Ален Роб-Грийе (фр. Alain Robbe-Grillet; 1922 - 2008) - французский прозаик, сценарист и
кинорежиссёр, основной идеолог «нового романа», член Французской академии (с 2004
года; церемония приёма не проводилась).
Окончил Национальный институт агрономии. Первый роман Роб-Грийе «Цареубийца»
написан им в 1949 году, но оставался неопубликованным до 1978 года. Рукопись романа
была предложена автором одному из крупнейших парижских издательств «Галлимар»,
которое отказалось его публиковать. Однако первый опыт Роб-Грийе был замечен, и
рукопись отправили литературному консультанту другого издательства - «Минюи».
В последующие два года Роб-Грийе работает инженером в Колониальном институте
плодовых и цитрусовых, часто бывая в Марокко, Французской Гвиане, на Гваделупе и
Мартинике. В конце 1950 года он покидает эту должность по состоянию здоровья.
Возвратившись во Францию, он пишет свой второй роман «Ластики» («
Les gommes»), другой вариант перевода названия
на русский язык - «
Резинки», и предлагает его издательству «Минюи». Это издательство и
опубликовало роман в 1953 году. Тогда критика не придала роману особого значения.
Однако с этого момента Роб-Грийе сосредоточился на литературном творчестве.
Настоящий успех писателя связан с выходом в свет в 1953 году его следующего романа -
«Соглядатай». Роман получил престижную премию Критики, что сопровождалось
громким скандалом. Ряд газет публикуют совершенно разгромные статьи, в которых
говорится, что книга заслуживает не престижной премии, а разбирательства в суде
на предмет оскорбления общественной нравственности. Самому автору даже
рекомендуют лечиться в психиатрической клинике. Однако, Роб-Грийе получил и
широкую поддержку со стороны таких известных критиков, как Ролан Барт, Морис
Бланшо. В защиту писателя высказались также Альбер Камю и Андре Бретон.
Благодаря их поддержке Роб-Грийе получает в журнале «Экспресс» колонку, в которой
публикует серию из девяти статей под общим заглавием «Литература сегодня». Эти
статьи, публиковавшиеся с октября 1955 по февраль 1956 года позже легли в основу
программного сборника эссе «За новый роман», ставшего манифестом названного
направления. Каждый раз выступления писателя служили поводом для ожесточённых
литературных дискуссий, которые не прекращались до конца 1970-х годов. Роб-Грийе
становится рецензентом, а позже литературным директором издательства «Минюи».
Под его руководством это издательство стало подлинным центром течения нового
романа. А сам Роб-Грийе становится признанным главой движения, к которому
примкнули Мишель Бютор, Натали Саррот, Маргерит Дюрас, Клод Симон, Робер Пенже.
Роб-Грийе продолжает активно писать. Выходят его романы «В лабиринте» (1959),
«Ревность» (1957). В начале 1960-х писатель активно включается в работу в
кинематографе, сначала как сценарист, а позже и как плодовитый режиссёр.
В 1963 вместе с Н. Саррот, С. де Бовуар и Ж. П. Сартром впервые побывал в Ленинграде и
Москве. Впоследствии не раз бывал в России, совершил с женой путешествие по
Транссибирской магистрали, после которого из Находки отплыл в Корею. В 1971-1995 гг.
преподавал в Нью-Йоркском университете, затем вернулся во Францию и поселился в
Кане.
В 1985 году Роб-Грийе снова шокирует читателей и критиков, выпустив в свет
«Возвращающееся зеркало» - первую часть автобиографической трилогии. Вторая
часть, «Анжелика, или Ворожба», появилась в 1988, а третья - «Последние дни Коринфа» -
в 1994. Эта трилогия мало похожа на традиционную автобиографию. В этой
псевдоавтобиографии автор свободно смешивает пласты реальности и вымысла,
подтверждая свою славу литературного экспериментатора.
В 2001 году в издательстве «Минюи» выходит последний роман писателя - «Повторение».
Он представляет собой литературную игру, даже автопародию. Автор под видом
некоего иного рассказчика часто сам вступает в повествование, корректируя его. В
тексте указывается на скрытые литературные аллюзии, в частности, и на прежние
произведения самого Роб-Грийе. В романе описывается шпионская история из годов
начала холодной войны. Разворачивающийся шпионский роман наполняется все
большим и большим количеством странных деталей.
Роб-Грийе работал также в кинематографе. Сценарист
нескольких фильмов, в том числе картины Алена Рене «В прошлом году в
Мариенбаде» (1961). Как режиссёр поставил фильмы «Бессмертная» (1963),
«Трансъевропейский экспресс» (1966), «Человек, который лжёт» (1968), «Рай и после/L’Eden et
après» (1970), «Постепенное скольжение в удовольствие/Glissements progressifs du plaisir» (1974, «Игра
с огнём/Le Jeu avec le feu» (1975), «Шум, сводящий с ума/Un bruit qui rend fou» (1995, «Вам звонит
Градива/C’est Gradiva qui vous appelle» (2006) (по роману немецкого писателя Вильгельма Йенсена
«Градива» и книге Зигмунда Фрейда «Бред и сны в «Градиве» Йенсена»).
Стиль
Стиль Роб-Грийе
в его первых романах можно охарактеризовать как шозизм (вещизм). Повествование
нарочито обезличенное и плоскостное. Главным мотивом становится навязчивая и
повторяющаяся опись предметов, неживых вещей, каких-то случайных бытовых деталей,
казалось бы, совершенно излишних и оттесняющих рассказ о событиях и образы
персонажей. Однако, постепенно становится ясно, что никакого события и не
происходит, а опись предметов мира заставляет поставить вопрос о том, что такое
бытие. Единственное, что можно утверждать о мире романов Роба-Грийе - он
существует. Все, что есть в мире - это знаки, но не знаки чего-то иного, не символы, а
знаки самих себя. То есть, Роб-Грийе решительно порывает с метафорой и
антропоморфизмом.
Строй прозы Роб-Грийе часто называют загадочным и непонятным, несмотря на внешнюю
упрощённость и обезличенность, и не случайно появилось устойчивое выражение
«романы-лабиринты Роб-Грийе».
От «вещизма» Роб-Грийе перешёл к «игровым» текстам,
использующим мифологемы массовой культуры, архетипы подсознания. В романах
Роб-Грийе усиливается присутствовавшее и в ранних произведениях пародийное
начало - писатель пародирует полицейские, любовные, колониальные романы,
порно-приключенческие фильмы, а также модные интеллектуальные стереотипы. К
этому периоду относятся роман-детектив «Проект революции в Нью-Йорке» (1970),
роман «Топология города-призрака» (1975). Так, в «Проекте революции в Нью-Йорке» с
нарочитой невозмутимостью описываются, например, чудовищные пытки, которые
проделываются над девушкой, потом эта же сцена повторяется, варьируясь, много раз,
так что уже непонятно, та же это девушка или другая и кто её мучители. Серийность
приобретает ключевое положение в поэтике Роб-Грийе. В этой связи интересно
связать стилистику писателя с философской концепцией серийного мышления.