакова и Анатолия Лядова. Параллельно с 1903 года учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году. В консерватории познакомился с Сергеем Прокофьевым и Николаем Мясковским, с которыми много лет поддерживал близкие отношения. Мясковский посвятил Асафьеву свою «Третью симфонию» (1914). Большую роль в судьбе Асафьева сыграло знакомство с Владимиром Стасовым, через которого он лично узнал Максима Горького, Илью Репина, Александра Глазунова и Фёдора Шаляпина.

После окончания консерватории Асафьев работал концертмейстером балета в Мариинском театре.

Карьера

С 1918 года Асафьев являлся сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. С 1919 года - советником по репертуару в Мариинском и Михайловском театре. В том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал отделение истории музыки в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930 года, там же был руководителем Высших курсов искусствоведения и аспирантуры. С 1921-го по 1930-й год - художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии.

С 1921 года - педагог по истории и теории музыки Санкт-Петербургской консерватории (с 1925 года - профессор основанного им историко-теоретического отделения). Принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.

Был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой венской школы, "Шестёрки", а также Прокофьева и Стравинского. Активно изучая творчество последнего, в 1929 году написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке.

Также Асафьев оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В период с 1924-го по 1928 годы им были поставлены «Саломея» Рихарда Штрауса, «Войцек» Альбана Берга, «Прыжок через тень» Эрнста Кшенека и другие новейшие оперы.

С 1914 года статьи Бориса Асафьева регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени - «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период с 1919-го по 1928-го год, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов - русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формировались его творческие контакты с Паулем Хиндемитом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда.

В 1930-х годах, после распада Ассоциации современной музыки, переключился на композицию и создал свои самые известные сочинения - балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические произведения.

В 1943 году переехал в Москву, где возглавил научно-исследовательский кабинет при Московской консерватории имени Чайковского. Был консультантом Большого театра. С 1945 года - заведующий сектором музыки Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Государственный институт искусствознания).

В 1948 году на 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов был избран председателем правления Союза композиторов СССР.

Скончался 27 января 1949 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Память

В честь композитора названа улица в Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге, на площади Труда, дом №6, где композитор жил с 1933-го по 1943-й год, установлена мемориальная доска.

В Москве имя Бориса Асафьева присвоено детской музыкальной школе.

По материалам Википедии



Композитор


Оперы[/b]

1941 «Гроза»
1940 «Пир во время чумы» (не ставилась)
1938 «Золотоволосая» (не ставилась)
1937 «Казначейша»
1936 «Минин и Пожарский» (не завершена)
1908 «Снежная королева»
1906 «Золушка»
1906 «Красная шапочка»

Балеты

1947 «Франческа да Римини»
1947 «Милица»
1947 «Весенняя сказка»
1945 «Каменный гость»
1945 «Барышня-крестьянка»
1943 «Леда»
1941 «Суламифь»
1941 «Граф Нулин»
1939 «Ашик-Кериб»
1938 «Кавказский пленник»
1938 «Степан Разин» (не закончен)
1938 «Ночь перед Рождеством»
1938 «Радда и Лойко»
1935 «Утраченные иллюзии»
1935 «Партизанские дни»
1934 «Бахчисарайский фонтан»
1932 «Пламя Парижа, или Триумф Республики»
1922 «Сольвейг, или Ледяная дева»
1918 «Карманьола»
1915 «Пьерро и маска»
1912 «Лукавая Флорента»
1911 «Белая лилия»
1910 «Дар феи»
1909 «Бабочка»

Оперетта[/b]

1940 «Карьера Клеретты»

Оркестровые произведения[/b]

1944 «В суровые дни». Шесть арий для виолончели и фортепиано
1942 «Времена года» (не окончена)
1940 «Вариации на тему Моцарта» для валторны и фортепиано
1939 «Соната для трубы и фортепиано»
1939 «Сонатина для гобоя и фортепиано»
1939 «Концерт для фортепиано с оркестром»
1939 «Концерт для гитары и струнного квинтета»
1939 «Концертино для кларнета с оркестром»
1938 «Памяти Лермонтова»
1938 «Из эпохи крестьянских восстаний» (не закончена)
1938 «Соната для альта соло»
1935 «Соната для виолончели и фортепиано»
1933 «Приветственная симфониетта»
1910 «19 февраля». Кантата для солистов, хора и оркестра

Музыка к театральным постановкам[/b]

1947 «Двенадцать месяцев»
1933 «Интервенция»
1922 «Юлий Цезарь»
1921 «Слуга двух господ»
1920 «Венецианский купец»
1920 «Отелло»
1919 «Дон Карлос»
1919 «Разрушитель Иерусалима»
1918 «Царь Эдип»
1918 «Макбет»

Фильмография[/b]

1959 Граф Нулин (фильм-балет)
1946 Мастера сцены (документальный)



Библиография


1975 «Кризис западноевропейского музыкознания»
1966 «О русской живописи»
1947 «Пути развития советской музыки»
1943 «Через прошлое к будущему»
1930 «Русская музыка от начала XIX столетия»
1930 «Музыкальная форма как процесс»
1929 «История музыки и музыкальной культуры»
1927 «Русская симфоническая музыка за 10 лет»
1927 «О ближайших задачах социологии музыки»
1926 «Кшенек и Берг как оперные композиторы»
1926 «Симфонизм как проблема современного музыкознания»
1924 «Мясковский как симфонист»
1924 «Чайковский. Воспоминания и письма»
1923 «Ценность музыки»
1922 «Инструментальное творчество Чайковского»
1921 «Русская поэзия в русской музыке»
1921 «Данте и музыка»
1920 «Прошлое русской музыки. Материалы и исследования»
1919 «Путеводитель по концертам»
1918 «Пути в будущее»

Сборники статей

1980 «О хоровом искусстве»
1976 «Об опере: избранные статьи»
1974 «О балете: статьи, рецензии, воспоминания»
1967 «Критические статьи, очерки и рецензии»
1965 «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании»
1952 - 1957 «Избранные труды» в пяти томах
1952 «Избранные статьи о русской музыке»
1930 «Русский романс. Опыт интонационного анализа»
1926 «Вопросы музыки в школе»
1926 «Французская музыка и её современные представители»



Награды и премии


1948 Сталинская премия I степени
1947 Медаль «В память 800-летия Москвы»
1946 Народный артист СССР
1945 Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
1945 Орден Ленина
1944 Орден Ленина
1943 Сталинская премия II степени
1938 Народный артист РСФСР
1938 Орден Трудового Красного Знамени
1933 Заслуженный деятель искусств РСФСР

Расширенный поиск:

Счетчики
Яндекс.Метрика

Связь с администрацией!
.:UnionGang - Электричка! © 2024 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сгенерирована за 0.022 секунд .