Детство
Ольга Прокофьева родилась 20 июня 1963 года в Одинцово. Ольга жила вместе с мамой
Софьей и старшей сестрой Ларисой, с которой часто ссорилась, но примирение было
неизбежно.
Оля росла обычной девочкой - ходила в детский сад, школу и в музыкалку. Творческий
потенциал рос, но не раскрывался, как цветок, - у всего свой срок. Первый
театральной опыт игры на сцене открыл в Оле невероятно сильное желание стать
актрисой. И это непросто стало желанием, а намеченной целью.
Правда, была еще одна мечта - стать балериной. «Я даже устраивала дома
своеобразные репетиции, - рассказывает Ольга Прокофьева. - У меня были советские
тапочки с подошвой, которая не сгибалась, и в них можно было очень легко
становиться на мыски. Я с удовольствием влезала в эти тапочки и ходила на них, как
на пуантах. Добавьте еще кисейные наволочки в роли юбки - и готова балерина». Но
театр все же перевесил балет...
Учеба. Несостоявшийся брак
Окончив школу, Оля, собралась поступать в театральный ВУЗ. Не поступив, она не
упала духом и устроилась работать бухгалтером на телевидении, готовясь к
следующим вступительным экзаменам. Как говориться, начало пути - половина
целого.
Ольга прекрасно совмещала работу бухгалтера и подготовку к экзаменам, будучи
человеком искусства. Год пролетел быстро. И вот - очередные вступительные
экзамены на актерский факультет ГИТИСа.
Поступить в ГИТИС Ольге Прокофьевой помог будущий медиа-магнат Владимир
Гусинский. Правда, тогда он был обычным студентом четвертого курса режиссерского
факультета. Ольга Прокофьева вспоминает: «Познакомились мы с ним при достаточно
странных обстоятельствах. У моей мамы был друг - офицер ГАИ. Он знал, что я
собираюсь поступать в театральный, и как раз ему попался нарушитель Гусинский. В
разговоре выяснилось, что он - студент. И гаишник ему предложил «сделку»: не
отбирать права, если Гусинский подготовит меня для сдачи вступительных
экзаменов. Владимир с радостью согласился, несмотря на то, что в тот сезон конкурс
в ГИТИС был огромным - 600 абитуриентов на место...»
Гусинский честно подготовил Ольгу к экзаменам, но... она провалилась. И тогда та
самая преподавательница, которая ее завалила, посоветовала молодой абитуриентке
вместо актерского факультета избрать режиссерский. «Для актрисы у вас
несоответствие внешних и внутренних данных», - сказала она. Так Ольга Прокофьева
попала на режиссёрский факультет ГИТИСа к Андрею Александровичу Гончарову.
Что же до Гусинского, то их отношения некоторое время не имели никакого развития.
Так, отдельные звонки... Лишь в 1985 году, после окончания института, они вновь
встретились, и... между ними вспыхнула любовь.
Их совместная жизнь продолжалась четыре года. Официально свои отношения Ольга и
Владимир так и не зарегистрировали, хотя Гусинский на этом не раз настаивал.
Почему? Наверное, как признается сама актриса, потому что она его по настоящему не
любила. Уважала - да. Ценила - да. Но ведь это совсем другое. Потому со временем они и
расстались...
Выбор театра
Итогом пройденного в течение четырёх лет в ГИТИСе был дипломный спектакль
«Завтра была война» и получение красного диплома. Ее роль учительницы, тусклой
немолодой женщины в мешковатом костюме была высоко оценена критиками.
Окончив в 1985 году институт, Ольга Прокофьева получила приглашение сразу от двух
руководителей театров. От руководителя «Ленкома» Марка Анатольевича Захарова (он
преподавал у Прокофьевой целых 4 года) и от руководителя Театра им. Маяковского
Андрея Александровича Гончарова. Марк Анатольевич не обещал, что роли найдутся
сразу. «И я как-то задумалась, что же я буду делать в театре без ролей? Поэтому
пошла к Андрею Александровичу, и вот моя судьба, можно сказать, уже сложилась в
театре Маяковского», - рассказывает актриса.
