Фэн Сяоган - китайский кинорежиссёр, актёр и сценарист. Родился он 23 августа 1958
года в Пекине.
Один из самых известных китайских режиссеров современности. Фильмы Фэн Сяогана
неизменно делают огромные сборы в китайском прокате, обгоняя даже голливудские
блокбастеры. Критики относятся к нему прохладно, считая, что его фильмам
недостает глубины и реалистичности. Тем не менее, Фэн Сяоган (Feng Xiaogang) является
чуть ли не единственным режиссером КНР, в фильмах которого нет ни идеологической
пропаганды, ни уступок фестивальной моде: в своих работах он ориентируется на
вкусы и предпочтения обычных китайцев.
Детство Фэн Сяогана прошло в замкнутом мире военного городка, где он жил вместе с
матерью и сестрой. В 1978 году он успешно прошел вступительные экзамены в
единственный вуз КНР, готовивший профессиональных кинематографистов, - Пекинскую
киноакадемию. Однако расходы, связанные с обучением в академии, оказались
непосильными для мальчика из неполной семьи, и ему пришлось отправиться в армию.
Впрочем, военная служба оказалась достаточно легкой и приятной: Фэн остался в
Пекине и превратился в художника-декоратора армейского театра. После
демобилизации он занял должность художника-постановщика на телевидении, а в
начале 90-х стал писать сценарии телевизионных фильмов в соавторстве с более
опытным приятелем Ван Шуо.
Первые совместные проекты Фэн Сяогана и Ван Шуо имели большой успех, и друзья
основали свою собственную кинокомпанию под названием “Good dream”. Однако последняя
просуществовала недолго: первые же попытки творческого самовыражения были
остановлены свирепствовавшей в те годы цензурой.
После этого Фэн Сяоган решил уйти в более безопасную область и начал снимать
новогодние комедии - легкие, развлекательные семейные фильмы, предназначенные
для просмотра во время новогодних празников. Интересно, что режиссер-самоучка
стал первым, кто решился адаптировать этот жанр, весьма популярный в Гонконге, для
зрителей материкового Китая. Результаты не заставили себя ждать: первая же
«рожденственская сказка» Фэн Сяогана - «Party A, Party B» - собрала около 2 миллионов
долларов только в Пекине и стала самым кассовым фильмом 1997 года, обогнав даже
голливудский блокбастер «Спасти рядового Райана».
На волне успеха режиссер выпустил еще несколько аналогичных комедий: «
До
встречи» (1998), «Sorry, baby!» (1999), - а в начале 2000-х, почувствовав ослабление цензурного
режима, приступил к созданию более серьезных картин.
В 2000 году состоялась премьера драмы Фэн Сяогана «
Вздох», в которой была затронута
рискованная тема внебрачных связей. Несмотря на то, что под давлением органов
цензуры режиссеру пришлось полностью изменить концовку, сам факт выхода картины
в прокат свитедельствовал о существенных переменах в китайской киноиндустрии.
Стремительное преображение местного кинорынка и засилие голливудских
блокбастеров вынуждало Фэн Сяогана, снимавшего свои фильмы на деньги частных
инвесторов, изобретать все новые способы привлечения аудитории, избегая при этом
столкновения с государственной цензурой. Уже более 10 лет режиссер успешно
справляется с этой задачей. Он является создателем таких хитов, как «
Мир без воров» (2004), «
Убить
императора» (2006), «Если ты единственная» (2008). Настоящим триумфом Фэн Сяогана
стала семейная драма «
Землетрясение» (2010), которая рассказывает о последствиях крупнейшей
природной катастрофы XX века - землетрясения в Таншане. Картина стала первым
фильмом в истории китайского кино, прокатные сборы которого превысили 500
миллионов юаней, и завоевала «азиатско-тихоокеанский «Оскар»» - премию «Asia Pacific
Screen Award» - в номинации «Лучший фильм».