Персоны кино:

Николай Хмелёв

Искать раздачи: Николай Хмелёв
Николай Хмелёв

Николай Хмелёв

Николай Хмелёв

27

Краткая биография


Имя: Николай Павлович Хмелёв
Дата рождения: 10 августа,1901 | лев
Место рождения: Сормово, Нижегородская губерния, Российская Империя (Россия)
Дата смерти: 1 ноября, 1945 | 44 года
Место смерти: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Актер
Жанр:драма,история,короткометражный
Супруга: Ляля Черная
Семья: Николай Хмелёв (II) (внук)



Биография


Представитель второго поколения МХАТа, Хмелёв был ярчайшим выразителем метода социалистического реализма, относился к плеяде мастеров, принёсших советскому театру всемирную славу.

Родился 23 июля (10 августа) 1901 в г. Сормово. Отец был мастером паровозно-строительного цеха Сормовского завода, мать, дочь присяжного поверенного, окончила музыкальную школу и давала уроки музыки в семьях инженеров.

Когда Хмелёв подрос, его поместили в частное сормовское реальное училище Н.Н.Субботиной, а после его закрытия - во 2-ю Нижегородскую гимназию в Канавине. В 1916 г. семья переехала в Москву, Хмелёв поступил в 6-ю Московскую гимназию. Увлекался живописью, мечтал поступить в Строгановское училище. Преподаватель литературы В.В.Симоновский привил мальчику любовь к театру. В гимназии Хмелёв принял участие в концерте, на котором выступил с монологом Берендея из "Снегурочки", Осипа из "Ревизора", Мельника из "Русалки", Вальсингама из "Пира во время чумы".

В 1919 г. Хмелёв поступил на историко-филологический факультет Московского университета.
В августе того же года МХТ объявил приём "сотрудников". Благодаря В.М.Мчеделову Хмелёв был принят в школу МХТ в "сотрудники" 2-й Студии.

В школе при 2-й Студии преподавали и работали с молодыми актёрами Е.Б.Вахтангов, Л.М.Леонидов, В.В.Лужский, Е.П.Муратова, В.М. Мчеделов, Н.А.Подгорный, Н.О Массалитинов. Об ученических работах Хмелёва - Фирс ("Вишневый сад"), Карп ("Лес"), Снегирёв ("Братья Карамазовы"), рассказы Чехова - с похвалой отзывались К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко. Работа над ролью у Хмелёва начиналась с того, что он рисовал портрет своего героя. Уже тогда он уделял большое внимание гриму, позднее с успехом преподавал грим в студии Мчеделова, в школе 2-й Студии, в студии Завадского.

Первой ролью в Студии стала бессловесная роль Посыльного в "Комедии о человеке, который женился на немой" А.Франса (1919). Из 19 ролей, сыгранных на сцене 2-й Студии, 12 было бессловесных и выходных.

Бессловесной, построенной на движении и жестикуляции была и его первая работа в МХТ - образ Огня в "Синей птице" М.Метерлинка. Первой значительной ролью во 2-й Студии был Шпигельберг в "Разбойниках" Фр.Шиллера (1923). Рецензенты её не заметили, но в самом театре работа Хмелёва была признана, он получил одну из ведущих ролей - Ушакова в спектакле "Елизавета Петровна" Д.Смолина (1924-1925).

Когда в 1924 г. основная группа актёров вернулась на родину, по предложению Немировича-Данченко актёры 2-й Студии стали актёрами Московского Художественного театра. После смерти Г.С.Бурджалова (1924 г.) Хмелёв играл Костылева в "На дне" М.Горького. В этой роли, решённой остросатирически, он шёл от внешней характерности, в его облике было нечто трагически-хищное. Роль крестьянина Марея в "Пугачёщине" К.Тренёва (1925), над которой он работал непосредственно с Немировичем-Данченко, принесла Хмелёву известность.

