Лан Ло (настоящее имя Хелена Ло) родилась 13 ноября 1934 года в Гонконге.
Имя Хелены Ло вряд ли знакомо многим, но ее лицо знают все любители гонконгского
кино - и неважно, фильмы какого периода они любят. В каком-то смысле Хелена Ло и
есть гонконгское кино - она снимается больше шестидесяти лет и за это время успела
поработать во всех жанрах.
Хелена родилась в бедной семье, при рождении ей дали имя Ло Йин-Йинг. У родителей
Хелены не было денег на обучение для дочки, поэтому ей пришлось с ранних лет
думать о том, как себя обеспечить. Когда ей было 13 лет, она гуляла с друзьями и
оказалась на территории киностудии, где ей неожиданно предложили роль. Девочка
согласилась. Фильм назывался «
Три женщины» (Three Women,
1947). Хотя сниматься Хелене понравилось, она не сразу решила посвятить себя
актерству - только убедившись, что ей не светит ничего, кроме работы на фабрике, а
съемки в кино приносят хороший доход.
Изначально Хелена планировала заработать достаточно, чтобы оплатить учебу в
школе (которую она так и не смогла закончить), а затем в институте - после чего
устроиться на приличную офисную работу. Однако предложений сниматься (и,
соответственно, денег) становилось все больше и больше, а свободного времени
оставалось все меньше и меньше, и в конце концов Хелена приняла неизбежное,
отказалась от планов учиться и подписала контракт с одной из киностудий, заодно
изменив имя с Ло Йин-Йинг на
Лан Ло - как ей сказали, этот псевдоним звучал
намного лучше и напоминал имя шанхайской куртизанки, а так как в то время Хелена в
большинстве своем играла отрицательные роли, это было очень кстати.
Полноценную кинокарьеру Хелена начала в 1950-м, и большинство ее ролей первой
половины десятилетия состоялись в фильмах режиссера Гриффина Ю - того самого, кто
дал ей ее первую роль. В числе прочих Хелена сыграла небольшую роль в драме
«Парень» (The Kid, 1950), прославившей тогда еще совсем маленького Брюса Ли. Начиная со
второй половины 50-х, Хелена становится популярной актрисой второго плана - за
четыре года с 1956 по 1959 годы она появилась в 52 фильмах, среди которых были картины
самого разного жанра, от эпиков о приключениях Вонга Фей-Хунга до слезливых
мелодрам.
В 1964 году Хелена отказывается от контракта и становится вольнонаемной актрисой,
что приносит ей еще больше предложений - говорят, в то время она могла сыграть до
тридцати ролей за один месяц! В общей сложности за 60-е она снялась в более чем 110
фильмах. Тем не менее, в конце 60-х популярность фильмов на кантонском диалекте
пошла на спад - благодаря Shaw Bros эстафетную палочку перехватили фильмы на
мандарине, которым Хелена не владела. Чтобы свести концы с концами, с помощью
друзей она устроилась на телевидение - хотя и боялась, что из-за плохой памяти
такие роли не потянет, ведь если в кино монтаж позволял составлять сцены из
большого количества разных планов, то на телевидении длинные сцены разыгрывались
целиком, без монтажных склеек. Тем не менее, ее убедили подписать контракт с TVB, где
ее устроили в ряд развлекательных программ и сериалов.
Так как TVB и Shaw Bros входили в один холдинг, Хелена периодически снималась в фильмах
этой студии - «Доме 72 жильцов» (The House of 72 Tenants, 1973), «Улица слухов» (Gossip Street, 1974),
«Похищение» (Kidnap, 1974). А с успехом «Игр игроков» (Games Gamblers Play, 1974) Майкла Хуи (в
котором Хелена, к слову, тоже снималась) фильмы на кантонском диалекте вновь
вернулись в моду, и к середине 70-х Хелена вновь вернулась к своим прежним темпам
работы - за 1975-й год она снялась в пятнадцати фильмах!
Тем не менее, с конца 70-х Хелена почти полностью переходит на телевидение, хотя
периодически она мелькает в эпизодах больших картин - «Денежная лихорадка» (Money
Crazy, 1977), «Просто так» (Just for Fun, 1983), «Безумная миссия 3» (Aces Go Places 3, 1984), «
Королевские воины» (Royal Warriors, 1986). Свое присутствие в кино Хелена заметно
увеличивает в конце 80-х - начале 90-х, когда гонконгский кинематограф переживает
свою «золотую эру».
А в 1993-м году Хелена находит «свою» нишу - режиссер Уэллсон Чин приглашает ее в
свой комедийный ужастик «
Не клянись» (Thou Shalt Not Swear),
а следом - в его неофициальные продолжения, «Третья полная луна» (Third Fool Moon)? «День,
которого не было» (The Day That Doesn’t Exist, 1995) и «
Тринадцатое июля» (July 13th, 1996). Именно Чин увидел в Хелене то, что в скором
времени сделает ее настоящей звездой: шестидесятилетняя Хелена замечательно
смотрелась в мистике - и играла как призраков, так и борцов с ними. В 1997-м году вышла
«Ночь проблем» (Troublesome Night), положившая начало длинному циклу из 19 фильмов, и
плотину прорвало.
Конец 90-х стал периодом значительного спада для кинематографа Гонконга, но
Хелене, как ни парадоксально, это было только на руку - вышли из моды дорогие
боевики, вошли дешевые ужастики, часто с комедией, а в них Хелена была нарасхват. В
одном лишь 1997-м она снялась в «Полуночной зоне» (Midnight Zone), «Двух часах ночи» (2 AM),
«Караоке-баре с привидениями» (Haunted Karaoke), «
Тамагочи» (Tamagotchi) и «Истории
призраков на 24 часа» (The 24 Hours Ghost Story)! В считанные месяцы Хелена стала
неофициальной королевой гонконгских фильмов ужасов - в то время как большие
звезды Гонконга в этот период снимались все меньше и меньше, Хелена за семь лет с
1997 по 2003-й год сыграла в девяноста с лишним картинах!
Тем не менее, признание критиков Хелена получила не за свои «коронные» роли в
мистике, а за участие в комедийном боевике «
Прошитое пулями лето» (Bullets over Summer, 1999), в котором она сыграла
полусумасшедшую старушку, пускающую в свой дом двух полицейских детективов,
ведущих слежку за соседней квартирой. Убедительная игра актрисы принесла ей
награду HKFA за лучшую женскую роль - до этого у нее было лишь две номинации за
фильмы «
Не клянись» и «
Тринадцатое июля». А в 2002-м году она получила награду TVB за заслуги перед
кинематографом - более чем ею заслуженную.
В последние три года Хелена снимается намного меньше, чем раньше, но это и
неудивительно - все-таки ей уже 75 лет, и выдерживать прежние темпы съемок ей не под
силу, да и ни к чему. Одной из ее последних крупных ролей стала роль матери
главного героя (его сыграл Донни Йен) в боевике 2007-го года «Вспышка» (Flashpoint).
Из источника: Hong Kong cinema, Борис Хохлов