Александр Яковлевич Пашутин родился 28.01.1943 года в Москве.
В 1955-1960 гг. учился в Суворовском военном училище.
В 1968 г. окончил Школу-студию при МХАТ.
В 1968-1981 гг. - актер театра им. Н.В.Гоголя.
В 1985 году его пригласили в труппу Московского театра имени М.Н.Ермоловой.
В кино актер снимается с 1970 года, и свою первую роль, доктора Крича, он сыграл в
фильме 'Городской романс', поставленном Петром Тодоровским. Всего же на счету
Александра Пашутина свыше 80 разноплановых ролей, в том числе и в таких известных
картинах, как 'Плюмбум, или Опасная игра' и 'Парад планет' Вадима Абдрашитова,
'Небеса обетованные' и 'Привет, дуралеи!' Эльдара Рязанова, 'Анкор, еще анкор!' Петра
Тодоровского, 'Ближний круг' Андрея Михалкова-Кончаловского, 'Сыщик' Владимира
Фокина, а также в телефильмах 'Гардемарины, вперед!' Светланы Дружининой и в
'Петербургских тайнах' Леонида Пчелкина.
Периодически приглашался в жюри Высшей лиги КВН. Участвовал в «Танцах со
звёздами», делал пластическую операцию для передачи о мужской красоте на Первом
канале.
Детство и юность
Александр Пашутин родился 28 января 1943 года в обыкновенной московской семье.
Отец был на фронте. Когда он уходил мама была на шестом месяце беременности, никто
не знал, вернется ли отец живым с фронта, увидит ли своего ребенка, поэтому имя ему
выбрали мама с отцом вместе - универсальное имя Саша подошло бы и для мальчика и
для девочки. Но отец, к счастью вернулся живым, хоть и инвалидом. Жили в центре
города, в Богословском. Александр был неспокойным ребенком, был предоставлен сам
себе - мама целый день работала, папа часто лежал в больнице, а он через всю Москву
ездил на самокате к бабушке, она работала в столовой поваром и подкармливала
внука. Ну а потом во 2-м классе он пошел в хор Локтева.
Затем было Суворовское училище и театральный кружок при нем: тут-то театральная
бацилла окончательно поселилась в Александре Пашутине. А дальше понеслось:
студия при театре Станиславского, в которую юноша поступил еще после восьмого
класса.
В студии ВТО в то время вместе с Александром Сергеевичем учились Никита Михалков
и Инна Чурикова, Марк Гейхман и Лиза Никищихина. Все два года учебы студийцы были
заняты в спектаклях театра, где работал тогда и Евгений Леонов.
Театр
Потом были незабываемые годы учебы в школе-студии при МХАТ, где преподавали
великие мастера Тарханов и Комиссаров, Топорков и Массальский. После окончания в
1968 году, молодого актера пригласили в театр Гоголя, не худший, следует отметить,
театр. Правда, Олег Ефремов в то время произнес: «Потерпи там годик и я тебя
перетащу в «Современник». Но он потом взял на себя МХАТ и Пашутин остался в театре
Гоголя, где и проработал 13 лет, о чем, кстати, ни дня не пожалел.
С 1985 года Александр Пашутин перешел в театр имени Ермоловой, затем - в Театр имени
Моссовета, а с 1996 играет в «Антрепризе Михаила Козакова».
Кино. Начало пути
Обычно, если театральному актеру удаются роли в кино, то его жизнь разветвляется
на киношную и другую, придаточную, театральную. У Александра Пашутина, к счастью,
перекоса не произошло. Он продолжал любить свой театр и снимался в кино.
Первая картина Александра Пашутина была у Петра Тодоровского. В мелодраме «
Городской романс» он блестяще сыграл доктора Крича. Потом был бригадир
Качнов в драме «
Премия», Семен Семенович Говядин в киноповести «
Хождение по мукам», Лямин Кирилл Петрович в приключении «Исчезновение»
и пассажир, вывихнувший челюсть в катастрофе «
Экипаж».
1980-е годы
1984 год стал для Александра Пашутина на редкость съемочным. Его пригласили на роль
Гмыря в детективе «
ТАСС уполномочен заявить...» и предложили сыграть Костю
Федотова в картине «
Профессия - следователь». Затем были романтическая комедия «
Что у
Сеньки было?», мелодрама «
Зачем человеку крылья», образ Платонова в нашумевшей криминальной
истории «
Приступить к ликвидации», драма «
Преферанс по пятницам», киноповесть «
Я за тебя
отвечаю».
И, конечно же, роль интеллигента-архитектора Спиркина в этом, таком продуктивном
для артиста году, в притче большого мастера «мужского кино» Абдрашитова «
Парад планет». В экзистенциальной драме режиссер на славу сложил
мужской групповой портрет. Его герои - каждый целый мир, каждый как
самостоятельная планета: звездочет 0лега Борисова в центре компании, Султан из
мясного Сергея Шакурова, Пухов с арматурного Петра Зайченко, советский
функционер городского масштаба Сергея Никоненко и «завязавший» Алексея Жаркова.
Поистине интересная, звездная плеяда актеров.
Чуть позже, в 1986 году Александр Пашутин снова снялся у Вадима Абдрашитова в роли
Руслана в замечательном фильме о начале Перестройки - драме «
Плюмбум, или Опасная игра».
