Щукина Наталья Юрьевна родилась 12 сентября 1970 года в Москве.
В 1980 году поступила в Театр-студию Вячеслава Спесивцева на Красной Пресне.
Самый известный спектакль с её участием - "Приключения Тома Сойера", где она играла
роль Сюзи Гарпер.
В 1992 году закончила Высшее Театральное училище им. Б.В.Щукина (курс Ю.И.Авшарова) и
была принята в труппу театра "Ленком".
В кино первую главную роль сыграла в 1988 году в драме Эльдара Рязанова "Дорогая
Елена Сергеевна".
Детство
Наталья Щукина родилась в Москве. Ее родители с театром или кино никаким образом
связаны не были. С ранних лет родители Наташи расстались, и дальнейшим
воспитанием дочери занималась одна мама. Наталья очень благодарна маме, которая,
по ее словам, очень демократично относилась ко всем увлечениям дочери: личным и
неличным, никогда ни в чем ее не ограничивала.
Мама всячески способствовала развитию дочери. Маленькая Наташа занималась
танцами, гимнастикой. Однажды в школу пришли артисты набирать детей в
театр-студию Вячеслава Спесивцева на Красной Пресне. За компанию с подружкой
десятилетняя Наташа отправилась на прослушивание. Тогда она еще и не думала, что
когда-нибудь станет настоящей актрисой. Наталья Щукина вспоминает: «Наш класс
Спесивцев решил сделать экспериментальным, то есть были обычные классы, а наш "Б"
стал первым, который вместо продленки, когда все гуляют, шел заниматься к
балетному станку, обучаться актерскому мастерству. Очень интересные детские
спектакли мы делали. Это была большая школа для меня, в первую очередь школа
дисциплины».
Именно благодаря занятиям в театре-студии состоялся дебют Наташи в кино. В 1985 году
она снялась в главной роли в детской картине режиссера Рубена Мурадяна «
Фотография на память».
«Дорогая Елена Сергеевна»
Неудивительно, что по окончании школы, ни о какой другой профессии, кроме как
актерской, Наталья не мечтала. Но перед тем как поступить в театральный, девушка
снялась еще в одном фильме - в драме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». В
картину знаменитого режиссера вчерашняя школьница попала благодаря Дмитрию
Марьянову , который играл вместе с ней в студии Спесивцева. В то время юный актер
был популярен благодаря картине «Выше Радуги». Ассистентка режиссера обратила
внимание на Диму, затем привела на спектакль самого Рязанова, и на пробы отобрали
несколько ребят, в числе которых была и Наталья.
Сниматься у самого Рязанова! Об этом можно было только мечтать. Наталья Щукина
рассказывает: «Это было сильнейшее потрясение для меня! Рязанов в тот момент
озвучивал "Забытую мелодию для флейты". Мы сидим у него в кабинете, и вдруг заходят
он, Филатов, Неелова и Купченко. Одного Эльдар Александровича я бы пережила, но
когда вошло такое количество звезд, я встала и думала, как бы не упасть, как бы не
потерять сознание!»
Как и все фильмы, снятые на злобу дня, сегодня «Дорогая Елена Сергеевна» смотрится
наивно, но для того времени это был настоящий скандал. Безобразная история,
рассказывала о том, как несколько учеников приходят к учительнице, чтобы
выпросить, а если не получится, то отнять силой ключ от кабинета, где хранятся
контрольные работы, чтобы внести в них необходимые исправления...
Наталья Щукина вспоминает о тех съемках: «Мне было очень тяжело сниматься, но это
оказалась хорошая школа. Я ужасно комплексовала. Мне все время казалось, что
Рязанов мной недоволен. И жалеет о том, что меня взял. В фильме есть один кадр, о
котором знаю только я. Я там прячусь за партнеров, потому что ужасно заплакана.
Рязанов же человек вспыльчивый, может наговорить кучу обидных слов... Сейчас-то я
привыкла, и не такое слышала. Но тогда... Мне хотелось провалиться сквозь землю».
Щукинское училище
По окончании школы Наталья решила поступать в Щукинское училище. «Разницы между
школой мхатовской, вахтанговской или школой малого театра я тогда не видела и не
осознавала. Мне хотелось именно в "Щуку", я туда рвалась, больше никуда не хотела», -
рассказывает актриса. Первая попытка оказалась неудачной... «У меня была полная
уверенность, что я поступлю, но я не поступила. Ужасно переживала и считала, что
вот, наверное, и всё, больше мне ничего не светит».
Спустя год Наталья подала документы почти во все театральные ВУЗы столицы. Она
вспоминает: «В Щепкинском училище меня попросили поднять юбку и показать коленки,
что в общем и решило судьбу моего существования в этом училище. Во МХАТе меня
"остановили" студенты-старшекурсники, которые подошли и стали говорить, что у меня
это не так, и это не так. Всё это было очень эмоционально! И в ГИТИСе тоже что-то
случилось. Видимо, ждала меня именно "Щука"».
На вступительных экзаменах девушка читала стихи Есенина, басню Крылова «Щука», а
из прозы выбрала отрывок из «Мастера и Маргариты» М.А.Булгакова. Этот же отрывок
она читала и год назад. Как ей показалось, на этот раз она прочитала хуже, но к
удивлению, ее приняли. Наталью зачислили на курс Ю. И. Авшарова.
Неуступчивый характер. Новые роли в кино
Параллельно с учебой Наталья Щукина продолжала активно сниматься в кино.
