Борис Петрович Дёжкин (1914 - 1992) - советский режиссёр-мультипликатор, художник и
сценарист. Один из видных деятелей советской мультипликации. Заслуженный деятель
искусств РСФСР (1969).
Борис Петрович Дёжкин родился 19 августа 1914 года в Курске.
С 1934 г., после окончания курсов худ. мультипликации при Доме печати в Москве,
работал на экспериментальной мультмастерской под рук. В. Ф. Смирнова, затем - на к/с
«Мосфильм», с 1936 г. - на к/с «Союзмультфильм» аниматором, художником-постановщиком,
а с 1937 г. - режиссёр. Сначала ставил фильмы в соавторстве с Г. Ф. Филипповым, М. С.
Пащенко, Е. Т. Мигуновым и др. С 1954 г. работал самостоятельно. Снимал рисованные
фильмы. Преподавал на курсах по обучению и повышению квалификации аниматоров при
«Союзмультфильме», был членом курсовой кафедры, соавтором программы обучения
мультипликаторов. Входил в состав худсовета «Союзмультфильма». Как режиссёр
работал с художниками Е. Т. Мигуновым, Г. Позиным, П. П. Репкиным, В. С. Василенко
(Весельчаковой), С. К. Русаковым, В. И. Соболевым, А. В. Винокуровым, П. А. Саркисяном и
др. Карикатурист, шаржист.
Его боготворили, ему завидовали, его участие в любом мультфильме гарантировало
успех. В довоенном и послевоенном кино все «ударные» и динамичные сцены в
советской анимации создал именно он. А затем сам стал режиссером и придумал
«чмуриков» и «зубастиков» - героев спортивных мультфильмов «
Необыкновенный матч» и «
Шайбу! Шайбу!».
Затем вывел на экран легендарный «Клуб Веселых Человечков» (по инициативе и при
участии великого художника Евгения Мигунова). Наконец, экранизировал «
Чиполлино» с блистательными персонажами и великолепной музыкой.
Он родился в Курске в семье почетного железнодорожника. Когда отец перебрался в
Москву, Борис устроился на шарикоподшипниковый завод
слесарем-инструментальщиком. Работал, а в свободное время рисовал. Особенно
удавались карикатуры - злые и всегда острые. Однажды его карикатуры на заводскую
жизнь поместили в местную стенгазету, после чего Бориса вызвали к директору. Он
так испугался, что собрался увольняться! Но директор оказался человеком
прогрессивным. Он сказал: «Рабочих у нас много, а художников мало. Тебе надо
учиться, дружочек». И сам свел его со своим знакомым художником, а через того - со
знаменитым Алексеем Радаковым, который вел курсы карикатуристов при журнале
«Крокодил». Так Дежкин оказался профессиональным художником.
Радаков привел своего любимого ученика на студию («Союзмультфильм»), когда она
только зарождалась. Он видел, что Борис очень точно улавливал движения, но сам
Дежкин растерялся: «Что я буду здесь делать?!» И все же жажда рисовать пересилила
все сомнения. И когда вышел фильм «Лиса-строитель», студия была потрясена теми
сценами, которые сделал Дежкин. Он задал динамику всей картине.
Чувству ритма, движения научить нельзя. Он понял, на что способен, и отдался новому
делу всецело. С его приходом сама анимация стала другого качества. На студии не
пропускали ни одной пробы, ни одного показа дежкинской сцены: все бежали в зал
смотреть, что он сделал. Работа останавливалась. А как он чувствовал музыку!
Каждый такт, каждую ноту. Он всегда сам размечал записанную на пленку фонограмму и
даже мечтал экранизировать музыку Сен-Санса - «Интродукцию и Рондо
каприччиозо».
Тонкости профессии он изучал именно по Диснею. Конечно, на него тут же повесили
ярлык так называемой «диснеевщины». Борис и не спорил: «Да, я последователь
Диснея». Но он не подражал своему кумиру слепо, не копировал его. С таким же
восторгом он смотрел и фильмы Чаплина.
Руководство не понимало стиля его работы. Продумывая сцену, он не сидел целый день
за столом, а ходил. Вот он пойдет на стадион, с детьми поговорит, посмеется, гол
забьет. А в голове продолжает все обдумывать. А потом прибегал на студию, садился и
быстро переводил все на бумагу. И этого не понимали. «Как это? Все сидят, работают,
а он где-то ходит, а потом приносит готовую сцену!»
