Наверняка, все помнят сцену из фильма Джерри Закера "Призрак", где души умерших
"входят" в тело медиума. Это впечатляет: медиум моментально преображается, говорит
голосом ушедшего в мир иной, меняются мимика и жесты. Казалось бы, стоит ее
загримировать - и перед нами окажется тот человек, чья душа уже давно отлетела.
Примерно такие же чувства вызывают герои, сыгранные Гари Олдманом: степень его
перевоплощения настолько велика, что зрители видят перед собой не актера,
надевшего маску, но человека - Бетховена, Сида Вишеса, графа Дракулу. Постичь этот
феномен просто невозможно - потому зрители не могут понять, где кончается роль и
начинается сам актер. Это создало ореол недоступности и загадочности, окружающий
личность актера. Журналисты ищут объяснение его таланту в склонности к
алкоголизму, приписывают ему шизофрению, называют его нелюдимым, скрытным,
вспыльчивым неудачником. Список этих нелестных эпитетов можно продолжить. Но
наша цель - попытаться узнать Олдмана настоящего, заглянуть за туманную завесу
секретности, созданную людьми, может быть, в рекламных целях...
Надо сказать, сам Олдман ничего не скрывает. Он - прямолинеен, любит давать
интервью, отвечает на самые каверзные вопросы и не пытается изобразить из себя
суперзвезду. Он полностью свободен от рамок имиджа и не стыдится своего прошлого,
богатого разными событиями, среди которых есть и такие, о которых предпочитают не
говорить вслух.
Детство Олдмана прошло в квартале Нью-Кросс (Лондон), где он родился 21 марта 1958
года. Его мать была домохозяйкой, а отец - сварщиком. После рабочего дня отец не
спешил домой, а просиживал в пабе до позднего вечера, напивался, возвращался семью
и сразу шел спать, не обращая внимания на сына и дочерей. Жизнь текла вяло,
однообразно, и мальчику казалось, что в Нью-Кроссе никогда ничего не меняется: все
отцы пьют и работают, а матери занимаются домом. Вскоре сестры вышли замуж и
разъехались, и Гари с ужасом заметил, что и их супруги своим поведением ничем не
отличаются от отца: то же равнодушие и пристрастие к выпивке.
Однажды Гари попросил купить ему пианино и стал брать уроки музыки у старушки,
жившей неподалеку. Увлечение музыкой было так сильно, что он мечтал стать вторым
Шопеном - много читал о композиторе, разучивал его произведения. В юности Гари
проникся творчеством Битлз - у него даже была гитара с портретами музыкантов.
Иногда он хотел стать таким, как Леннон.
В это время ему очень помогал Роджер Уильямс - руководитель школьной
драматической студии, где Гари давно и успешно занимался. Он видел в Олдмане
способности и мягко старался направить юношу к миру театра: Уильямс водил его на
спектакли, знакомил с актерами. Наконец, после спектакля с Малкольмом Макдауэллом
в главной роли, Гари понял, что хочет стать актером и играть так же, как он. Однако
первая же попытка поступить в Королевскую академию драмы закончилась провалом.
На прослушивании именитые педагоги тактично намекнули, что театр - не место для
Олдмана. Но такое препятствие не могло остановить Гари, чувствовавшего призвание
к актерскому искусству. И он поступил, с помощью Уильямса, в колледж в Ситкопе.
Гари был прилежным и нелюдимым студентом. В первых же постановках и капустниках
он заявил о себе, как о талантливом актере. Казалось, все грани между ним и
зрителем стираются - благодаря Гари, весь зал буквально втягивался в действие на
сцене. Но едва представление заканчивалось, Олдман снова отделялся от своих
сокурсников невидимой стеной. Он не участвовал в вечеринках, но зато серьезно
думал о будущем: ходил на кастинги, пробовался на роли, составлял и рассылал
резюме, и, закончив с красным дипломом колледж, сразу устроился на работу в театр
Глазго. Все знакомые видели в нем киноактера, все, но только не сам Гари. И, когда
режиссер Алекс Кокс предложил ему роль Сида Вишеса в картине "Сид и Нэнси" (1986) -
Олдман отказался, мотивируя это тем, что видит себя только в театре, а съемками в
кино и панк-движением совсем не интересуется. Актеры крутили пальцем у виска, но
Гари упорствовал. Согласился он только потому, что прельстился на небывалый для
него гонорар - 35000. Вскоре деньги отодвинулись далеко на второй план. Чем дольше он
работал над ролью, тем сильнее убеждался - кино дает огромные возможности для
совершенствования!
Сид Вишес нравился ему, как нестандартный человек, бунтарь, но роль казалась
примитивной и плоской. Много потребовалось усилий со стороны Олдмана, чтобы
вдохнуть жизнь в экранный образ. Работа над фильмом открыла для Гари целый мир - с
его подачи изменили концовку фильма, что дало ему почувствовать себя "немножко
режиссером". После выхода картины, Олдману сразу предложили сыграть роль
драматурга-гея Джо Ортона в фильме "Навострите ваши уши" (1987). Роль оказалось
скандальной - в одном из эпизодов Гари пришлось целоваться с мужчиной, что, однако,
актера ничуть не смутило - в дальнейшем он даже прикалывался над этим фактом,
намекая, что получил бесценный опыт, узнав, что чувствуют девушки, когда любимый
небрит.
