Франче́ско Ро́зи (итал. Francesco Rosi) - итальянский кинорежиссёр, классик
итальянского киноискусства второй половины XX века, один из самых награждённых
кинорежиссёров страны последнего полувека - в его творческом активе есть призы
Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей, премии Британской и
Итальянской киноакадемий. Самые прославленные киноработы Рози - остросоциальные
притчи «
Сиятельные трупы» (1976), «
Христос остановился в Эболи» (1979) и «
Три брата» (1981).
Ранние годы
Франческо Рози родился в Неаполе в 1922 году - в год, когда к власти в стране пришли
фашисты, и вырос в уютной домашней обстановке. К искусству кино его приобщил отец,
для которого съемка на любительскую камеру была хобби, занимавшим все свободное
время. Рози с детства любил смотреть фильмы, увлеченно читал соответствующие
журналы и долгое время мечтал поступить в «Centro Sperimentale di cinematografia» в Риме.
Однако когда пришло время делать выбор, он уступил пожеланиям отца и отправился в
университет изучать юриспруденцию. Его занятия были прерваны войной. В 1943 году
был арестован вместе с сокурсниками университета за выступления против нацистов.
После того, как ему удалось бежать, Рози скрывался в Тоскане, установив связь с
движением Сопротивления.
Вернувшись в Неаполь год спустя, он продолжил обучение, но уже без особого рвения;
его больше увлекали театр и радио.
С 1944 года работал на радио. Вскоре Лукино Висконти пригласил его ассистентом
режиссёра для съёмок фильма «Земля дрожит» (1948). В дальнейшем Рози работал
ассистентом Антониони («Побеждённые»), Висконти («Чувство»), Моничелли и Эммера.
Начало карьеры
Попав в кино, Рози успел поработать со многими маститыми режиссерами - Матараццо,
Эммером, Антониони, Алессандрини. Больше 10 лет он помогал другим воплощать их
идеи, пока в 1957 году сам не созрел для своего первого полноценного
художественного фильма - ленты «
Вызов» (La sfida, 1958). По технике, по
уверенной режиссуре этой картины видно, что годы подготовки не прошли даром. «
Вызов»
рассказывает историю Вито Полара, молодого жителя Неаполя, который пытается при
помощи своего обаяния и грубой мужской силы прорваться в сферу поставок фруктов и
овощей на Центральный городской рынок, где все находится под контролем местной
преступной группировки.
В 1958 году он получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля за
дебютный фильм «
Вызов». С этой картины основной темой творчества режиссёра становится
неаполитанская мафия. Уроженец Неаполя, Рози не понаслышке знает, как на юге
Италии властные структуры перемежаются с криминальной средой, создавая поистине
адскую смесь коррупции и безнаказанности.
Несмотря на то что первые работы Рози были интересны и увлекательны и
сформировали о нем положительное мнение, настоящая слава пришла к
кинематографисту лишь в 1961 году, когда на экраны вышла лента «
Сальваторе Джулиано». Заглавный герой фильма, чье имя вынесено в
заголовок, - это мелкий преступник, в 1943 году совершивший убийство полицейского,
дабы избежать ареста. Спасаясь бегством в горах Монтелепре в Западной Сицилии, он
постепенно собрал вокруг себя верных ему людей и получил в округе статус местного
Робин Гуда. В фильме «
Сальваторе Джулиано» (1961) сицилийские крестьяне вступают в
противостояние с мафией. «
Сальваторе Джулиано» стал первой лентой Рози, снятой в стиле
«документально-ориентированного» кино.
Фильм «
Руки над
городом» (1963), в котором снялся Род Стайгер, рассказывает о деятельности
строительного синдиката. «
Жила-была...» (1967) -
единственная картина, в которой Рози ушёл от реальности, чтобы снять киносказку с
летающими ведьмами, добрыми волшебницами, чудесными клёцками, принцем и бедной
крестьянской девушкой (Софи Лорен), которые полюбят друг друга, и свадебным пиром
в финале. Этот проект Рози навязал продюсер Карло Понти, пытавшийся в то время
активно продвигать в кино свою молодую жену Софи Лорен. Заодно в ленту пригласили
и американца египетского происхождения Омара Шарифа, который должен был
облегчить жизнь данной ленте на североамериканском кинорынке.