В 1946 году Борис Дежкин поставил «Тихую поляну» - динамичную, спортивную историю о
футбольном матче между медведями и зайцами. Через два года экранизировал горскую
сказку «
Слон и
муравей», еще через два - репортаж о лесных велосипедных гонках «Кто первый», а в
1951 году вышла потрясающая северная сказка «
Сердце
храбреца». После шумного успеха этого фильма Дежкину не давали постановки
несколько лет. Он был вынужден вновь кропать мультипликат для студийных мэтров.
«Вытащил» его легендарный Мстислав Пащенко - вместе они поставили «
Необыкновенный матч» - еще одно обращение к футбольной тематике, только
теперь соревновались мягкие и деревянные игрушки. Фильм получил массу
международных призов, и режиссерская карьера Бориса Дежкина вновь пошла в гору.
Ему было интересно все, что происходило в стране, в мире, - вспоминает Ольга
Гайдук-Дежкина. - Борис читал газеты, журналы, и в пульсирующие годы оттепели он
был подвижным, как ртуть. В 57-ом, незадолго до Всемирного фестиваля молодежи, они с
Геной Филипповым забрались в свою студийную комнату по водосточной трубе,
заперлись там и за семь дней сделали фильм «
Привет
друзьям!» За семь дней! У них были только хлеб и вода. Когда они предъявили
студии фильм, начальству ничего не оставалось, как принять его. И когда начался
фестиваль, фильм уже гремел на всю Москву.
Во время войны Дежкин потерял глаз. Студия еще не успела эвакуироваться, и ребята
ходили тушить зажигалки, ловить бомбы. В тот день они сидели у Романа Давыдова,
который впоследствии снимет «Маугли». Бомба попала в дом, Борис закрыл своим
телом жену, и осколком поразило левую сторону его лица. Шрамы потом долго не
заживали, но, самое страшное, конечно - потеря глаза. Борис потом всегда говорил:
«Факт налицо». Для Бориса Петровича потеря глаза была очень большой трагедией. И
немцев он не простил. Когда на студию приезжали делегации из Германии, Дежкин
закрывался в кабинете и старался с ними не встречаться.
Он рисовал дни и ночи. «Мультипликация - это моя жизнь, моя страсть, моя боль», -
всегда говорил он. Борис прислушивался к каждому звуку - как течет вода, шелестят
листья - и все переносил на бумагу. Он все видел в движении: как двигаются ваши
глаза, как порхает бабочка, распускаются цветы. Поэтому возмущался, кода в
мультфильмах его коллег рука двигалась, а голова - нет. В его работах если бежала
девочка, то летели ее волосы, развевалось платье...
Сын Сергей тоже связал свою жизнь с анимацией, но в профессиональном плане он
значительно уступал отцу, а по характеру - говорят - был еще тяжелее. Он умер
накануне своего шестидесятилетия.
Дежкин снимал острое кино. Первой ласточкой, в середине 60-х, стал фильм «Где-то я
его видел?» с участием знаменитых «Веселых Человечков» - Карандаша, Самоделкина,
Гурвинека, Незнайки и других. Буратино же предстал с фамилией Обещалкин. Это была
злая сатира на тему бесконечных обещаний и невыполнений.
Затем появился фильм «
Это не про
меня». Когда у нас еще никого не разоблачали, Дежкин в небольшом фильме вдруг
разоблачил всех. «Нет печальней повести, чем повесть о потерянной совести» -
звучал в финале перефраз Шекспира. Фильм так где-то и лежит на полке. Затем Сергей
Михалков запретил приглашать Дежкина в «Фитиль», для которого он снял несколько
прекрасных сюжетов. А после 1984 года «Союзмультфильм» не принял от Бориса
Петровича ни одного сценария. Как отрезали. Чем он жил? Рисовал книжечки, открытки,
писал сценарии. С ним сотрудничали драматурги Кумма, Рунге, но ни один сценарий не
прошел. А в ноябре 91-го на почве переживаний он заболел.
На курсах мультипликаторов Дежкин прекрасно работал с молодежью, он выпустил
немало талантливых мастеров. Но у Бориса Петровича не было высшего образования,
может быть поэтому его никто не пригласил ни во ВГИК, ни на Высшие режиссерские
курсы.
Когда он умер, на «Союзмультфильме» даже удивились, что он заслуженный деятель
искусств РСФСР. То есть, уже пришли люди, которые не только не знали Дежкина, но и
не хотели знать.
Он любил кино и делал кино. Дети видели его прекрасные мультфильмы и радовались, и
дальше будут смотреть и радоваться.