Васильев Юрий Николаевич родился 12 октября 1939 года в Москве.
В 1961 году, окончил Государственный институт театрального искусства имени А.В.
Луначарского (ГИТИС).
Сразу по окончании ГИТИСа пришёл работать в Московский академический Малый
театр. Там он проработал до конца своих дней — почти 40 лет.
В кино Юрий Васильев дебютировал в 1960 году, снявшись в роли Николоса в фильме
режиссера М. Захариаса «
Ловцы губок».
Наиболее заметные роли в кино - Эван в музыкальной сказке по Г.Х.Андерсену
"Соловей", роли в мелодрамах "Москва слезам не верит" и "Балерина".
Малый театр
Благодаря своей внешности, врожденной интеллигентности и актерскому таланту
Васильев сыграл немало замечательных ролей на сцене Малого театра, куда его
приняли после окончания ГИТИСа, заметив в дипломном спектакле «Три сестры» в роли
Вершинина.
На сцене этого театра он играл вместе со своей красавицей-женой
Нелли Корниенко в лучших спектаклях и воплотил такие сложные
характеры, как князь Звездич в «Маскараде», Кристиан в «Сирано де Бержераке»,
Великатов в «Талантах и поклонниках».Там он проработал до конца своих дней —
почти 40 лет. Юрий Николаевич играл в спектаклях «Бешенные деньги», «
Красавец-мужчина», «
Убийство Гонзаго», «Пир победителей» и других.
Его актерский талант проявлялся даже в самых маленьких сценических эпизодах.
Всем его коллегам запомнилась роль в спектакле «Коварство и любовь», где Васильев
сыграл ... негра. Узнать его на сцене можно было только по голосу. Коллег, да и
самого Юрия Николаевича это очень веселило. Он любил смеяться и смешить. Пример
тому — один детский спектакль, где он, не стесняясь, выходил в роли короля в
...коротеньких штанишках и смешном паричке. Это при своем почти двухметровом
росте, с его-то амплуа героя-любовника!
Роли в кино
По настоящему первой большой удачей актера стала главная роль в фильме Сергея
Герасимова «
Журналист». Герой Васильева — преуспевающий молодой журналист
приезжает в небольшой промышленный городок на Урале, чтобы разобраться в
письменных жалобах гражданки Аникиной. Здесь у него появляется много друзей,
здесь же он обретает любовь. Внешне непритязательный, но безусловно наполненный
обаянием советского образа жизни пафос картины претендовал на то, чтобы сделать
ее подлинным документом эпохи, хотя скорее сделал образцом социалистического
реализма.
Казалось, актёр с такой внешностью не должен был испытывать недостатка в ролях.
Однако судьба не очень благоволила к Васильеву. Из фильма в фильм ему доставались
лишь роли второго плана. Снимался он мало. После «
Журналиста» его часто
звали в кино, но Юрий отказывался от ролей, а потом их перестали предлагать. Порой
говорили, что его типаж не совсем подходит нашему кинематографу. Есть такой
театральный термин: «фрачный герой». Слишком красивый, неотразимый и
аристократичный.
В 1979 году Юрий Васильев с блеском сыграл первого возлюбленного главной героини
мелодрамы «
Москва слезам не верит» Кати Тихомировой.
Среди других заметных работ в кино — роли криминально-политической драме «
Ничего не случилось», в мелодрамах «Только не уходи» и «
Балерина».
Личная жизнь
Чтобы навсегда остаться в памяти зрителей, актеру Юрию Васильеву хватило одной
роли — в фильме «
Москва слезам не верит» он сыграл соблазнителя Рудика, бросившего на
произвол судьбы родную дочь. Если бы актер и его персонаж встретились в реальной
жизни, то вряд ли поняли бы друг друга: Юрий Николаевич был заботливым отцом и
почти 40 лет состоял в браке с одной женщиной — актрисой Нелли Корниенко .
Они познакомились на отдыхе на море, а вскоре попали на главные роли в картину «
Ловцы губок», которую снимал в Москве греческий режиссер. Поженились
очень молодыми, обоим только исполнилось 20. Дочь - Екатерина (1967 г.р.)
Трудно представить, что родители Юрия Васильева хотели, чтобы их сын стал
инженером железнодорожного транспорта. Отец Юры работал инженером, мама —
библиотекарем.
Юрий Васильев любил проводить время на даче, которую построил своими руками. Сам
копал, строил, сделал водопровод, был дружен с местными мужиками. Он никогда не
пользовался своей славой, не просил ролей для себя. Юрий очень много курил — до
двух пачек в день. Пытался бросать, но так и не смог. При этом всю жизнь занимался
спортом. Особенно любил теннис. Если семья собиралась в отпуск или на гастроли,
первым делом складывал в сумку ракетки и теннисную форму, а как только прибывали
на место, выяснял, где находятся корты...
Весной 1999-го, незадолго до смерти, Юрий Васильев получил наконец долгожданное
звание народного артиста. Актер увлекся режиссурой и мечтал о собственной
постановке, строил планы по поводу 60-летнего юбилея. На периодически возникающие
проблемы с сердцем никогда внимания не обращал; просто носил в кармане валидол.
Коллеги считали его здоровым.
Рассказывает вдова Нелли Корниенко: "Юра выглядел гораздо моложе своих лет. В его
смерть никто не мог поверить. 5 июня мы собирались ехать в деревню, а накануне Юра
проходил техосмотр своей уже не очень молодой «Нивы». Лето 99-го выдалось жарким —
с утра было 36 градусов. Весь день муж простоял в этом пекле и только к вечеру
пришел домой. Отказался ужинать, прилег отдохнуть в комнате. Я возилась на кухне, а
когда закончила, обнаружила на диване уже мертвого Юру... На память о нем остался
дом в деревне. Все, что Юра там построил, мы с дочерью стараемся сохранять по мере
сил. Но, как говорят в народе, без хозяина хата плачет".
Ушёл из жизни 4 июня 1999 года. Осенью, 12 октября 1999 года ему бы исполнилось всего 60.
Тело Юрия Николаевича было кремировано в крематории Николо-Архангельского
кладбища. Похоронен в Москве на Донском кладбище.