Особое место в биографии актёра занимает роль Алексея Турбина в спектакле "Дни Турбиных" М.А.Булгакова (1926), которая принесла ему настоящее признание. К десятилетию Октябрьской революции, 8 ноября 1927 г., МХТ показал "Бронепоезд 14-69" Вс.В.Иванова. Хмелёв играл большевика-интеллигента Пеклеванова. Очередная актёрская удача - роль князя К. в "Дядюшкином сне" по Ф.М.Достоевскому (1929), сыгранная гротесково и трагично.
В 1932 г. исполнилась давняя мечта Хмелёва сыграть Фирса в "Вишнёвом саде": актёра интересовала трагедия бессильной старости, безысходного одиночества.

В 1935 г. он выступил в роли Царя Фёдора в программном спектакле театра. Инициатива поручить ему эту роль принадлежит И.М.Москвину, игравшему Царя Федора со дня выхода спектакля (1898). В том же году Хмелёв сыграл Скроботова во "Врагах" Горького. Событием театральной жизни стал спектакль МХАТа "Анна Каренина" (1937) с Хмелёвым в роли Каренина.

В 1932 г. организовался Театр-студия под руководством Н.П.Хмелёва (в 1937 г. влился в Московский театр им. Ермоловой, Хмелёв был его художественным руководителем до 1945 г.). В студии он поставил спектакль "Не было гроша, да вдруг алтын" Островского, имевший большой успех, осуществил постановки спектаклей "Дон Хиль - зелёные штаны" Т.де Молины и "Дальняя дорога" А.Арбузова, в театре им. Ермоловой выпустил "Шторм" В.Билль-Белоцерковского, "Дети солнца" Горького, "Кубанцев" В.Ротко и "Как вам это понравится" У.Шекспира. Вершиной творчества Хмелёва стала роль Тузенбаха в "Трёх сестрах" А.П.Чехова (1940).

В октябре 1941 г., когда МХТ находился в эвакуации, Хмелёв был назначен заведующим художественной частью театра, тогда же за выдающиеся творческие достижения был удостоен Государственной премии. В 1940-е годы сыграл Забелина в "Кремлёвских курантах" Н.Погодина (Государственная премия, 1942), Дубельта в "Последних днях" Булгакова, принимал участие в постановке пьесы "Русские люди" К.Симонова, "Фронта" А.Корнейчука. После смерти Немировича-Данченко был назначен художественным руководителем МХАТа.
Его выдвижение так же было предопределено его дарованиями, как и особым к нему отношением И. В. Сталина: Сталин восхищался его Турбиным, его Карениным - после «Анны Карениной» Xмелеву, как и А. К. Тарасовой, в нарушение обычного порядка присвоения почетных званий, сразу «дали народного СССР».

В 1944 г. поставил во МХАТе "Последнюю жертву" Островского (Государственная премия, 1946; посмертно).

В 1945 г. актёр работал над образом Ивана Грозного в пьесе А.Н.Толстого "Трудные годы". Ставили спектакль А.Д.Попов и М.О.Кнебель. Хмелёв изучал материальную культуру эпохи Ивана Грозного, своеобразие русской речи XVI века. Хмелёва захватили трагические противоречия в жизни русского царя, проблема исторической ответственности власти. На 1 ноября 1945 г. была назначена генеральная репетиция в костюмах и гриме, во время которой Хмелёву стало плохо. Умирал он в царских бармах и гриме Ивана Грозного. Его не разрешили тревожить, перевозить в больницу и перенесли в помещение директорской ложи... Над ним хлопотали врачи... Начался вечерний спектакль "Мёртвые души", публика в зале хохотала. актёры смешили её на сцене. А в ложе под музыку зрительского смеха умирал Артист...

Похоронили Николая Хмелёва в Москве на Новодевичьем кладбище.

