Детство
Александр Фатюшин родился в Рязани в рабочей семье. Его отец был шофером, а мама
работала на фабрике. Детство Александра было самым обычным. Вместе с родителями,
братом и сестрой он жил в коммунальной квартире в центре города. В свободное время
мальчик с увлечением гонял в футбол и даже выступал за юношескую команду
рязанского клуба «Алмаз».
Любовь к театру Александру привил его старший брат Виталий, который занимался в
школьном драмкружке. Следуя примеру старшего брата, Александр тоже записался в
театральную студию - во Дворец культуры профсоюзов. Окончив школу в 1968 году, он
решил ехать в Москву поступать в театральный институт. Родные к затее Александра
отнеслись скептически, а старшая сестра и вовсе заявила: «Не суйся туда,
бесполезно, все равно актером ты не станешь. Фамилия у тебя не актерская, Фатюшин».
На что он ответил: «Спорим, что через десять лет фамилию Фатюшин будут знать все?!»
Спор Александр выиграл...
ГИТИС
С первой попытки покорить Москву Александру не удалось - ни в один из институтов,
куда он подал документы, его не приняли. Но упорный Александр не сдался, и через
год все же поступил в ГИТИС, на курс Андрея Александровича Гончарова. Это был
экспериментальный набор, и шло совместное обучение актеров и режиссеров. Кстати,
на актерский Гончаров взял только троих ребят: Сашу Соловьева, Игоря
Костолевского и Фатюшина.
Уже на первом курсе ГИТИСа состоялся дебют Александра Фатюшина на сцене. Гончаров
доверил молодому студенту небольшую роль в спектакле «Мария» по пьесе А.Д.
Салынского.
А после окончания ГИТИСа в 1973 году Гончаров пригласил Фатюшина, Костолевского и
Соловьева к себе - в Московский театр имени В. Маяковского. Вскоре Соловьев ушел в
ТЮЗ, а Александр с Игорем остались...
Дебют в кино
Спустя год после окончания ГИТИСа Фатюшин дебютировал в кино. Сначала он сыграл
небольшую роль командировочного в телефильме Алексея Коренева «
Три
дня в Москве». А чуть позже (в том же 1974 году) в знаменитом, когда-то скандальном,
а теперь, как принято говорить, культовом фильме Андрея Смирнова «
Осень» он сыграл роль молодого
человека по имени Эдик.
Благодаря роли Эдика на Фатюшина обратили внимание, и в 1976 году он был приглашен
вместе с Игорем Костолевским на главную роль в картину Павла Любимова «
Весенний
призыв». Молодые актеры блестяще справились с поставленной задачей. Фатюшин
очень убедительно сыграл сержанта Карпенко, занимающегося новобранцами в учебке.
А Костолевский - молодого призывника-интеллигента.
Фильм вышел на экраны, пройдя жесточайшую военную цензуру. Тем не менее, основную
мысль до зрителя он донес. Сержант Карпенко, еще вчера такой же новобранец,
получив в руки власть, пытается распоряжаться не только внешним видом солдат, но и
распоряжаться их судьбами. Однако ему приходиться столкнуться с человеком,
который внешне ему подчиняясь, презирает его. Именно в общении с ним
провинциальный парень, ставший королем и богом для тех, кто попал на полгода в
учебку, постигает необходимые нравственные уроки.
Конечно, это была очередная сказка об армии. Но как талантливо исполнили свои роли
Фатюшин и Костолевский! Фильм имел теплый прием у публики, а Фатюшин за свою
работу был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Всесоюзном фестивале в Риге и
серебряной медали им. Довженко.
Роль за кадром
С этого момента Фатюшин стал много сниматься в кино. В 1977 году он сыграл инженера
Дмитрия Радкевича в фильме Бориса Степанова «
Гарантирую жизнь», а год спустя - инспектора уголовного розыска
Тихонова в детективе Альберта Мкртчана «
Лекарство против страха».
Была у Фатюшина и несколько необычная роль - за кадром. Но обо всем по порядку.
