Нури Бильге, полное имя Нури Бильге Джейлан, родился 26 января 1959 года в районе
Бакыркей турецкой столицы в Стамбуле в семье агроинженера М. Эмина Джейлана.
Детство Нури Бильге провел на родине отца на северо-западе Турции в городе
Енидже.
У Нури Бильге не было никакого формального кинообразования. Он был
инженером-электриком и ощущал себя очень потерянным и глубоко несчастным
человеком, потому что ему это не нравилось. Позже он все это бросил и решил
заняться фотографией, но и фотографию бросил очень скоро и чтобы найти себя стал
путешествовать.
Шесть месяцев Нури Бильге жил в Лондоне, работая официантом и черт знает кем.
Тогда ему казалось, что он хотел бы переехать на Запад. Друзей у него особо не было,
Нури Бильге много читал, а вечерами смотрел кино. В один из таких походов ему
попалась книжка о Гималаях и он уехал в Непал, где он понял, как сильно соскучился
по своей стране. Нури Бильге вернулся в Турции.
Кинокарьера
Наткнувшись на мемуары Романа Полански «Роман», Нури Бильге был сражен историей
этого человека, который из польского гетто вышел на Олимп кинематографа. И тогда
Нури Бильге подумал: может и ему стать режиссером? В Лондоне он поступил в
киношколу, но бросил ее после первого семестра, переехал обратно в Турцию, учился
киноискусству в университете Мимара Синана, и через десять лет смог снять свою
первую самостоятельную картину «
Кокон». Далее последовали фильмы «
Поселок»
в 1997 году, «
Майские
облака» и «Отсуждение» в 1999 году и 2002 году соответственно.
«Отчуждение»
Нури Бильге снял очень биографический фильм «Отсуждение», отдав главные роли в
картине Музафферу Оздемиру и Эмину Топраку. Фильм был в сущности, о вечном. О
любви. Горькой, сложной, неудачной. Об отношениях двух взрослых людей, которым
сильно мешали гордость и нежелание (неумение?) разговаривать. Герои фильма были
молчаливы, как и вся лента была молчалива, выстроенная на нюансах, намеках,
недоговоренностях, на умение в размытой фигурке за мутным окном узнать силуэт
любимой женщины.
Махмут - типичный интроверт. Он избегал людей, общение, если и присутствовал, то
ограничено. Он был не сирота, у него были мать и сестра, а где-нибудь в глубинке еще
куча родственников. Просто он о них забыл, они ему были не нужны. Почему он стал
таким диким? Наверно из-за того, что его мечта стать великим фотографом так и
осталась мечтой. Теперь от любимого дела ему осталось лишь фотографировать
кафельную плитку...
Многое в этого героя от себя вложил Нури Бильге. Даже выбранный актер на роль
Махмута, Муззафер Оздемир, внешне был очень похож на него. Поэтому казалось, что в
фильме передалась настоящая тоска и безысходность, которую испытывал сам
режиссер в своей повседневной жизни.
Спокойствие размеренной жизни Махмута было нарушено приездом Юсуфа. Он был
полная противоположность Махмута. Он помнил о семье, у него была мечта посмотреть
мир, к ней он и стремился, за мечтой он приехал в Стамбул. Однако постепенно тоска
передалась и Юсуфу, он тоже стал нерешительным, просто плывшим по течению. Что-то
необходимо было менять, что-то должно было стать отправной точкой...
Нури Бельге - человек, который мыслил кадрами, отбрасывая бессмысленную болтовню
на второй план, тем самым погружая зрителя в медитативный транс, не забывая
придавать аппетит мыслительному процессу. Построение кадра, пейзажей и единичных
диалогов - вот из чего состояли его картины (в визуальном и поверхностном понятии).
Фильм «
Отчуждение» было предупреждающим залпом в сторону пальмовых веточек и
прочих призовых категорий серьезных мыслителей. Картина «
Времена года»
стали вторым весомым взрывом на Каннском киноподиуме.
«Времена года»
Идея фильма «Времен года» 2006 года выпуска пришла Нури Бельге в голову совершенно
случайно. Он с женой Эбру завтракали в кафе на берегу Черного моря, обсуждали
отношения и смоделировали сцену, которую решили снять просто, как тест, в тот же
день, обычной любительской камерой. Когда супруги ее посмотрели, им настолько
понравился результат, что в итоге получился целый фильм. Поэтому многим он
кажется искренним. Это была действительно очень откровенная картина.
Нури Бельге ничего не писал заранее, диалоги и сюжет менялся по ходу съемок.
многодневного монтажа. Было снято в десять или двадцать раз больше, чем показали.
По результатам проката в Турции - это был самый неудачный фильм. Возможно, Нури
Бельге не устроил зрителя как актер, ведь главную роль он отдал себе. Зато в
мировом прокате было наоборот: фильм был наиболее успешным из всего, что снял Нури
Бельге.
Очень понравился фильм и американским друзьям. Но Нури Бельге был совсем не тот
режиссер, каких чествовали в Голливуде. Задача, которую ставили там, состояла в
искусной подделке под реальность. Турецкий режиссер, напротив, стремился к
воссозданию реальности на экране посредством проникновения во внутреннюю связь
вещей. Оттого, внешне скупая на действия лента, лишь по тоске в глазах выдавала ту
напряженность, что двигало героями. «
Времена года» -
изысканная и очень простая работа, простота которой, правда, обманчива.
Кино, манера Нури Бельге, как воздух, ну или вода - смотреть можно вечно, действие
за действием, план за планом. Этот живой звук внутри и снаружи картинки,
интересные статичные планы, реальная, дышащая атмосфера.
