Бе́ла Тарр (венг. Tarr Béla; род. 21 июля 1955, Печ) - мастер венгерского авторского
кино, после премьеры фильма «
Туринская лошадь» (2011) объявивший об уходе из кинематографа.
В возрасте 16 лет Тарр создал свой первый фильм: двадцатиминутную документальную
ленту о цыганской трудовой бригаде, пишущей письмо о безработице Яношу Кадару.
Дебют режиссёра привлёк внимание важной венгерской киноинституции тех лет -
Студии Белы Балаша. Реакция чиновников на этот документальный фильм была резко
отрицательной, вследствие чего Тарру не удалось поступить в университет, где он
собирался изучать философию.
Затем Тарр учился в Будапештской академии театра и кино. В 1989-1990 годах стипендиат
в Берлине, с 1990 года - преподаватель Берлинской киноакадемии.
Первые фильмы Тарра близки к поискам «документального реализма» в кинематографе
Восточной Европы, включая отказ от профессиональных актеров. Начиная с
телеэкранизации «
Макбета» (полнометражного фильма, снятого двумя эпизодами), Тарр идет к
более обобщенной, медитативной поэтике, оставаясь, тем не менее, в тесной связи с
повседневностью, биографией и историей. Все фильмы после 1985 года сняты по
сценариям сверстника Тарра, писателя Ласло Краснахоркаи.
Среди важных для него в юности фильмов Тарр называет ленты Брессона, Одзу,
Кассаветиса. Критика часто сопоставляет его с Тарковским и Антониони,
Ангелопулосом и Сокуровым.
В 1990-е годы Бела Тарр был относительно малоизвестен, однако в 2000-е годы его
творчество пропагандировали такие гуру артхаусной критики, как Джонатан
Розенбаум. В 2007 году, когда режиссёр с новым фильмом впервые был приглашён на
Каннский кинофестиваль, сопутствующее внимание прессы способствовало
переоценке всего творческого багажа режиссера.
Ретроспективы Тарра не раз проходили в ФРГ, Франции, США, Канаде. Критики
причисляют его к ведущим европейским мастерам среднего поколения. Во время
опроса 846 кинокритиков, проводившегося в 2012 году журналом Sight & Sound, за 7-часовое «
Сатанинское танго» Тарра было подано столько же голосов, сколько и за
такие общепризнанные шедевры, как «Метрополис», «Психо» и «Сладкая жизнь».
В 2011 году на Берлинском кинофестивале последний фильм Тарра, «
Туринская лошадь», был удостоен второго по значимости приза -
«Серебряного медведя».