Олдмана захлестывали предложения, карьера двигалась вперед, и в 1992 году его
пригласил Фрэнсис Форд Коппола на роль Дракулы в самой романтичной экранизации
знаменитого романа Брэма Стокера, где за уникальной способностью актера
перевоплощаться, зритель не замечает титанического труда, который вложен в
главную роль. После "Дракулы" даже не поворачивается язык сказать, что знаменитый
граф может быть другим. Олдман проник в суть замысла автора романа, он сделал так,
что зритель видит не только злобного вампира, но и несчастного влюбленного,
проклятого Небесами и потерявшего надежду на прощение. Гари вложил всего себя в
образ, благодаря этому получился настоящий шедевр - и вместе с тем на актера
плотно навесили ярлык "злодея". После этого на него посыпались предложения играть
только отрицательных личностей. Олдмана это озадачило - ведь он видел себя и в
комическом амплуа, мечтал сыграть с Джимом Кэрри. Однако появившаяся задумка
снять свое кино заставляла его соглашаться на роли злодеев. Вскоре этот ярлык
перешел и на саму личность Гари, чему способствовало еще и наследственное
пристрастие к алкоголю.
Актер долго не хотел лечиться и не осознавал, что болен - он выпивал по литру водки
в день, при этом постоянно снимаясь в кино и ведя активную светскую и семейную
жизнь. Выпивка даже стимулировала его, он не замечал, что катится в пропасть.
Первая жена, Лесли Менвилл , подарившая Олдману сына Элфи, подала на развод. Брак с
Умой Турман так же закончился разрывом. Вскоре у Гари начались проблемы со
здоровьем и памятью.
Энтони Хопкинс, на собственном опыте знающий, что такое алкоголизм, видел, как
опускается Олдман, но помочь ничем не мог. Он понимал, что светская жизнь, которой
вынужден жить Гари в Голливуде, мучает и убивает актера. Первым серьезным
"звоночком" стало для Гари проблема с текстом роли на съемках "Алой буквы" (1995). Этот
факт и уговоры его новой подруги Изабеллы Росселини, сыгравшей с ним в
биографической ленте о Бетховене "Бессмертная возлюбленная" (1994) сделали свое
дело - Гари отправился в клинику. Тут он понял, что спокойно лечиться ему не дадут
журналисты, уже вовсю трубившие об этом. И Гари не стал прятаться. Он соглашался на
интервью и рассказывал со всеми подробностями об особенностях жизни на последней
стадии алкоголизма. И это внушает уважение к личности актера. Только сильные
духом могут признаваться в своих ошибках. В клинике он нашел родственную душу:
Донью Фиорентино, фотографа. Роман с Изабеллой был закончен, и у Олдмана появилась
новая семья и еще два сына. Но и это счастье продолжалось недолго: Донья решила
разойтись с Гари по личным причинам.
Неурядицы в личной жизни совсем не мешают актеру творить. Он активно пробует себя
на режиссерском поприще. Дебютом Олдмана стала картина "Ничего через рот" (вариант
перевода "Не глотать"), рассказывающая о жизни в Нью-Кроссе. Гари словно хотел
освободиться от мучительных воспоминаний, потому он воплотил в своем фильме
картины детства, только в более черных красках: пабы, пьянство, равнодушие,
разбитая семья, непонимание. Семья Олдмана приняла горячее участие в фильме: его
мать озвучивала песню, которую исполняет героиня, а одна из сестер получила роль в
этой картине. Прямо скажем, фильм очень жесткий, реальный, без прикрас - как сама
жизнь. Главная идея заложена в названии "Ничего через рот" - такая надпись
помещается в картах больных, которым лекарства, питательные растворы вводятся
только внутривенно. Этим Гари иронично характеризует жизнь в Нью-Кроссе: люди
сильно ограничены в общении, тем самым создают себе лишние сложности. Для того
чтобы картина увидела свет, Олдман вложил в нее много своих денег. Может быть,
помимо долгожданного катарсиса Гари мечтал рассказать людям о себе, чтобы
развеять все домыслы, мешающие им воспринимать реального Олдмана?
Картина получила признание Британской Академии независимых фильмов и на
Каннском фестивале. И в дальнейшем Олдман намерен снимать только правдивое кино.
Многие актеры гнушаются съемками в дешевых фильмах или рекламе, считая это
"черной работой", но не таков Олдман. Он не думает, что на его таланте негативно
скажутся подобного рода съемки, а на имидж и престиж ему попросту наплевать.
Потому актер открыто заявляет, что, если будут вновь нужны деньги на задуманный им
фильм, он будет сниматься и в рекламе.
