Николас Джек Роуг (англ. Nicolas Jack Roeg; 15 августа 1928, Лондон - 23 ноября 2018 там же) -
английский режиссёр, проделавший путь от мальчика с хлопушкой до именитого и
уважаемого режиссёра-экспериментатора. За ним водилась слава человека с
непримиримой авторской позицией, его фильмы неохотно дают ключи к пониманию их
мистической сущности, он известен как один из самых фанатичных исследователей
темных сторон человеческой души, людской одержимости, неконтролируемых влечений
и инстинктивных страхов.
Роуг достигает первых серьёзных успехов в кино в начале шестидесятых, сняв в
новом качестве ряд заметных картин: «Судебные процессы Оскара Уайльда» (The Trials of
Oscar Wilde, 1960) Кена Хьюза, «На закате дня» (The Sundowners, 1960) Фреда Циннемана, два фильма
Клива Доннера - «Смотритель» (Caretaker, 1963) и «Только лучшее» (Nothing But the Best, 1964), «Смешное
происшествие по дороге на Форум» (A Funny Thing Happened on the Way to the Forum, 1966) Ричарда Лестера.
В качестве оператора второй группы он участвовал в съемках знаменитого
приключенческого фильма Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» (Lawrence of Arabia, 1962), позднее
самостоятельно работал с Франсуа Трюффо - «451 градус по Фаренгейту» (Fahrenheit 451, 1966),
Джоном Шлезингером - «Вдали от обезумевшей толпы» (Far from the Madding Crowd, 1967) и Ричардом
Лестером - «Петулия» (Petulia, 1967).
Обратила на себя внимание публики и критики работа Роуга в фильме «Маска красной
смерти» (Masque of the Red Death, 1964) Роджера Кормэна, известного специалиста по раскрытию
талантов.
В операторской работе Роуга появляются столь ярко выраженные особенности, что
самобытность оператора вынуждает одних режиссёров избавляться от него: Дэвид Лин
уволил Роуга ещё на этапе подготовки к съемкам «Доктора Живаго» (Doctor Zhivago, 1961),
других (как, например, Ричарда Лестера) - вступать в плодотворный союз, признавая
творческую значимость.
В 1960-х годах он был активным участником свингующего Лондона, общаясь с
музыкантами групп «Битлз» и «Роллинг стоунз», художниками и актёрами, где и
познакомился с художником Доналдом Кэммеллем. С ним Роуг в 1968 дебютировал как
режиссёр (также был оператором) экстравагантной ленты «
Представление» (Performance) - странноватой притчи об обмене личностями - с
участием рок-музыканта Мика Джаггера. Общая нонконформистская направленность,
обилие постельных и наркотических сцен шокировали компанию Warner Brothers, задержавшую
выпуск фильма на два года.
Уехав в Австралию, Роуг как режиссёр и оператор снял в 1971 загадочную притчу «
Обход» (Walkabout) с
доминированием визуального ряда над содержанием, что станет как бы его фирменным
стилем на протяжении последующих двадцати лет. Мистический триллер «
А
теперь не смотри» (Don’t Look Now, 1973), странная фантастическая психологическая драма
«
Человек, который упал на Землю» (The Man Who Fell To Earth, 1976,
с участием обладающего энигматической аурой рок-певца Дэвида Боуи),
психопатологическая криминальная мелодрама «
Нетерпение чувств» (Bad Timing: A Sensual Obsession, 1980), ироническая философская
драма «Незначительность» (Insignificance, 1985, премия Технической комиссии на МКФ в
Канне), авантюрная драма «Потерпевшие кораблекрушение» (Castaway, 1986), новелла
Бал-маскарад в коллективном проекте «
Ария» (Aria, 1987), чёрная комедия-триллер «
Путь 29» (Track 29, 1987),
мистическая сказка «
Ведьмы» (The Witches, 1990) - все они так или иначе отличаются особой, подчас
изысканной кинематографической культурой.
Отличительная черта большинства его фильмов - причудливое видение мира сквозь
призму беспорядочных, фрагментарных образов, доминирование изобразительного
ряда над повествованием. Со временем его картины все меньше и меньше находили
понимания со стороны как зрителей, так и критики, и уже не могли выдержать
конкуренции с его прежними работами - выпуск «Эврики» (Eureka, 1983, с участием Микки
Рурка) и «Холодного рая» (Cold Heaven, 1991) был ограничен из-за возникших проблем с
распространением, а «
Полный массаж тела» (Full Body Massage, 1995) и «
Отель
«Парадиз»» (Hotel Paradise, 1995) приближались к заурядным эротически-пикантным
фильмам.
На 91-м году жизни умер британский режиссер и оператор Николас Роуг, сообщает
газета Irish Independent. Причина смерти Роуга неизвестна.