Благодаря удачной работе в «Дорогой Елене Сергеевне» она была приглашена в еще
одну скандальную для того времени картину - мелодраму Петра Тодоровского «
Интердевочка». Кстати, рекомендовала актрису та же самая ассистентка
по актерам, которая работала у Рязанова.
В этом фильме Наталья сыграла молоденькую, симпатичную путану, рассказывающую
милиционерам про папу-«африкановеда». Между прочим, во время съемок начинающая
актриса не побоялась спорить с самим Петром Тодоровским. «Мне не нравился текст, -
рассказывает Наталья. - Никак не могла его произнести. Но даже сейчас, когда смотрю
этот фильм, думаю, что была права. Этот текст немного не из лексикона проституток.
"Мой папа-африкановед..." В общем, я бесконечно с ним спорила. Когда съемки были
закончены, Петр Ефимович мне сказал: "Все в тебе хорошо, но слишком тяжелый
характер". Чего, в общем, я никогда за собой не замечала».
Сложный ли у Натальи Щукиной характер? Скорее дело тут в другом, - просто у актрисы
всегда было свое видение роли, и если она была с чем то не согласна, то не боялась
спорить по этому поводу даже с маститыми режиссерами. А уж какие режиссеры ее
снимали! Петр Тодоровский, Станислав Говорухин (в 1989 году в психологическом
триллере «
Брызги шампанского»), Эльдар Рязанов. В последующие годы она работала с
Георгием Данелия, Валерием Тодоровским, Олегом Янковским, Николаем Лебедевым, но
об этом чуть позже, а пока вернемся в начало 90-х.
В 1991 году Щукину вновь пригласил в свою картину Эльдар Рязанов. В его знаменитой
трагикомедии «
Небеса обетованные» Наталье досталась небольшая роль, но как она была
сыграна! Особенно зрителям запомнилась сцена с поеданием сгущенки.
«Да, знаменательная сцена... - вспоминает Наталья Щукина. - Мои главные опасения
касались не внешнего вида, а того количества сгущенки, которое мне пришлось
употребить за время съемки. В общей сложности я съела банки две. Потом, понимая,
что организм такой экзекуции не перенесет, тут же отправила съеденную сгущенку
туда, куда надо. Два пальца в рот, и свобода...»
Наталья Щукина продолжала активно сниматься в кино до середины 90-х. В 1993 году она
сыграла небольшую, но весьма колоритную роль продавщицы с фингалом в комедии
Георгия Данелии «
Настя». Затем последовали работы в драме «
Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского и «
Призрак дома моего» Павла Любимова.
Во второй половине 90-х, когда наш кинематограф был в кризисе, Наталья
сосредоточилась на работе в театре.
Театр
Первые свои роли в театре Наталья Щукина сыграла, учась на четвертом курсе. Юрий
Авшаров пригласил ее в театр Александра Калягина «Et-cetera» на роль Сони в спектакле
«Дядя Ваня». Об этой роли Наталья отзывается с большой теплотой, тем более что
вообще любит драматургию Чехова.
Тогда же состоялся ее дебют в Ленкоме - в роли кота в детском спектакле
«Бременские музыканты». В Ленком Наталья Щукина попала благодаря всё тому же
своему однокурснику, ныне популярному актеру Дмитрию Марьянову . Кстати, ему
стоило больших трудов уговорить Наталью. Многочисленные работы в кино немного
вскружили ей голову, как признается сама актриса, в то время ей казалось, что «все
театры сейчас падут к моим ногам ...»
Молодая актриса понравилась руководителю Ленкома Марку Анатольевичу Захарову, и
он предложил ей остаться в театре после окончания училища. Таким образом в 1992 году
Наталья Щукина была зачислена в труппу и сразу же приступила к репетициям
спектакля «Безумный день, или Женитьбе Фигаро». Причем взяли ее сразу на роль
Сюзанны.. Премьера спектакля состоялась в январе 1993 года.
Спустя год Наталья, которая к тому времени была замужем (муж Натальи - ее
однокурсник по училищу, хотя сегодня по профессии он не работает), родила дочку
Сашеньку. На некоторый период Щукину подменила в спектакле Марина Ильинская.
Затем Наталья вновь вернулась на сцену.
Последние работы в кино
Очередную работу Натальи Щукиной в кино зрители увидели в 2000 году. Ее Динка из
мелодрамы Олега Янковского «
Приходи на меня посмотреть» просто покорила всех
искренностью и непосредственностью.
В настоящее время Наталья Щукина появляется в кино очень редко. Последний раз она
снялась у Эльдара Рязанова в его ретро-комедии «
Ключ от
спальни». Мэтр кино всегда отличался пристрастием к так называемым «своим»
актерам. В круг «рязановских» актрис с полным основанием можно занести и Наталью
Щукину. На этот раз она сыграла весьма специфичную даму Софью. Наталья отмечает,
что ей очень понравилось вновь поработать с Эльдаром Александровичем. Также
большое удовольствие доставило сниматься в костюмных сценах: «Конечно, это
тяжело, потому что я была в парике, в шляпке, всё это в 30-ти градусную жару. Корсет -
это нечто. В первый день у меня было ощущение сломанных ребер. Но это же так
здорово! Эти юбки, бантики, туфельки».
Больше серьезных предложений актрисе пока не поступало: «Либо мне не нравится
роль, либо сценарий», а от съемок в нескольких сериалах ей пришлось отказаться по
причине занятости в театре.