Такого актера, как Гари Олдман нельзя втиснуть в общепринятые рамки, потому его
истинное лицо зачастую ускользает от людей. Каждый, кто общался с ним, отмечает
что-то свое. Так, Изабелла Росселини находит его тонкой натурой, стеснительным и
деликатным. Хопкинс считает Олдмана бунтарем, Голливудские компании в один голос
заявляют о его резкости в суждениях, пунктуальности и ответственности к
выполняемой работе. Нельзя однозначно судить о Гении, а именно так можно
охарактеризовать актера, создавшего целую субкультуру, "оживившего" Бетховена,
Вишеса, Дракулу и вместе с тем относящегося к своим свершениям, как к работе,
которую можно выполнить еще лучше.
Мечта Олдмана сыграть в комедии сбылась: в 2004 году его компания сняла фильм
"Дохлая рыба", где Гари играет киллера, который благодаря необычным
обстоятельствам, вдруг влюбляется и с удивлением обнаруживает в себе желание
воспитывать детей, а ничего не подозревающий романтичный молодой человек
окунается в жизнь "плохих парней". Ясно, что ни тот, ни другой не способны
существовать в "чужой шкуре". В этом - источник сарказма самой жизни. И Олдман
подшучивает, в первую очередь, над собой в своем новом амплуа - продюсера и
комедийного актера.
В 2009 году Олдман вместе с Джимом Керри озвучил три роли в 3D-фильме Роберта
Земекиса «
Рождественская история». В следующем году актёр согласился
участвовать в трёх проектах: боевике «
Книга Илая», детективной
мелодраме «Красная шапочка» и мультфильме «Кунг-фу панда 2», где актёр озвучил
лорда Шэнь.
5 сентября 2011 года, на 68-м Венецианском кинофестивале, состоялась премьера
детективного триллера Томаса Альфредсона «
Шпион,
выйди вон!» по роману Джона Ле Карре, где Олдман исполнил роль Джорджа Смайли. В
российский прокат фильм вышел 8 декабря 2011 года. В экранизации Альфредсона герой
Ле Карре, традиционно полный антипод Джеймса Бонда, по сравнению с
первоисточником и с классической экранизацией с Алеком Гиннессом в главной роли,
стал привлекательнее и приобрёл зловещий ореол.
За роль Смайли Олдман выдвигался на премию британского независимого кино, но
проиграл Майклу Фассбендеру. Перевоплощение в утонченного шпиона принесло
Олдману и третью номинацию на премию BAFTA в категории «Лучшая мужская роль».
Критики прочили Олдману первую номинацию на «Оскар». Прогноз успешно сбылся: 24
января 2012 года Американская академия кинематографических искусств и наук
объявила номинантов на премию, в числе которых был и Гэри Олдман. На церемонии
вручения актёр проиграл французу Жану Дюжардену, получившему статуэтку за фильм
«Артист».
Помимо сиквела «Тёмного рыцаря», в котором Олдман снова перевоплотился в
комиссара Джеймса Гордона, в 2012 году состоялся также релиз криминального
вестерна «
Самый пьяный округ в мире», где актёр исполнил роль властного
гангстера Флойда Бэннера. Лента вошла в основную конкурсную программу 65-го
Каннского кинофестиваля и боролась за «Золотую пальмовую ветвь».
Оценки и влияние
Гэри Олдман известен как актёр-«хамелеон», который способен убедительно
воссоздать на экране самые разные образы и меняя темперамент, внешность и
особенности речи. По словам Роджера Эберта, Олдман может играть «высоко или низко,
благородно или грубо». Особенно яркими были роли различных злодеев и маргиналов.
Журналист Крейг Маклин охарактеризовал актёра: «Вот он, Гэри Олдман, блистательно
изображающий скинхедов, панков, вампиров, убийц, копов-психопатов,
сутенёров-психопатов, психопатов-психопатов». По большей части именно благодаря
этому типажу, как он сам выразился, «Жуткого Психа Гэри» Олдман обрёл
своеобразную аудиторию поклонников. Олдмана часто называют «актёром всех
актёров».
Гэри Олдман неоднократно удостаивался наивысших одобрительных отзывов от своих
коллег-актёров. Брэд Питт назвал Олдмана «Богом», Дэниел Рэдклифф признался, что
Олдман - актёр, которому бы он хотел подражать, Райан Гослинг назвал Олдмана своим
любимым актёром, а Энтони Хопкинс описал его, как «чрезвычайно талантливого
актёра, умеющего креативно действовать». Том Харди, коллега актёра по фильмам «
Шпион,
выйди вон!», «
Самый пьяный округ в мире» и «Тёмный рыцарь: Возрождение
легенды», заявлял, что «Олдман - величайший актёр из когда-либо живших». Кроме
этого, игра Олдмана оказала влияние на многих других популярных ныне актёров. В их
число входят Джонни Депп, Кристиан Бэйл, Джозеф Гордон-Левитт, Шайа Лабаф, Джейсон
Айзекс и Крис Пайн.