«Три обезьяны»
После нескольких биографических фильмов у Нури Бельге появилась идея притчи о
трех обезьянах необычная и интересная. Нури Бельге сознательно хотелось снять
что-то кардинально другое. И он решил полностью изменить метод и попытаться
рассказать историю, даже снять своего рода жанровое кино. Он хотел максимально
обособить своих героев и создать кинематографический мир, в котором кроме них
никто не жил бы. И весь фильм в кадре было только четыре персонажа в исполнении
Явуз Бинголь, Хатис Аслан, Рифат Сунгкар, Эрсан Кесал, за исключением редких
эпизодических сцен с другими актерами.
Фильм «
Три обезьяны» -
очередное высказывание Нури Бельге на тему семьи, одиночества и внутренних
душевных метаний. В центре повествования самая обычная турецкая семья, не самая
счастливая, но кто же может похвастаться счастьем? Коротая свои дни в состоянии,
когда под крышей дома чаще нависает молчание, чем смех, один из главных героев,
отец семейства, шофер Юп, однажды должен был вынужден ответить за преступление,
которого не совершал. Его начальник, сбив маленького мальчика, попросил Юпа взять
вину на себя за высокое вознаграждение, а жена Юпа - Хасер - не дождавшись мужа из
тюрьма, сильно и безнадежно влюбилась в того, кто принес их семье несчастье.
«Маленькие тайны переросли в искусную ложь».
Все последующие фильмы Нури Бельге попадали на Каннский фестиваль, что, конечно
же, очень поддерживало материально, хотя турецким режиссерам последние пять лет
немного помогало правительство. «Немного» - тут было ключевое слово, но важно то,
что им стали помогать. Фонд развития европейского кино - «Eurimages« активно
поучаствовал в судьбе самого Нури Бельге. В отличие от правительства, они
помогают немногим, но щедро. Ну, и наконец, всегда остается путь поиска частных
спонсоров и продажи фильма на этапе сценария. Нури Бельге шокировал многих
деятелей кино тем, что часто продавал свои фильмы сам.
«Однажды в Анатолии»
В фильме Нури Бельге «
Однажды в Анатолии» 2011 года герои много разговаривали и название - это
просто приглашение к рассказу. Так начинаются байки и сказки. Название пришло
после окончания съемок фильма. Нури Бельге хотел, чтобы название местности, где
проходили съемки - Анатолии, попало в название фильма.
Необычная по структуре изложения и форме подача материала лента «
Однажды в Анатолии» была в 2011 году включена в основную конкурсную
программу Каннского кинофестиваля, где ведя борьбу с сильными конкурентами,
сумела обратить на себя внимание членов жюри и кинокритиков.
По сюжету фильма, действия происходило в течение суток. Поздно вечером рассекая
холмы турецких горных районов, далеко в глубинке, мчались три автомобиля,
полицейские, прокурор, судмедэксперт, двое подозреваемых и другие представители
власти. Велось следствие по убийству одного из горожан, тело которого так и не
нашли.
Вся компания в течение часа экранного времени бороздила по безлюдным краям в
поисках трупа, каждый кадр и место мало чем отличалось друг от друга. Казалось бы,
смотреть час на однообразность в смене кадра дело должно быть скучным, но Нури
Бильге вдохновил в свой фильм какой-то необъяснимый шарм, чем больше времени
проходило в этом расследование, тем больше не хотелось покидать эту уютную
компанию.
За более чем два часа экранного времени лента рассказала, возможно, не всегда
словами, но практически обо всех действующих лицах фильма «
Однажды в Анатолии», главных героев которых сыграли: Мухаммет Узунер,
Йылмаз Эрдоган, Танер Бирсел.
В своих лентах Нури Бильге талантливо создавал уникальную ситуацию, при которой
ставил зрителя в одну рамку с персонажем. Нури Бильге бысторо занял нишу самого
знаменитого режиссера из Турции.
«Зимняя
спячка»
5 мая 2014 года Нури Бильге завершил производство фильма «
Зимняя
спячка», премьера в мире которого была назначена на 18 августа 2014 года. Фильм «
Зимняя спячка» захватывал своими дивными пейзажами, красивыми лицами и
постоянными разговорами. Это было разговорное кино. В диалогах местами возникали
забавные фразы вроде «мой живот объявил независимость» и «массовый суицид волос
у тебя на голове», вызывавшие улыбку. Один из долгих разговоров в фильме был
связан с темой несопротивления злу. Мол, если тебе попытались сделать плохо, не
сопротивляйся - и тогда преступник почувствует угрызения совести. Критики,
правда, говорили, что это получился не лучший фильм турецкого постановщика, но
каждому свое. В главных ролях были задействованы актеры: Халук Бильгинер, Мелиса
Сезен, Демет Акбаг.
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля в 2014 году досталась фильму «Зимний
сон» Нури Бильге, который еще до начала смотра считался одним из фаворитов.
Правда, после показа ленты многие критики выразили недоумение.
Нури Бильге не только режиссер, он еще и сценарист, и оператор, и продюсер своих
фильмов. Снимается сам, снимает свою жену, отца, снимает в своей квартире... В его
фильмах «нет ничего того, что обычно нужно массовому зрителю - зрелищности,
захватывающего сюжета, - но в них есть другое - в них есть течение самой жизни, или,
говоря языком Тарковского, запечатленное время».
Личная жизнь
Нури Бильге женат на турецкой актрисе
Эбру Сейлан, он счастлив в
браке.