Детство
До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина.
Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна
комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к
театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно
скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин
научился организованности, она привила ему любовь к порядку.
Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в
судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки.
Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На
следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны...
Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну,
закончив ее майором.
Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время
просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова "Особое задание". Он верил
всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать
актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в
школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские
роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.
МХАТ
Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он
хочет стать артистом.
Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин
решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов
Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и
попросил "прослушать" его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки
знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур.
Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на "отлично". Когда
его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.
Как и все студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это
было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма "Убийство на улице
Данте", где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти
бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он
промелькнул в эпизодической роли в романтической драме "Поэт".
Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он
учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: "Валя, ну какой ты артист? Вот
посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен
быть артист". Мать, увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", сказала: "Валя, ну
какой же ты худой!".
Театр
По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу,
его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой
руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр
во время гастролей - ему не понравились те роли, которые предлагали играть.
Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не
удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт
сыграл одну из лучших своих ролей - графа Альмавиву в "Безумном дне, или Женитьбе
Фигаро", которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.
Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход - к
А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.
В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу
Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала
едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра
Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал
сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в
фундамент его мастерства.
В "Современник" он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его
роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти
театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.
В 2001 на сцене «Современника» состоялся режиссёрский дебют Валентина Иосифовича:
вместе с И.Квашой и А.Назаровым он возобновил спектакль «
Балалайкин и
Ко» М.Салтыкова-Щедрина, где вновь, как и четверть века назад, выступил в роли
Глумова.
Среди его лучших ролей: Глумов ("Балалайкин и К"), Лопатин ("Из записок Лопатина"),
Горелов ("Спешите делать добро"), Джордж ("Кто боится Вирджинии Вульф?"), Рахлин ("Кот
домашний средней пушистости").
Трудная дорога в кино
В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к
концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей
практически не было.
Сам Валентин Гафт объясняет это так: "Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у
меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть
другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким
исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот
возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня".
Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в
политической драме "Ночь на 14 параллели" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля
"Из записок Лопахина" (1975), Брассет в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!".
Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом,
тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического
рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и
внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей:
Крамин ("На всю оставшуюся жизнь" - 1975), Знаменский ("Повесть о неизвестном актёре" -
1976), попутчик ("Почти смешная история" - 1977), Жорж ("Циркачонок" - 1979).
Сотрудничество с Рязановым
Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с
Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося
кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.
В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в
комедии "Гараж". Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря
художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в
нужное режиссеру реалистическое русло.
В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите
слово...". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший
немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным
чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется
ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне - таким
предстал зрителям герой Гафта Покровский.
Совершенно другим оказался Одиноков - герой Гафта из картины Эльдара Рязанова
"Забытая мелодия для флейты" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ
бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством
юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.
Наконец в трагикомедии Рязянова "Небеса обетованные" (1991) Гафту удалось создать
цельный чистый характер вожака бомжей по кличке "Президент", для которого ясно,
что в жизни подло, а что благородно. Его герой - подлинно интеллигентный и
образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.
Популярность
Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в
детективном фильме Александра Муратова "Гонки по вертикали" (1982) он предстал в
роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль
следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего
фильма.
Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале "Визит к
минотавру" (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в
исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта,
в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй
ролью, переключился на разведение змей.
Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии "Чародеи" (1982),
трагикомедии "По главной улице с оркестром" (1986), боевике "Воры в законе" (1988), "Визит
дамы" (1989), "Ночные забавы" (1991), "Анкор, еще Анкор!" (1992).
В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме "Мастер и Маргарита", который так и
не вышел на экраны.
Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и
естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При
узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет
самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии,
"для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного
интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления
драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам".
Мастер эпиграмм
Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он
прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега
Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно как для себя самого, так и для других
стал сочинять эпиграммы. Это была ирония над собой, над другими. Он никого не хотел
обидеть, обличить или поссорить. Просто хотел таким образом сказать какую-то свою
правду.
Среди них были ироничные, как, например Джигарханяну :
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.
или Олегу Ефремову :
Олег! Не век - полвека прожито!
Ты посмотри на рожу-то!
А были и очень острые, как, например Ирине Алферовой :
Не будет у тебя успеха,
Ведь ты, красавица, не Пьеха.
В постели делай свой успех -
На сцене это делать - грех!
И средь интимнейших утех
Ирина лучше б.... й всех.
Кончай хождение по мукам,
Сыграй с искусством ты разлуку.
или Михаилу Боярскому :
Зачем ты, так орешь,
Словно ограбленный еврей?
Ты Д'Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а не плебей.
Сейчас Валентин Гафт говорит, что больше не пишет эпиграммы - это его увлечение
закончилось. Однако стихи он пишет по-прежнему. Он выпустил несколько сборников
лирических стихотворений.
Личная жизнь
Гафт был женат четыре раза. Первой женой Валентина Иосифовича была манекенщица
Елена Изоргина.
Неудачным был брак с балериной Инной Елисеевой. У них родилась дочь Ольга. Но в
начале 80-х Гафт и Елисеева развелись.
В настоящее время Валентин Гафт женат на актрисе Ольге Остроумовой . С
Остроумовой он нашел настоящее счастье, хотя отношения у актеров наладились не
сразу. Ольга Михайловна понравилась Валентину Иосифовичу давно, еще во время
съемок фильма "Гараж". Однако она была замужем, и он не стал за ней ухаживать...
Однажды Гафт увидел ее по телевизору. "Мне было так плохо, рассказывает актер. - Я
понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, мне надоели
противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля - я просто
впился в изображение, не мог оторвать глаз от ее дивного лица".
Ольга Михайловна тогда как раз рассталась с мужем, и ей требовалась поддержка. Они
встретились на каком-то мероприятии, и с этого момента Гафт стал за ней
ухаживать.
Несмотря на немалый возраст обоих, Гафт и Остроумова по-детски счастливы.
Трагическая смерть дочери
После развода Валентина Гафа с Инной Елисеевой, его дочь Ольга осталась жить с
матерью, взяв ее фамилию. Но на протяжении всей жизни Ольга поддерживала теплые
отношения с отцом. По окончании Московского хореографического училища Ольга
танцевала в труппе Кремлевского балета, а не так давно поступила в Российскую
академию театрального искусства.
Но внезапно произошла трагедия... "С Инной у дочери отношения с детства не
сложились, - рассказывает в интервью газете "Жизнь" консьержка в бывшем доме
Валентина Иосифовича. - Да и кто ее мог вынести? Характер жуткий, хотя и писаная
красавица". Инна Сергеевна, не отличавшаяся никогда ангельским нравом, с
возрастом все чаще стала срывать злость на Ольге. Причиной была завись к красоте и
молодости дочери. Унижения чередовались с побоями... Бедная девушка не выдержала и
в сентябре 2002 году покончила с собой, обвинив в предсмертной записке мать. Инна
Елисеева не на много пережила дочь. 31 января 2003 года она умерла от рака желудка.
После несчастья Валентин Гафт замкнулся в себе. Целый год он отказывался от любых
интервью...
14 декабря 2017 года был экстренно госпитализирован после неудачного падения, в
связи с чем театр «Современник» перенёс заявленный на 15 декабря 2017 года спектакль
«Пока существует пространство» на 5 февраля 2018 года.
12 декабря 2020 года скончался в своём доме на 86-м году жизни после продолжительной
болезни от инсульта. Валентин Иосифович будет похоронен 15 декабря на
Троекуровском кладбище.