Джозеф Альберик Файнс родился в Англии, в городе Сэйлисбери (Уилтшир); вырос в
Ирландии. Он - сын писательницы Дженнифер Лэш и фотографа Марка Файнса. Самый
младший из шестерых детей, он был воспитан в Западном Корке, Ирландия. Его братья -
актёр
Рэйф Файнс ,
композитор Магнус Файнс и защитник природы Иаков Файнс. Его сёстры Софи Файнс и
Марта
Файнс - режиссёры. Его приёмный брат Майкл Эмери - археолог. Он приходится
троюродным кузеном сэру Ранульфу Файнсу.
Файнс учился в Ирландии, затем в Лихерст Свон Скул, частной школе Солсбери, после
его обучение продолжилось в школе с гуманитарным уклоном. Потом он на протяжении
года учился в художественной школе в Саффолке, после чего Файнс поступил в
Гилдхоллскую школу музыки и театра, которую окончил в 1993 году.
Профессиональный дебют Джозефа Файнса состоялся в Вест-Энде, в пьесе "Женщина в
черном". Два года актер проработал в труппе Королеского Шекспировского театра. В
кино он впервые снялся в фильме Бернардо Бертолуччи "Ускользаюшая красота" (1996), а
1998 год стал для него триумфальным: в исторической картине "Елизавета" он исполнил
роль Роберта Дадли, а фильм "Влюбленный Шекспир", в котором он сыграл заглавного
героя, получил несколько "Оскаров".
Его известность укрепили последующие работы - комиссар Данилов во Враге у ворот
(2001), романтический маньяк в
Убей меня
нежно (2002) и легендарный реформатор в
Лютере (2003).
В 2005 году стал одной из главных звезд Берлинского фестиваля благодаря роли в
фильме Режиса Варнье "От человека к человеку".
Знаменитый актер решил попробовать себя в режиссуре и приехал в Подмосковье
снимать фильм "Дух". С Джозефом Файнсом встретилась корреспондент "Известий" Анна
Федина.
Статья: Глаза в кино говорят больше, чем губы
-Каким ветром вас занесло в Россию?
- Сценарий "Духа" таков, что эта история могла происходить где угодно, она
абсолютно универсальна. Но по воле сценариста события развиваются в России.
Прочитав сценарий, я сказал: "О'кей, в России так в России". Мы, правда, параллельно
вели переговоры с чешскими и греческими кинокомпаниями, но русские мне
понравились больше. В России мне предоставили все: съемочную группу, технику - из
Англии со мной приехали только продюсер и оператор-постановщик, - потрясающую
натуру, а также актеров, которые привнесли в фильм требуемую глубину.
- О чем будет ваш фильм?
- Это такая мрачная сказка. Мужчина теряет свою семью при ужасных обстоятельствах:
его жену изнасиловали и убили, а сына застрелили. Не сойти с ума герою помогает
вера, и в какой-то момент он начинает надеяться, что его сын на самом деле жив и
скрывается где-то в лесу. И вот он отправляется в лес... Мы хотим сделать финал
открытым, чтобы зритель сам решал, сошел этот мужчина с ума или вера действительно
помогает творить чудеса.
- Как вы себя ощущаете в режиссерской шкуре?
- Я проникся к режиссерам еще большим уважением. Если актеру нужно решать на
площадке семь задач, то режиссеру - 700. Мало того что он руководит огромным
количеством людей, так еще он должен объяснить им вещи, которые словами-то и не
опишешь. Многое происходило на интуитивном уровне.
- в: Русские славятся своей неорганизованностью. Вы на съемках
сталкивались с чем-то подобным?
- о: Съемочная площадка - поле битвы. Здесь постоянно времени не хватает,
то свет не поставлен, то декорации не готовы. Но в конце концов мы в своей битве
одержали победу. Вообще мне очень повезло с группой, они были голодные,
возбужденные и по-настоящему заинтересованные в том, что мы делали.
- Ваше мнение о России изменилось?
- Что-либо увидеть или почувствовать я не успел. Даже до Красной площади не
добрался. Правда, в театр все-таки сходил, в МХТ. Я большой поклонник Евгения
Миронова, по-моему, это блистательный артист. Катя Редникова мне тоже очень
понравилась.
- Но спектакли-то были на русском.
- В этом было свое очарование - воспринимать искусство на более высоком,
невербальном уровне. Хотя, конечно, в театре самое главное то, что сказано, а в кино
- то, что не сказано. Как известно, глаза в кино говорят больше, чем губы.
- Как вам наша зима?
- Здесь совсем не холодно! Мы приехали в Россию, чтобы снимать фильм в заснеженном
лесу, а в результате пришлось засыпать площадку искусственным снегом. Для нас это
был шок. Пожалуй, глобальное потепление - проблема куда более важная, чем
политические кризисы.
- Какой день в России вам больше всего запомнился?
- Вчерашний. Мы закончили съемки, а потом отметили это событие. По-русски.