Представитель второго поколения МХАТа, Хмелёв был ярчайшим выразителем метода
социалистического реализма, относился к плеяде мастеров, принёсших советскому
театру всемирную славу.
Родился 23 июля (10 августа) 1901 в г. Сормово. Отец был мастером
паровозно-строительного цеха Сормовского завода, мать, дочь присяжного
поверенного, окончила музыкальную школу и давала уроки музыки в семьях инженеров.
Когда Хмелёв подрос, его поместили в частное сормовское реальное училище
Н.Н.Субботиной, а после его закрытия - во 2-ю Нижегородскую гимназию в Канавине. В 1916
г. семья переехала в Москву, Хмелёв поступил в 6-ю Московскую гимназию. Увлекался
живописью, мечтал поступить в Строгановское училище. Преподаватель литературы
В.В.Симоновский привил мальчику любовь к театру. В гимназии Хмелёв принял участие
в концерте, на котором выступил с монологом Берендея из "Снегурочки", Осипа из
"Ревизора", Мельника из "Русалки", Вальсингама из "Пира во время чумы".
В 1919 г. Хмелёв поступил на историко-филологический факультет Московского
университета.
В августе того же года МХТ объявил приём "сотрудников". Благодаря В.М.Мчеделову
Хмелёв был принят в школу МХТ в "сотрудники" 2-й Студии.
В школе при 2-й Студии преподавали и работали с молодыми актёрами Е.Б.Вахтангов,
Л.М.Леонидов, В.В.Лужский, Е.П.Муратова, В.М. Мчеделов, Н.А.Подгорный, Н.О
Массалитинов. Об ученических работах Хмелёва - Фирс ("Вишневый сад"), Карп ("Лес"),
Снегирёв ("Братья Карамазовы"), рассказы Чехова - с похвалой отзывались
К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко. Работа над ролью у Хмелёва начиналась
с того, что он рисовал портрет своего героя. Уже тогда он уделял большое внимание
гриму, позднее с успехом преподавал грим в студии Мчеделова, в школе 2-й Студии, в
студии Завадского.
Первой ролью в Студии стала бессловесная роль Посыльного в "Комедии о человеке,
который женился на немой" А.Франса (1919). Из 19 ролей, сыгранных на сцене 2-й Студии, 12
было бессловесных и выходных.
Бессловесной, построенной на движении и жестикуляции была и его первая работа в
МХТ - образ Огня в "Синей птице" М.Метерлинка. Первой значительной ролью во 2-й
Студии был Шпигельберг в "Разбойниках" Фр.Шиллера (1923). Рецензенты её не заметили,
но в самом театре работа Хмелёва была признана, он получил одну из ведущих ролей -
Ушакова в спектакле "Елизавета Петровна" Д.Смолина (1924-1925).
Когда в 1924 г. основная группа актёров вернулась на родину, по предложению
Немировича-Данченко актёры 2-й Студии стали актёрами Московского Художественного
театра. После смерти Г.С.Бурджалова (1924 г.) Хмелёв играл Костылева в "На дне"
М.Горького. В этой роли, решённой остросатирически, он шёл от внешней
характерности, в его облике было нечто трагически-хищное. Роль крестьянина Марея
в "Пугачёщине" К.Тренёва (1925), над которой он работал непосредственно с
Немировичем-Данченко, принесла Хмелёву известность.
Особое место в биографии актёра занимает роль Алексея Турбина в спектакле "Дни
Турбиных" М.А.Булгакова (1926), которая принесла ему настоящее признание. К
десятилетию Октябрьской революции, 8 ноября 1927 г., МХТ показал "Бронепоезд 14-69"
Вс.В.Иванова. Хмелёв играл большевика-интеллигента Пеклеванова. Очередная
актёрская удача - роль князя К. в "Дядюшкином сне" по Ф.М.Достоевскому (1929),
сыгранная гротесково и трагично.
В 1932 г. исполнилась давняя мечта Хмелёва сыграть Фирса в "Вишнёвом саде": актёра
интересовала трагедия бессильной старости, безысходного одиночества.
В 1935 г. он выступил в роли Царя Фёдора в программном спектакле театра. Инициатива
поручить ему эту роль принадлежит И.М.Москвину, игравшему Царя Федора со дня
выхода спектакля (1898). В том же году Хмелёв сыграл Скроботова во "Врагах" Горького.
Событием театральной жизни стал спектакль МХАТа "Анна Каренина" (1937) с Хмелёвым в
роли Каренина.
В 1932 г. организовался Театр-студия под руководством Н.П.Хмелёва (в 1937 г. влился в
Московский театр им. Ермоловой, Хмелёв был его художественным руководителем до 1945
г.). В студии он поставил спектакль "Не было гроша, да вдруг алтын" Островского,
имевший большой успех, осуществил постановки спектаклей "Дон Хиль - зелёные штаны"
Т.де Молины и "Дальняя дорога" А.Арбузова, в театре им. Ермоловой выпустил "Шторм"
В.Билль-Белоцерковского, "Дети солнца" Горького, "Кубанцев" В.Ротко и "Как вам это
понравится" У.Шекспира. Вершиной творчества Хмелёва стала роль Тузенбаха в "Трёх
сестрах" А.П.Чехова (1940).
В октябре 1941 г., когда МХТ находился в эвакуации, Хмелёв был назначен заведующим
художественной частью театра, тогда же за выдающиеся творческие достижения был
удостоен Государственной премии. В 1940-е годы сыграл Забелина в "Кремлёвских
курантах" Н.Погодина (Государственная премия, 1942), Дубельта в "Последних днях"
Булгакова, принимал участие в постановке пьесы "Русские люди" К.Симонова, "Фронта"
А.Корнейчука. После смерти Немировича-Данченко был назначен художественным
руководителем МХАТа.
Его выдвижение так же было предопределено его дарованиями, как и особым к нему
отношением И. В. Сталина: Сталин восхищался его Турбиным, его Карениным - после
«Анны Карениной» Xмелеву, как и А. К. Тарасовой, в нарушение обычного порядка
присвоения почетных званий, сразу «дали народного СССР».
В 1944 г. поставил во МХАТе "Последнюю жертву" Островского (Государственная премия,
1946; посмертно).
В 1945 г. актёр работал над образом Ивана Грозного в пьесе А.Н.Толстого "Трудные
годы". Ставили спектакль А.Д.Попов и М.О.Кнебель. Хмелёв изучал материальную
культуру эпохи Ивана Грозного, своеобразие русской речи XVI века. Хмелёва
захватили трагические противоречия в жизни русского царя, проблема исторической
ответственности власти. На 1 ноября 1945 г. была назначена генеральная репетиция в
костюмах и гриме, во время которой Хмелёву стало плохо. Умирал он в царских бармах
и гриме Ивана Грозного. Его не разрешили тревожить, перевозить в больницу и
перенесли в помещение директорской ложи... Над ним хлопотали врачи... Начался
вечерний спектакль "Мёртвые души", публика в зале хохотала. актёры смешили её на
сцене. А в ложе под музыку зрительского смеха умирал Артист...
Похоронили Николая Хмелёва в Москве на Новодевичьем кладбище.
В кино - с 1924 года, первая роль - жених в агитфильме "Домовой-агитатор", первая
значительная роль - принц Карлштейн в фильме Г.Рошаля "Саламандра" (1928).
Вторая жена - известная цыганская актриса
Ляля
Чёрная (Надежда Киселёва) (1908-1982).
Внук -
Николай Хмелёв - тоже стал актёром. Закончил ГИТИС (курс
А.А.Гончарова), снимается в кино и телерекламе, играет в театре.