Приступая к съемкам фильма «
Служебный
роман», Эльдар Рязанов специально для Фатюшина написал большую и интересную
роль мужа секретарши Верочки (ее блистательно сыграла Лия Ахеджакова). «Я должен
был сыграть такого фанатика-мотоциклиста. Конфликт шел на уровне - он любил ее и
мотоцикл, но мотоцикл все-таки больше», - вспоминал актер.
Уже было отснято много материала, как вдруг случилось несчастье - в театре во
время спектакля Фатюшин получил тяжелую травму глаза, после чего попал в
больницу, где ему сделали операцию. Рязанов ждал, сколько мог актера, но
выздоровление затягивалось. Тогда он приехал в больницу и честно признался, что
все сроки вышли. Фатюшину не хотелось, чтобы роль была слеплена кое-как, и он
посоветовал - раз так, то лучше вырезать ее всю. В результате по ходу фильма
Верочка постоянно говорит со своим мужем, а в кадре он появляется всего в двух
крошечных эпизодах.
Гурин
Так постепенно Александр Фатюшин подошел к своей звездной роли - хоккеиста Гурина
в легендарной мелодраме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Режиссер
приглашал артистов на пробы парами. Фатюшин пробовался вместе с Ириной
Муравьевой, и их дуэт практически сразу был утвержден.
К сожалению немало сцен так и не вошло в окончательный вариант картины. Тут уж
постарались чиновники от Госкино. Больше всего Фатюшин жалел, что вырезали
финальную сцену: «Помните, все собрались на даче, Гурин "завязал", говорит, что
переходит на тренерскую работу. Героини сидят на крыльце и поют. И тут должен был
появиться Гурин: галстук набок, рубашка торчит, а с ним какой-то ханыга. Я
препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: "Ты как с ним
разговариваешь? Это же Гурин, я на его матчах вырос как личность!". Но Госкино эту
сцену не пропустило, мол, игрок сборной так напиваться не может».
При создании своего персонажа Фатюшин не опирался на какой-то прототип, скорее
это был собирательный образ спортсмена. Тем более что среди друзей актера было
немало хоккеистов. Особенно дружен он был со знаменитой ларионовской пятеркой.
После выхода фильма многие хоккеисты подходили к нему и благодарили: «Сань, попал
в точку». Такое признание стоило многого. А вскоре Александр Фатюшин был
приглашен советской сборной вместе с группой артистов в качестве поддержки на
Олимпийские игры в Калгари.
Фильм «Москва слезам не верит» имел оглушительный успех и у зрителей, и у
профессионалов. Он собрал множество различных призов, среди которых: Премия
«Оскар» Американской Академии киноискусства за лучший иноязычный фильм 1980 года,
Приз гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм 1980 года, Премия за
лучший иностранный фильм на КФ американских фильмов в Хьюстоне-81. Фатюшин за свою
роль призов не получил, ему досталось гораздо большее - всенародное признание и
любовь миллионов зрителей.
Кино и театр.
80-е годы[/b]
В 80-е годы кинематографическая судьба складывалась очень удачно. Он активно
снимался, и хотя чаще ему доводилось играть персонажей второго плана, но делал он
это так ярко, что оставался в памяти зрителя наравне с главными героями. Лучшие
его работы были связаны с ролями сильных, мужественных людей, как например
Афанасий Крыков в телефильме «
Россия
молодая», десантник Круглов в приключенческом фильме «
Одиночное плавание», бывший сыщик Валентин Силов, вступающий в
противоборство с мафией в детективе «Кодекс молчания» и др. Его герои воплощали в
себе истинно русский характер, подкупали интеллигентностью, мужским обаянием и
мужественностью.
С «Россией молодой» связана история, которая могла бы стать роковой. 12 мая 1980 года
снималась сцена повешения героя Александра Фатюшина. Актер должен был накинуть
на шею веревку, спрыгнуть со ступенек, а аккуратно подрезанная веревка в нужный
момент должна была оборваться. Веревка не оборвалась. Фатюшину повезло, что узел
был завязан неправильно, и он успел просунуть руку. Помогли и расторопные
товарищи. Шрам на шее не проходил очень долго, а чудом спасшийся актер с тех пор
каждый год праздновал свой второй день рождения.
