Апитчатпон Вирасетакул - тайский независимый кинорежиссёр, сценарист и продюсер.
Из-за трудновыговариваемого имени режиссёр просит, чтобы его называли «Джо».
Апитчатпон Вирасетакул родился в Бангкоке, столице Таиланда. Его родители были
врачами и работали в больнице в Хон Каен. Сам режиссёр получил степень бакалавра в
области архитектуры в 1994 году. Свой первый короткометражный фильм «
Bullet» он снял за год до этого. В
1997 году Апитчатпон получил высшее образование в художественном институте в
Чикаго.
Его первая полнометражная лента «
Неопознанный полуденный объект» («
Dokfa nai meuman», 2000)
представляет собой калейдоскоп из документального кино и выдуманной истории - в
духе сюрреалистов.
В 1999 году он основал свою собственную продюсерскую компанию «Kick the Machine»,
обеспечивая поддержку независимым режиссёрами экспериментальным работам в
кинематографе.
Между двумя своими очень популярными в узких кругах любителей арт-хауса лентами
«
Благословенно Ваш» («
Sud sanaeha», 2002) и «
Тропическая болезнь» («
Sud pralad», 2004) Апичатпон Вирасетакул был со-режиссёром картины «The Adventure of
Iron Pussy» о секретном агенте-трансвестите. Этот малобюджетный, цифровой
фильм-пародия на тайское кино 1960-х годов произвёл небывалый фурор на Берлинском
кинофестивале.
В 2005 году Апитчатпон принимал участие в создании коллекции короткометражных
фильмов «Tsunami Digital Short Films» в память о страшном цунами в Индийском океане,
обрушившимся на Таиланд.
В 2006 году на Венецианском кинофестивале состоялась премьера картины «
Синдромы и столетие», сделанного по заказу американского режиссёра
Питера Селларса к 250-летию со дня рождения великого композитора Вольфганга Амадея
Моцарта.
Тайский релиз фильма откладывался на неопределённый срок из-за требования
правительства вырезать особенно откровенные сцены, которые не проходили цензуру.
Апитчатпон отказался от монтажа: "Я, как режиссёр, люблю свои работы подобно тому,
как люблю своих сыновей и дочерей. Мне нет никакого дела до того, как относятся к
ним люди. Я создал их ценой невероятных усилий, и нет никаких оснований резать их в
угоду системе. В противном случае нет никаких оснований вообще вносить свой вклад
в искусство.
На Каннском кинофестивале в 2010 году был представлен его фильм «Дядюшка Бунме,
который помнит свои прошлые жизни», который единогласно завоевал главный приз -
«Золотую пальмовую ветвь». Все элементы этого арт-проекта, который называется
«Примитив», объединяет общая тема - воспоминания о месте, в котором вы когда-то
находились. Жители деревни, которых я снимал в Набуа, были свидетелями чудовищных
событий, они о многом хотели бы забыть, в то время как дядюшка Бунме помнит слишком
многое. Отношение человека к своему прошлому двойственно - он одновременно хочет
всё помнить и всё забыть.
Между тем сам режиссёр не верит в реинкарнацию и называет медитацию одним из
способов глубокого самопознания.
Апитчатпона Вирасетакула называют режиссёром новой генерации, любителем
«расслабленных повествовательных структур», которые «отрицают саму идею кино
как истории и кино как аттракциона». Он, действительно, настороженно относится
американской отлаженной машине кинематографа, и больше всего ценит возможность
быть наблюдателем. Камера для него - средство защиты от людей и одновременно
возможность их как следует рассмотреть. Если бы он не стал гениальным режиссёром,
то в мире бы стало на одного неординарного фотографа больше.
Биография с сайта vokrug.tv