Кристиа́н Жан-Мари Клавье́ (фр. Christian Jean-Marie Clavier) - французский актёр,
сценарист, управляющий кинокомпании "Ouille Production". Широко известен по ролям
Астерикса в фильмах «
Астерикс и Обеликс против Цезаря»,
«Астерикс и Обеликс: „Миссия Клеопатра“».
Ранние годы
Кристиан Клавье родился в славном городе Париже 6 мая 1952 года. После начальной
школы будущий актер поступил в престижный лицей Пастера, который в свою очередь
блестяще закончил. Помимо недурного образования лицей дал и друзей, с которыми
несколько лет спустя ему предстояло «взрывать» театральные подмостки «лучшего
города земли». Среди них была и будущая супруга Кристиана
Мари-Анн Шазель , подарившая ему впоследствии двух дочерей (вторая
во время родов умерла). После окончания лицея Клавье еще два года учился на
политолога, а так же некоторое время состоял во французской компартии.
Однако вовремя опомнившись и осознав свое истинное предназначение, он выходит из
партии и оставляет политологию. Как знать, быть может французы потеряли в его лице
харизматичного лидера... Но искусство, определенно, осталось в выигрыше.
Вместе со своими лицейскими друзьями он ставит первое представление под
названием «Здесь нет Жоржа» в кафе-театре «Колонна». Затем они основывают труппу
со скромным названием «L'Equipe du Splendid» («Великолепная команда») и признание не
заставляет себя ждать. Вскоре Кристиана и Анн-Мари начинают называть «самой
взрывной парой за всю историю кафе-театров».
Где-то в это же время Клавье учится актерскому мастерству в театре Циллы Челтон,
где, как нам известно, работает, ни много ни мало, над ролью Гамлета. Помимо не
вызывающих сомнений дарований актера-эксцентрика, Кристиан обнаруживает талант
к литературному творчеству и становится автором и постановщиком таких пьес как:
«У меня болит голова», «Банка земли против банки вина».
Карьера
В 1978 году он пишет пьесу под названием «Любовь, ракушки и ракообразные», которая
легла в основу сценария фильма Патриса Леконта «Загорелые», ставшего культовым
для поколения 70-х. Свою первую большую роль Кристиан сыграл в фильме Пьера Леру «
Черт в коробке», где его партнером стал Жан Рошфор. В 1983 году в
соавторстве с Тьери Ламотом, он пишет сценарий для фильма «Дедушка
сопротивляется», который становится самым большим кассовым успехом французского
кино 1983 года.
Диалоги из «Пришельцев» (так же как и из «Загорелых» и «Деда мороза-отморозка»),
написанные и озвученные Кристианом Клавье стали безумно популярны у широкой
публики и цитируются уже в течение многих лет. Это лучше любых наград любых
кинофестивалей свидетельствует о признании и таланте не только Клавье - актера,
но и Клавье - сценариста. Соавторство с режиссером Жаном-Мари Пуаре, начавшееся на
фильме «Дедушка сопротивляется», продолжилось в картине «
Твист снова в Москве». За ней последовали такие супер-хиты как
«Операция Тушенка», «
Между ангелом и бесом» и «Пришельцы 2: коридоры времени».
На съемочной площадке шпионской комедии "Операция Тушенка" Клавье впервые
сталкивается с Жаном Рено. Столь непохожие, но прекрасно дополняющие друг друга
актеры создали замечательный творческий тандем, перекочевавший затем в
«Пришельцев» и их продолжение. Так же на контрасте был основан дуэт Кристиана
Клавье и Жерара Депардье в фильме «
Между ангелом и бесом», где, как и в «Пришельцах», Кристиан сыграл сразу
два персонажа - католического священника отца Тарена и его Альтер-эго -
ангела-искусителя. Успех «Пришельцев» снискал Кристиану Клавье славу
комического актера номер один и достойного преемника Луи де Фюнеса.
Однако слава эта была «палкой о двух концах». По его собственным словам
грандиозный успех «Пришельцев» его «сгубил», не давая выйти за рамки образа
очерченного Жакуем-Жакаром. Великолепный Астерикс, воплощенный Кристианом в 1999
году, так же не блистал драматическими глубинами. Однако уже в 2000 году мьсе Клавье
появляется на экранах телезрителей в очередной экранизации «Отверженных»
Виктора Гюго. В трактирщике Тенардье уже нет ничего от наэлектризованных и
взрывных комедийных персонажей Кристиана. И хотя в «большом кино» он до сих пор
появляется исключительно в качестве признанного комика - «Астерикс и Обеликс:
миссия Клеопатра» (2002), «
Милашка Рита» (2003),
«Альберт-плохиш» (2004), телезрителей всего мира он покорил как
Наполеон из
одноименного мини-сериала канадского режиссера Ива Симоно и останавливаться на
этом, хвала богам и музам, не собирается. (Вот где с лихвой реализовались
политические устремления молодости - не компартия, конечно, но «шкуру» радетеля о
благе Франции ему удалось примерить. И, надо сказать, она пришлась ему точно в
пору. Определенно, Франция потеряла славного политика!
«Роман» актера с театром так же не прервался - за эти годы он сыграл множество
ролей в пьесах различных драматургов. Самыми нашумевшими из них были спектакли
«Паника на площади» (1995-1996) и «Через год в тот же час» (2002), где впервые за 13 лет он
вышел на сцену вместе со своей женой - Мари-Анн Шазель. Однако «взрывная пара» в 2001
году рассталась.