Как показала практика, Ольга не ошиблась в своем выборе. Ей не пришлось
расставаться с друзьями-однокурсниками, так как практически все они были
приглашены мастером в театр им. Вл. Маяковского. Что может быть лучше, чем играть
на сцене с людьми, с которыми ты грыз гранит науки...
«Другой жанр, другое существование»
В 1991 году, когда за плечами Ольги Прокофьевой было уже несколько лет работы в
театре, она дебютировала в психологической мелодраме по одноименному роману
Федора Достоевского «Униженные и оскорблённые» Андрея Эшпая. Она достойно
сыграла в компании таких звезд как Никита Михалков, Анастасия Вяземская,
Александр Абдулов, Игорь Игнатов. К сожалению, фильм Андрея Эшпая остался
незамеченным в тени российской «новой волны» начала 1990-х годов.
Съемки в кино постепенно открывали театральную актрису для широкого круга
зрителей. Но... театр и кино - разные жанры. «Мне казалось: все впереди, подождите, я
еще не наигралась в театре. У меня была настолько плотная занятость, что меня это
удовлетворяло. Хотя... Конечно, с годами я начала понимать, что пора уже побольше
играть в кино: это интересно. Другой жанр, другое существование», - вспоминает
Ольга Прокофьева.
Наследник таланта
В 1992 году у Ольги появился долгожданный сын - Александр. Он стал в ее жизни самым
любимым мужчиной. Когда Саша чуть-чуть подрос в 1995 году, Прокофьева снималась в
лирической комедии «
Московские каникулы». Соответственно, маленький Александр рос в
закулисье. И представьте себе, дебютировал на сцене драматического театра в
настоящем, «взрослом» спектакле «Госпожа министерша». Стать актёром
прославленного драматического театра в 6 лет - это выглядит многообещающе.
Безусловно, поддержка была мощная: он играл вместе со своими родителями. Муж Ольги
Евгеньевой
Юрий Соколов тоже актер театра Маяковского, Евгения
Симонова - подруга и крестная мать Александра, крестный папа - Александр Ильин.
Ольга Евгеньевна все свободное время уделяет сыну.
Театр им. Маяковского
Ольга Евгеньевна в одном из интервью рассказала, что ей необходимо ощущать
дыхание зрительного зала, живой обмен энергетикой, в кино нет. Несомненно, для
«театральной актрисы» театр самое главное, потому что в нем она существует более
свободно, так как изучила какие-то нюансы, тонкости, какие-то законы, по которым ей
уже легко. Связав однажды свою жизнь с театром им. Маяковского, Ольга Прокофьева
работает там уже третий десяток лет. Среди заметных работ - «Любовный напиток» -
спектакль, которых собрал в одно время на одной сцене талантливейших актрис,
«Банкрот», не потерявший своей актуальности и зрительской любви и по сей день, и
многие другие спектакли.
Работать в одном театральном коллективе - очень редко для артистического мира. Но
по своей натуре Ольга Евгеньевна - консерватор. «Театр для меня пока основа, где я
черпаю силы, где я проверяю все свои творческие нюансы и так далее», - как-то
призналась актриса. Она открывает примерно десять спектаклей в месяц.
Помимо Маяковки Прокофьева занята и в антрепризах. «...антрепризу я обожаю за то,
что я встречаюсь постоянно с новыми артистами», - говорит актриса.
«Моя прекрасная няня»
Кинематограф начал входить в жизнь Ольги Прокофьевой лишь в новом веке. Сериалы
«Воровка», «Остановка по требованию». Затем, в 2004 году Ольга снялась в сериалах «
Джек-пот для Золушки» и «
Дети Арбата». А год
спустя - в сериале «
Адъютанты
любви». Если откровенно, - роли были второстепенными, но все-таки яркими,
изящными и, безусловно, важными.