1970-е годы
Убежденный левый и столь же большой приверженец модернизма, Франческо Рози
всегда в своих работах налегал на визуальную составляющую, при помощи коей ему
удавалось передавать и политические, и эмоциональные настроения. В этом ему
помогали два великих оператора - Джанни Ди Венанцо в период черно-белого кино и
Паскуалино Де Сантис с приходом в кинематограф цвета. Полин Каэл писала: «Рози
обладает самым невероятным композиционным чутьем в истории кино; ему удается
держать зрителя в состоянии эмоционального возбуждения, сохраняя настрой в
каждом эпизоде, каждом кадре фильма. Его камера - наш проводник, и мы следуем ее
движениям беспрекословно, ибо в следующую секунду нам будет предложено что-то
новое. Так, шаг за шагом, Рози исследует жизнь».
Закономерно, что свои самые заметные картины Франческо Рози снял в семидесятые
годы, или так называемые «Годы свинца» (Anni di Piombo), ставшие для Италии очень тяжелым
периодом. Эти годы страна жила в обстановке социальной нестабильности,
политических конфронтаций и регулярных террористических актов.
Первая половина 70-х в творчестве Рози тесно связана с политическим
кинематографом. Круг его тем довольно широк: первая ми¬ровая война в ленте «
Люди против» (1970), коррупция в итальянской промышленности в картине «
Дело Маттеи» (1972, Главный приз МКФ в Каннах), судьба знаменитого
итальянского капомафия Лаки Лучано в фильме «Дон лучано» (1973), наконец, «
Сиятельные трупы» (1976), где коррупция, уголовщина в верхних эшелонах
власти становятся предметом глубокого социального анализа. Эти три фильма
считаются его лучшими работами в кино.
Рози как никто другой дотошен в построении реалистичной картины происходящего,
уделяя большое внимание точности фактов и внутреннему психологизму героев. Он
никогда не поступается реализмом, в котором не находится места иллюзиям.
«Когда-нибудь мы будем изучать историю Италии по фильмам Рози», - сказал как-то
Тонино Гуэрра.
Спад политической борьбы во второй половине 1970-х годов повлиял и на творчестве
Рози. Тематика его картин становится шире, фильмы становятся более поэтическими,
обретая уни¬версалистский гуманизм: «
Христос остановился в Эболи» (1979, Главный приз МКФ в
Москве), живописное полотно о судьбе писателя-антифашиста, сосланного в богом
забытый город посреди Апеннин; «
Три брата» (1981) по мотивам
повести Андрея Платонова «Третий сын».
1980-е и 1990-е годы
К сожалению, с приходом восьмидесятых стиль Рози утратил свою остроту, и он
вступил в период творческого застоя. В 1984 году из-под его пера вышла красивая, но
весьма прямолинейная киноверсия оперы «
Кармен», опера, в которой тема
любви и предательства звучит в новом для Рози музыкальном жанре. А в 1987 году он
экранизировал «Хронику объявленной смерти» Габриеля Гарсия Маркеса с участием
все того же Джан-Мария Волонте, Орнеллы Мутти и Руперта Эверета.
Последним громким проектом Рози стал политический триллер «
Забыть Палермо» (Dimenticare Palermo, 1990) с участием приглашенных американских и
французских актеров, в том числе Джеймса Белуши, Мими Роджерс, Филиппа Нуаре и
Витторио Гассмана. В картине явно чувствуются нотки ранних работ режиссера, снова
исследующего потайные связи закона и криминала, однако смотрится это как-то
неубедительно и поверхностно. Провал «
Забыть
Палермо» расстроил Рози, и он решил на некоторое время оставить большое кино,
отправившись в свой родной Неаполь, где под его авторством вышел документальный
фильм «
Неаполитанский дневник».
С начала 90-х годов Рози практически полностью погружается в театральную
режиссуру.
Творческий путь Франческо Рози отмечен многократным сотрудничеством с
выдающимся итальянским кинооператором Паскуалино де Сантисом («Смерть в
Венеции») - 14 совместных фильмов, а также с одним из лучших кинодраматургов мира
Тонино Гуэрра - 11 фильмов.
Личная жизнь
Франческо Рози навсегда оставил кинематограф, сняв свой последний фильм «
Перемирие» в 1997 году. В одном из своих интервью, данных им в новом
тысячелетии, Рози сказал: «Я верю, что, снимая кино не ради смеха или развлечения,
но ради правды, ради настоящих ценностей, мы можем восстановить утраченную
важность человеческого достоинства. Иногда честь и достоинство могут быть
гораздо важнее, чем сама жизнь».
Его жена - Джанкарла Манделли - умерла в 2010 году.
Его дочь - Каролина Рози (1966 г.р.) - стала актрисой, снималась в частности и у отца в
«
Забыть
Палермо».
92-летний Рози скончался в Риме 10 января 2015 года, спустя три года после получения им
почётного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за жизненный вклад в
мировое киноискусство.