Джеймс Вудс / James Woods - американский актёр, продюсер, режиссёр и сценарист.
Джеймс Вудс, худощавый, чрезвычайно интенсивный актер с пронзительными глазами
на покрытом оспинками лице. На экране от него исходит мощная аура угрозы,
благодаря чему он часто, особенно в начале своей карьеры, играл психопатов и
социопатов. В колледже изучал политику. Обладает острым и выдающимся интеллектом.
Джеймс Вудс рос в семье профессионального военного, да еще католика, где - хотя сам
актер об этом и не говорит - вероятно, утвердилась строгая командная система и
суровые моральные и прочие устои. Результатом воспитания, с одной стороны,
явились блестящие успехи в учебе (высшая оценка на выпускном экзамене по
английскому языку, полная стипендия технологического института), с другой -
детская гиперартикуляция, т.е. нечленораздельная речь, страхи, комплексы,
неуверенность в себе. (Трудно заподозрить в подобном Джеймса Вудса, который в «
Сальвадоре», 1986, изумил всех виртуозностью дикции, переплетая
идеальный испанский с изящным интеллектуальным английским, в свою очередь
прерывающимся смачными подзаборными выражениями. И даже был выдвинут за эту роль
на «Оскара».)
Успехи сперва на научном, а затем на артистическом поприще были и своеобразной
попыткой преодолеть собственную некрасивость, и стремлением показать окружающим
свое превосходство над ними.
Джеймс Вудс, попытав счастья в ряде внебродвейских театров, в 1972 г. дебютировал в
кино одновременно в двух лентах: «Хики и Боге» и «
Гости» Э.Казана. А десять лет спустя
актер заявил, что, испробовав себя в более чем 125 спектаклях и фильмах, он, наконец,
переходит к главным ролям...
Джеймс Вудс состоит из костей, кожи и нервов; соединившиеся в нем интеллект и
моторная реактивность как будто не слишком свойственный американским актерам
сплав. Но он и не очень американский актер, скорее - европейский и даже русский.
Может быть, его каждый раз слишком много на экране или он вытесняет всех других
или стремится навязать себя, заставить забыть о своей некрасивости, полюбить. И
для этого обнажает душу.
Портрет Джеймса Вудса не будет полным, если не отметить его странную
привлекательность для женщин. Магнетизм, сопряженный с отрицательным обаянием,
притягивает, разумеется, не всех, но ведь ни один мужчина не может соответствовать
сразу всем вкусам. И, возможно, женщин пленяет в Джеймсе Вудсе именно то, что он не
придает им значения. Для него - или его героев? - женщины - вещи, он берет их походя,
использует в качестве приятельниц - надо же с кем-то болтать («Такими мы были», 1973),
любовниц («
Однажды в Америке», 1984) или свидетельниц («
Полицейский», 1988).
А в большинстве фильмов с участием этого актера представительницам слабого пола
не отводится даже и такой второстепенной роли («
Луковое поле», 1979;
«Расколотый образ», 1982 и др.). В мире параноидального эгоизма Джеймса Вудса
женщинам места нет.
Ситуации, в которых почти всегда оказываются герои этого актера, обычно в
драматургическом и психологическом плане яйца выеденного не стоят. В
научно-фантастическом «
Видеодроме» (1983) конфликт
человека и машины переносится в персонаж, он превращается в живой видеоплейер, а в
живот Вудса - что выглядит крайне неприятно - вставляют кассеты.
В «Луковом поле» его протест против общества выплескивается в психопатическое
убийство полицейских, но в тюрьме он перековывается, получает образование и
превращается в некий тюремно-гомосексуальный вариант яппи. В «Полицейском»,
оказавшись по другую сторону закона, он преследует убийцу и садиста, прибегая
чуть ли не к методам преследуемого, а в «Расколотом образе» о его герое сказано,
что в детстве он, вероятно, мечтал стать преступником. В этой галерее образов
особняком стоит утонченный, расчетливый гангстер из «
Однажды в Америке», но остальных персонажей, не имея возможности
опереться на добротную фабулу, Джеймс Вудс изображает столь эмоционально,
искренне и достоверно, что они обретают объем, в них веришь, включая и обладателя
пуза, поглощающего видеокассеты.
В октябре 1998 года на аллее славы в Голливуде Вудс получил свою «звезду».