1990-е годы
Вообще Александру Пашутину везло на внимание именитых режиссеров, мэтров
отечественного кино. Всего же на счету актера свыше 80 разноплановых ролей. У
Эльдара Рязанова он снялся в такой известной картине, как городская притча,
социальная трагикомедия «
Небеса обетованные», ярко сыграв машиниста, представителя городской
свалки начала 90-х - свалки, на которой живут люди - бомжи, те, кто не смог
приспособиться к условиям жестокой действительности, и которые даже и здесь
сильно мешали городским властям и должны были бороться за свои права нищих.
Затем была роль красного комиссара в городской сказке, чудной мелодраме «Привет,
дуралеи». Герой Александра Пашутина органично вписался в то симпатичное
аутсайдерство, которое хотел воспеть Рязанов, и которое должно было объединить
влюбленных героев. У Петра Тодоровского Александр Пашутин снялся в фильме о жизни
и нравах военного городка в первые послевоенные годы «Анкор, еще Анкор».
Трагическая мелодрама, снятая в стиле «ретро». Александр Пашутин, правда, в этой
ленте был занят в роли второго плана. Хотя, доверив второплановые роли
великолепным актерам, Тодоровский расширил и углубил жизненное пространство
своего фильма. Персонажи Пашутина и Никоненко, Ильина и Яковлевой, Гниловой,
Малеванной и Ильина отразили на экране в лицах все многообразие поколения
победителей.
«Последний герой»
Охотно принял участие в «Последнем герое». Хотя поездка на остров - не была
стремлением испытать себя. Во-первых, актеру в то время было 59 лет. Скорее всего,
подумалось: в кои-то веки ещё он попадет в Доминиканскую Республику? Ну и потом,
естественно, действительно было интересно испытать свой организм, коэффициент
прочности в теле, в мозгах, в психике. Потому что там же совсем другие условия! Не
то что у дома: трёхкомнатная квартира, где стоит только хлопнуть в ладоши: «Люба,
подай!» И жена всё подаёт, как сказочная скатерть-самобранка. Там - на острове,
среди океана, среди дикой природы - условия были совсем другие.
2000-е годы
Удачно Александр Пашутин вписался и в современный кинематограф. Только за 2004 год
им было сыграно около десятка ролей. Роль Шныря в сериале «
Боец», участие в съемках криминальной
драмы «
Тайный знак. Формула счастья», строгий и в то же время хитроватый Семён
Натанович Ковлер в киноленте «Надежда исчезает последней», а также роли в фильмах
и сериалах: «
Граф
Крестовский», «
На безымянной высоте», «Узкий мост» и др. Режиссеры не забывают о
талантливом актере, по-прежнему регулярно его приглашая. Сериалы, полный метр, -
Александр Пашутин снимается везде, если считает материал интересным. И, конечно
же, съемки в Киеве в военном детективе, сериале «
Смерть
шпионам!» (2007). Александр Пашутин сыграл одну из главных ролей майора
Черепахина, настоящего русского служаки - доброго, хозяйственного, по-отечески
относящегося к солдатам.
Личная жизнь
Первая жена,
Марина, тоже хотела стать актрисой, но ее не взяли. Она
сдавала экзамены в школу-студию МХАТ, а он уже там учился на третьем курсе. Прожили
вместе недолго, 1,5 года. Там мама «поработала», все-время говорила: «Зачем тебе
нищий начинающий артист, что с него взять?». В чем-то она права: когда он закончил
школу-студию, его взяли в театр Гоголя на ставку 75 рублей, из которых вычитали 5
рублей подоходный и 5 рублей за бездетность. Наверное, это его подстегнуло, он
пошел в кино, начал сниматься в массовках. В конце концов, именно из массовки его
позвали на большую роль: он бегал в массовке, а рядом Петя Тодоровский снимал «
Городской романс», он увидел Пашутина, такого смешного и предложил
небольшую роль.
Вторая жена была актрисой - ничего хорошего из этого не вышло: то он в театре, то
она в отъезде, потом у него пошли съемки, у них родилась дочка Маша, и карьера жены
приостановилась - началась профессиональная ревность. Они с Аллой были вынуждены
развестись. Но сейчас общаются, дружат, у них ведь взрослая дочь. С Аллой они
прожили 6 лет, у них остались хорошие отношения. 13 лет он ходил холостяком.
Нынешняя жена, третья - Люба - киевлянка, с Подола. В 90-м году Витя Проскурин устроил
к ним в театр администратора. Ее звали Люба - любовь с первого взгляда. Она младше
Александра на 13 лет, растила дочку Олю от первого брака. Поженились они в 1992 году.
Пашутин говорит: « У меня теперь две дочки, два внука, три внучки. «Мама
жива-здорова, теща жива-здорова, ну что еще желать? Здоровья разве что...»
По натуре Александр Сергеевич очень уравновешенный. Он никогда не испытывал
стрессов, он их даже не знает. Активно занимается спортом, ездит в клуб
«подкачаться», отлично играет в теннис, любит поплавать, просто обожает парную...
«Всегда говорил, что и киноактёры, и актёры театральные - народ ленивый. Но надо
взять себе за правило, что ты должен своим телом заниматься! Отдай этому хоть
час-полтора, но каждый день!» - советует всем, и собратьям актером и просто народу,
Пашутин Александр Сергеевич.