В кино - с 1924 года, первая роль - жених в агитфильме "Домовой-агитатор", первая значительная роль - принц Карлштейн в фильме Г.Рошаля "Саламандра" (1928).
Вторая жена - известная цыганская актриса Ляля Чёрная (Надежда Киселёва) (1908-1982).
Внук - Николай Хмелёв - тоже стал актёром. Закончил ГИТИС (курс А.А.Гончарова), снимается в кино и телерекламе, играет в театре.



Фильмография


1939 Человек в футляре ... Беликов
1937 Бежин луг (короткометражный) ... крестьянин
1936 Поколение победителей ... Евгений Светлов
1932 Мертвый дом ... Фёдор Достоевский
1928 Саламандра ... князь Рупрехт Карлштейн
1927 Конец Санкт-Петербурга
1920 Домовой агитатор



Работы в театре


Актёрские:

«Разбойники» (Ф. Шиллер) ... Шпигельберг
«Синяя птица» (М. Метерлинк, дебют во МХАТе) ... Огонь
«Елизавета Петровна» (Д. Смолин)... Ушаков, Бирон
«На дне» (М. Горький) ... Костылев
«Пугачёщина» (К. А. Тренёв) ... Марей
«Дни Турбиных» (М. А. Булгаков) ... Алексей Турбин
«Горячее сердце» (А. Н. Островский) ... Силан
«Бронепоезд 14-69» (Вс. В. Иванов) ... Пеклеванов
«Дядюшкин сон» (по Ф. М. Достоевскому)- князь К.
«Воскресенье» (по Л. Н. Толстому) ... Крыльцов
«Реклама» (Уоткинс) ... Мердок
«Вишнёвый сад» (А. П. Чехов) ... Фирс
«Царь Фёдор Иоаннович» (А. К. Толстой, постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) ... царь Фёдор
«Враги» (М. Горький) ... Николай Скроботов
«Земля» (Н. Е. Вирта) ... Сторожев
«Анна Каренина» (по роману Л. Н. Толстого, постановка Вл. И. Немировича-Данченко) ... Каренин
«Три сестры» (А. П. Чехов,. постановка Вл. И. Немировича-Данченко) ... Тузенбах
«Кремлевские куранты» (Н. Ф. Погодин) ... Забелин
«Последние дни» (М. А. Булгаков) ... Дубельт
«Трудные годы» (А. Н. Толстой) ... Иван Грозный
«Хлеб» (по пьесе В. М. Киршон) ... Раевский
«Узор из роз» (Ф. К. Сологуб) ... повар Елевферий
«Горе от ума» (А. С. Грибоедов) ... Петрушка
«Сказка об Иванушке» ... король Тму-Тараканска

Режиссёрские

«Не было гроша, да вдруг алтын» (А. Островский, совм. с Е. С. Телешевой)
«Как вам это понравится» (У. Шекспира ,совм. с М. О. Кнебель)
«Фронт» (А. Е. Корнейчук)
«Русские люди» (К. М. Симонова)
«Последняя жертва» (А. Н. Островского
«Дети солнца» (М. Горького,совм. с М. О. Кнебель)
«Дон Хиль - зелёные штаны» (Т. де Молина)
«Дальняя дорога» (А. Н. Арбузов)
«Шторм» (В. Н. Билль-Белоцерковский)
«Кубанцы» (В. Ротко)



Награды и премии


1946 Сталинская премия первой степени ... за постановку спектакля «Последняя жертва» А. Н. Островского (посмертно)
1942 Сталинская премия первой степени ... за исполнение роли инженера Забелина в спектакле «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина
1941 Сталинская премия первой степени ... за выдающиеся достижения в области театрально-драматического искусства
1937 Народный артист СССР
1933 Заслуженный артист РСФСР
Орден Трудового Красного Знамени

Расширенный поиск:

Счетчики
Яндекс.Метрика

Связь с администрацией!
.:UnionGang - Электричка! © 2024 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сгенерирована за 0.017 секунд .