Ричард Грант (англ. Richard E. Grant, настоящее имя Ричард Грант Эстерхёйсен, африкаанс -
Esterhuysen) - английский актёр, получивший известность в Великобритании после дебюта в
комедии «Уизнейл и я» и ролей второго плана в таких фильмах как «
Чернокнижник», «
Генри и Джун», «
Дракула
Брэма Стокера» и «
Гудзонский ястреб».
Ранние годы
Ричард Эстерхьюзен Грант (по прозвищу Рег) родился 5 мая 1957 года в столице
Свазиленда, городе Мбабане. Отец Ричарда занимал высокий пост министра
образования Свазиленда. Мама была преподавателем балета с германскими корнями.
По окончании школы, Ричард поступил в Кейптаунский университет, где изучал
английский язык и актерское мастерство. Будучи студентом, он стал одним из
основателей университетской театральной труппы.
После смерти отца, в 1982 году Ричард переехал в Лондон. На первых порах он работал в
обслуживающем персонале лондонского театра "Ковент Гарден", пока не начал играть
в различных репертуарных театрах и экспериментальных труппах, а в 1984 году впервые
добился заметного успеха, сыграв в пьесе Рональда Харвуда "Трамвайные пути". На
следующий год он дебютировал на британском телевидении, после чего обратил на
себя внимание в роли безработного актера в черной комедии "Уизнейл и я" (1987)
режиссера Брюса Робинсона. Вскоре Грант вновь снялся у Робинсона, на сей раз в
роли преуспевающего копирайтера рекламного агентства в комедии "Как добиться
успеха в рекламе".
Изучая различные диалекты английского языка, Ричард познакомился со
специалистом в этой области, преподавателем
Джоан Вашингтон. В 1986
году Ричард и Джоан стали мужем и женой, они и по сей день живут вместе. У них есть
дочь Оливия и сын жены от первого брака Том. Оливия , кстати, тоже стала актрисой.
Карьера в кино
После успеха "Уизнейл и я" Гранта начали приглашать сниматься в США. Его дебютом в
Голливуде стал фильм ужасов "Чернокнижник" (1988, реж. Стив Майнер). За ним
последовали еще несколько картин, в том числе экранизация романа Анаис Нин "Генри
и Джун" (1990, реж. Филип Кауфман) и боевик с участием Брюса Уиллиса "Гудзонский
ястреб" (1991, реж. Майкл Лемман).
Вскоре на Ричарда обратили внимание известные режиссеры: он играл английского
сценариста Тома Оукли в комедии Роберта Олтмена "Игрок" (1992), доктора Сьюарда в
"Дракуле Брэма Стокера" (1992) Френсиса Форда Копполы и великосветского бездельника
Лари Лефтерса в романтической драме Мартина Скорцезе "Эпоха невинности" (1993). Как
правило, ему доставались второстепенные роли, однако этот неизменно остроумный
актер, способный передать внутреннее состояние своего героя одним только
выразительным взглядом, запомнился и полюбился зрителям.
В 1993 году Грант появился в роли писателя Франца Кафки в 23-минутной
экспериментальной комедийной картине "Эта замечательная жизнь Франца Кафки"
режиссера Питера Капальди, получившей премию "Оскар" в категории "Лучший
короткометражный фильм".
Он вновь добился успеха на театральной сцене, сыграв в лондонском театре "Олдвич"
Алджернона Монкрифа в пьесе Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным".
Его последующие роли в кино были все так же разнообразны: от эксцентричного
модельера-гомосексуалиста Корта Ромни в сатирической комедии Роберта Олтмена
"Высокая мода" (1994) до сэра Эндрю Эгьючика в шекспировской "Двенадцатой ночи" (1996),
экранизированной известным театральным режиссером Тревором Нанном. Чудаковатые
герои Гранта чередовались и с более прямолинейными персонажами, такими, как
овдовевший отец-одиночка в семейной комедии "Джек и Сара" (1995, реж. Тим Салливан)
или богатый аристократ лорд Уорбертон в драме "Портрет леди" (1996, реж. Джейн
Кэмпион).
С ранних лет Ричард вел дневниковые записи, которые легли в основу его книги
воспоминаний "С ногтями: кинодневники Ричарда Э. Гранта" (в заглавии обыгрывалось
созвучность названия его старого фильма "Уизнейл и я" (Withnail and I) с with nails - с ногтями),
вышедшей в Великобритании в 1996 году.
Будучи преимущественно актером второго плана, Грант время от времени был занят и
в ведущих ролях; так он сыграл рекламного агента Гордона Комстока в картине
"Забавная война" (1998, реж. Роберт Бирман) по роману Джорджа Оруэлла "Да здравствует
фикус!", где его партнершей стала знаменитая Хелена Бонэм Картер, затем появился в
роли британского аристократа сэра Перси Блейкни, спасающего невинных людей от
террора французской революции в сериале "Багряный первоцвет" (1999, реж. Патрик Лау,
Саймон Лэнгтон).
В 2001 году он вновь возобновил сотрудничество с Робертом Олтменом, сыграв
небольшую, но яркую и запоминающуюся роль лакея Джорджа в детективе "Госфорд
Парк". Также он снялся в картинах "Золотая молодежь" (2003, реж. Стивен Фрай) и "Быть
Стэнли Кубриком" (2005, реж. Брайан Кук), а в 2005 году дебютировал как режиссер и
сценарист, поставив комедию "Вау-Вау", сюжет которой во многом был навеян его
воспоминаниями о детстве и отрочестве, проведенных в Южной Африке.