Им Квон Тхэк - южнокорейский кинорежиссёр. Обладатель «приза за лучшую режиссуру»
Каннского кинофестиваля за драму «
Штрихи огня».
Ранняя жизнь
Признанный лидер и классик корейского кинематографа, чья роль в истории
национального киноискусства сопоставима с местом Куросавы в японском или Хоу
Сяосяня в тайваньском кино. Детство и юность Им Квон Тхэка прошли в крупном городе
Кванджу, где он получил высшее образование.
Карьера
Во время корейской войны 1950-1953 гг. семья Има испытала серьезные лишения и
невзгоды, в результате чего молодому человеку пришлось отправиться в поисках
работы в Пусан, а затем в Сеул. Он перепробовал немало профессий и способов
заработать деньги (в частности, переделывал для продажи американские армейские
ботинки), пока не устроился на Сеульскую киностудию ассистентом режиссера Чун
Чан-Хва.
Спустя пять лет, в 1962 г., Чун Чан Хва помог Иму добиться первой самостоятельной
постановки. Оказавшись в русле массового коммерческого кинематографа, Им Квон
Тхэк весьма быстро преуспел в освоении его главных жанров: мелодрамы ("Конец
желаний"), исторического боевика ("Мастера меча") и гангстерского "фильма действия"
("Гангстеры из Мьондон"). Уже в 60-х гг. его фильм ("Вампирическая Ян Хуйбинь") привлек
внимание европейских прокатчиков и демонстрировался в Англии.
К концу 70-х в активе Им Квон Тхэка было уже около полусотни успешных коммерческих
постановок. Социально-политический кризис, охвативший Южную Корею в последние
годы правления президента Пак Чжон Хи, привел к повсеместным реформам и
либеральным нововведениям, в том числе и в кинематографе. В жанровое кино начали
проникать критические интонации и политически-заостренные сюжеты, у режиссеров
появилась возможность самовыражения и нестандартных творческих решений.
Первым крупным достижением Им Квон-Тэка на этом пути становится фильм "Мандала"
(1981). Его герой, молодой выпускник колледжа По-бун, в минуты душевного разлада
порывает со своей возлюбленной и, одержимый идеей "уйти в буддизм", отправляется в
странствие. Повстречав в дороге странного буддийского монаха Чжисаня, который не
отказывает себе в мирских удовольствиях, Побун подпадает под обаяние его
личности и принимает его жизненную философию. Органичным фоном для
взаимоотношений героев стали живописно и вместе с тем реалистично снятые картины
корейской природы.
Умение объединить в сюжете одного фильма мистико-поэтические и социально-бытовые
интонации проявилось в фильме "Дочь пламени" (1983), герой которого преуспевающий
журналист пытается найти разгадку личности своей матери - таинственной ша-манши
культа огнепоклонников. В картинах конца 80-х - начала 90-х гг. Им Квон Тхэк делает
упор на сочетании критического реализма и криминально-приключенческой интриги. В
фильме "Билет" (1986) его героинями становятся женщины городского дна - проститутки.
В "Сыне генерала" (1990) на экран выводится харизматическая для всей Юго-Восточной
Азии фигура криминального вожака, который, пройдя путь от униженного изгоя до
главаря банды, примыкает к национально-освободительному движению и возводится на
пьедестал "национального героя".
Эпоха 90-х гг., начавшаяся для Има под знаменем критики и политического афронта
("Лети высоко, беги далеко" - фильм о крестьянских волнениях в современной Южной
Корее), становится временем нового поворота в его творческой биографии. Лентой
"Сопиенчжи" (1993) режиссер открывает для себя тему сохранения исконных корней и
национальной самобытности. В рассказе о судьбах исполнителей народных
песен-пхансори певца Дунхо и певицы Сунхва мелодраматический сюжет получил
необычно глубокое и яркое решение благодаря элегическим визуальным пассажам
(один из планов картины длился 9 минут) и философской значительности образов.
Фильм собрал самую большую коллекцию призов в истории корейского кино (27
национальных и 3 международные награды). В картине "Горы Таэбак" (1994) режиссер уже
не впервые провел мысль о пагубном влиянии политических катаклизмов (деления
Кореи на "юг" и "север") на традиционные устои и культуру корейского общества.
Вместе с тем фильм заметно проиграл от чрезмерной растянутости (более двух с
половиной часов) и невнятности сюжета.
В одной из своих последних работ - "Торжество" (1996) - Им Квон Тхэк поставил в центр
сюжета традиционный обряд корейских похорон. Герой, известный писатель Ли Чжон
Соп, приезжает в деревню на похороны своей 87-летней матери, где собрались не
только множество родственников, но и представители власти и прессы. Похороны
становятся своеобразной ярмаркой тщеславия и ареной острых конфликтов.
Режиссеру удалось воспроизвести колоритную атмосферу древнего ритуала и
одновременно дать целую череду значимых характеров современного корейского
общества. По его собственному признанию, он старался "исследовать значение
момента человеческой смерти и ее эффект на близких людей, высветить их чувства у
гроба ушедшего: печаль, эгоизм, напыщенность и даже фривольность".
Личная жизнь
Он женился на актрисе Чё Рён, которая появлялась в нескольких его картин. У них
есть два сына Им Дон Джун и Им Дон Чже (последний использует сценический псевдоним
Квон Хен-сан), которые также заняты в киноиндустрии.