Если в кино Александру Фатюшину доставались хотя и яркие, но все же несколько
одноплановые роли, то в театре работа была гораздо разнообразнее. Ему доводилось
играть и комедийные роли, и так называемых «социальных героев». Александр играл в
спектаклях: «Молва», «Энергичные люди», «
Жизнь Клима Самгина», «Бег», «Человек на своем месте», «Наполеон», «Не о
соловьях», и многих других. А спектакль «Дети Ванюшина», где он исполнял главную
роль, театралы и вовсе окрестили «Дети Фатюшина».
Женитьба[/b]
Долгое время Александр Фатюшин оставался холостяком. Правда в начале 80-х у него
был бурный и продолжительный роман, но он завершился ничем.
Вместе с Фатюшиным в театре играла актриса
Елена Мольченко , которая была младше его на 12 лет. Она признается,
что влюбилась в Александра сразу же после прихода в театр, однако он долгое время
не обращал на нее никакого внимания. Не предпринимала со своей стороны ничего и
Елена. Все произошло внезапно...
Однажды, это было в 1986 году, они вместе шли к метро, разговаривали. Это был их
первый длительный разговор. На следующий день они еще пообщались, а через три дня
Александр пригласил Елену поехать с ним в больницу, где лежал его родственник. Она
согласилась. В палате Александр внезапно сказал: «Виталь, знакомься, это моя
невеста». Елена в тон ему спокойно представилась: «Лена». После этого они поехали
в ювелирный магазин, купили золотые кольца. Для всего театра их свадьба была
настоящим шоком, ведь там всегда знали у кого с кем роман, а тут...
«Вот так: случайно сказал - моя невеста,
так она ею и стала», - шутил впоследствии Александр Фатюшин. Но, думается,
случайностью это не было. Вместе супруги прожили 17 лет. Жили они очень скромно (у
них не было даже машины) но счастливо.
Вот только детей у Фатюшиных так и не было. «Это тот случай, когда Бог не дал, -
говорит Елена Васильевна. - Сначала ждали, потом стали заниматься этим вопросом. И
все врачи в один голос говорили: замечательно, хорошо, а их все нет и нет. Потом
пришло время, и мы с этим смирились. Потом родительские инстинкты и рефлексы
прошли, мы уже сжились...»
90-е годы
В первой половине 90-х Фатюшин еще продолжал сниматься в кино, причем очень
активно. Один за другим выходили картины с его участием: «
Живая мишень»,
«Каир-2 Вызывает Альфу», «
Волкодав», «
По Таганке ходят танки», «Кодекс молчания-2» и др. Однако затем в
отечественном кинематографе наступил кризис. Александр Фатюшин долго не мог
вписаться в новые условия.
Елена Васильевна рассказывает: «Когда начались перестроечные
дела, он действительно подрастерялся, был полностью дезориентирован. Недоумение
оставалось до последнего дня: как же так? Человек к этому возрасту крепкий
профессионал, и оказывается, что профессия не в этом, а в том, что... надо
правильно продать или купить».
Непросто складывались у Фатюшина дела и в театре. Он даже написал заявление об
уходе. Но долго без театра не смог, и вскоре вернулся.
Что же касается в кино, то лишь к концу 90-х вышло несколько картин с его участием.
Он сыграл работника ФСБ в мелодраме Евгения Матвеева «Любить по-русски-3», роли в
мелодраме Леонида Эйдлина «С новым счастьем», сериале «Транзит для дьявола»,
лирической комедии «Новый Год в ноябре».
Кончина[/b]
Как уже говорилось, Александр Фатюшин очень увлекался спортом. Многие годы он
играл в футбол в актерской сборной Москвы. Был он и страстным болельщиком - болел
за московский «Спартак», со многими игроками которого поддерживал приятельские
отношения. Одним из самых близких друзей был знаменитый вратарь Ринат Дасаев.
Так уж случилось, что и умер Александр Фатюшин как болельщик. В тот роковой день 6
апреля 2003 года «Спартак» крупно проиграл ЦСКА. Фатюшин весь вечер переживал, а
спустя несколько минут после финального свистка ему стало плохо. Когда врачи
приехали, было уже поздно...