Ольга Прокофьева и Борис Смолкин в сериале Моя прекрасная няняНастоящая же
популярность к актрисе пришла с сериалом «Моя прекрасная няня». После съёмок в
нем к Ольге Прокофьевой приклеился ярлык «Жанна Аркадьевна». Всем известно, что
Тихонов - это Штирлиц, Моргунов - Бывалый, а Раневская - это «Муля, не нервируй
меня»... А вот Прокофьева получилась Жанной Аркадьевной. И разве это плохо?
Сама Ольга самыми трудоемкими ролями считает комедийные, поэтому такой результат
в комедиях для нее - огромное профессиональное удовлетворение: «Когда критики
называют меня клоунессой, я этим горжусь». Жанна Аркадьевна это не сугубо
придуманный Прокофьевой образ или четко прописанный по сценарию, а
собирательный: «конечно, и смех, который я нашла у одной женщины, когда она
«ух-уху», как сова, я просто влюбилась в это ее «ух-уху» и просто забрала у нее в
свой сундучок. Что-то еще, какие-то движения руками, ну и так далее. Это, конечно,
собирательный образ, и в жизни я нахватала вот этих всех нюансиков и внесла в
образ Жанны Аркадьевны. Мне хотелось сделать ее чуть трогательной,
сентиментальной, ранимой, отойти от стереотипа. Мне встречалось в жизни немало
обаятельных женщин с отрицательными чертами, вот и подсобрала... Они поднялись по
карьерной лестнице, но не умеют себя правильно вести, вот и получается смешно.
Хотя Жанна и сноб, конечно, и детей не любит, но палитра ее чувств получилась
широкой, вот и вышел живой человек, где-то ее искренне жалко».
Великолепная четверка
На съемках «Моей прекрасной няни» Ольге Прокофьевой пришлось полтора года
трудиться бок о бок с Анастасией Заворотнюк. Вот так - одна гримерка на двоих. Если
у их героинь яркая антипатия, то в реальной жизни у Ольги и Насти прекрасные
отношения. «Мы так плотно существовали. Мы действительно знали обо всех болячках
друг друга, детей, о каких-то других проблемах и так далее, - делится Ольга
Прокофьева, - А сейчас - вот такая Москва коварный город. Если не встречаешься на
работе, то можно в Москве не пересечься год, два, три, четыре. Вдруг. Хотя ты знаешь,
что где-то ты рядом существуешь».
В 2007 году вся великолепная четверка из «Моей прекрасной няни» - Ольга Прокофьева,
Анастасия Заворотнюк, Сергей Жигунов и Борис Смолкин - плавно перекочевали в
новый водевиль «
Шекспиру и не снилось», повествующий о приключениях авантюристов в XIX
веке. Ольга Прокофьева рассказывает: «Когда мы доснимали «Няню», Жигунов
спрашивал: «Ну, что, дальше что-нибудь будем делать вместе?» И вот - сделали. В нашем
водевиле снялись также Юрий Стоянов, молодой, очень талантливый Гарик Харламов из
«Камеди клаб», много хороших питерских артистов. Мы даже у нашей «четверки»
сохранили отношения - у меня завязывается роман с персонажем Бориса Смолкина, а у
Сергея Жигунова - с персонажем Насти Заворотнюк».
Кинематограф - пространство для завоевания
Планы на будущее Прокофьевой, как у истинной актрисы, масштабные. Она мечтает
сыграть сильную историческую личность, драматическую и противоречивую.
Неординарную женщину Императрицу Марию Федоровну Прокофьева уже сыграла в
«Адъютантах любви» (2005) - новой исторической авантюрной мелодраме. В роли ее
супруга, Павла I, снялся Авангард Леонтьев. Это был тоже очень длинный проект,
однако ярлык «императрица» к Прокофьевой не приклеился. Что ж... Тем не менее, эта
работа доказывает, что актриса может быть разноплановой и стремится к этому. В
этом - ее талант. Талант и большая заслуга Ольи Прокофьевой не так давно пришедшей
в кинематограф со сценических подмостков, но уже немало успевшей добиться. А
сколько еще впереди! Надеемся, что очень скоро она удивит и поразит нас своими
новыми работами.