Луис Мандоки - режиссер, продюсер, сценарист. Родился 17 августа 1954 г.
Мексиканец по происхождению, Мандоки получил образование в США и Англии, учился в
Институте искусств Сан-Франциско, в Лондонской международной киношколе и
Лондонской школе живописи.
В Лондоне Мандоки снял свой первый фильм на 16 мм пленке "Молчаливая музыка". В
конце 70-х - начале 80-х гг. работал в Мексике, делая короткометражные ленты для
Национального Института индихенизма, был ассистентом режиссера С. Ольховича. Его
к/м фильм "Секрет" получил приз "Ариэль" 1980 г. Мексиканской киноакадемии.
В 1981 г. Мандоки снял в рамках государственной компании "Конасине" ленту "Месть
Карлоса Манто", а затем вместе с А. Черемом основал собственную кинофирму и
выпустил фильм "Мотель" (в нашем прокате "Загадка уединенного мотеля"), соединивший
жанр психологического детектива и любовной драмы, высоко оцененный
отечественными критиками.
Однако подающий надежды кинематографист решил связать судьбу с американским
кино и пробным камнем стала для него картина "Габи, правдивая история"
производства США (прокатывала ее "Коламбия"), автор выступил здесь режиссером,
сценаристом и сопродюсером. В ее основе лежала подлинная биография Габриэлы
Бриммер, дочери еврейских эмигрантов из Австрии, обосновавшихся в Мексике, с
детства больной церебральным параличом. Фильм, содержащий приметы мексиканской
действительности, говорил об общечеловеческой проблеме - мужественном
преодолении недуга девушкой-инвалидом. Тему, таящую мелодраматические
возможности, режиссер подал скорее в объективно-документальном ключе, пригласив
в фильм именитых актрис: Лив Ульман и получившую известность после "Оскара",
присужденного "Официальной истории", аргентинку Норму Алеандро.
В следующей, уже чисто американской картине Мандоки "Белый дворец" (1991), продюсером
которой был С. Поллак, главные роли сыграли известные голливудские актеры Сьюзен
Сарандон и Дж. Спейдэр, создав контрастные образы двух влюбленных, разделенных и
возрастом, и социальным положением, и взглядами на жизнь. Героя фильма, 27-летнего
Макса, добропорядочного "яппи", воспитанного своей еврейской мамой, охватывает
страсть к 43-летней официантке Норе, изрядно побитой жизнью, но он стыдится ввести
ее в свой круг. Эта драматическая коллизия развивается напряженно, с тонкими
психологическими нюансами в отношениях героев, и - вопреки законам рациональной
логики - завершается "хэпли эндом", сделанным в намеренно комедийном тоне.
Делая ставку на занимательное кино, Мандоки, в основном тяготеющий к жанру драмы и
мелодрамы, пробует свои силы и в комедии, поставив в 1993 г. "Уроки любви" - римейк
фильма 1950 г. классика американского кино Дж, Кьюкора, еще одну киноверсию пьесы Г.
Кэнина. В треугольнике, составленном из неотесанного богатого дельца (Джон
Гудмен), его любовницы, бывшей стриптизерши из Лас Вегаса (Мелани Гриффит) и
журналиста, нанятого учить ее хорошим манерам (Джон Джонсон), главное внимание
привлекает образ героини. Именно с ее поведением и связаны смешные моменты
фильма, которых однако явно не хватает, чтобы поддерживать комический дух этой
истории Галатеи нашего времени.
От легкой комедии со столь же легким сатирическим оттенком Мандоки переходит к
серьезной драме разрушения семьи и личности на почве алкоголизма в картине "Когда
мужчина любит женщину" (1994), По контрасту с "Белым дворцом" эта лента совершенно
лишена эротической ауры, несмотря на название и участие красивых и любимых
публикой исполнителей: Энди Гарсии и Мэг Райан, которая играет молодую женщину,
имеющую и преданного мужа, и милых детей, и работу, но постепенно спивающуюся.
Режиссер
попытался приоткрыть мир тех
- и довольно многих, - кто страдает от алкоголизма. Хотя история на экране вы глядит
чересчур затянутой, излишне сентиментальной и не всегда жизненно убедительной,
верный выбор темы обеспечил ей кассовый успех, самый большой в карьере Мандоки:
более 40 млн. долларов в прокате. Фильмы Луиса Мандоки первой половины 90-хгг.,
получившие определенный отголосок в прессе, сделаны в расчете на широкого
зрителя - с достаточно высоким уровнем профессионализма, в традиционно любимых
публикой жанрах мелодрамы и комедии, с акцентированной в духе времени женской
проблематикой (во всех его картинах самые полнокровные образы - главные
героини), с интересными работами известных голливудских актеров и с неизменными
"хеппи эндами".
В конце 90-х режиссер напоминает о себе лишь одним фильмом "Послание в бутылке",
пытаясь использовать - без должного эффекта - найденные им прежде слагаемые
зрительского успеха в очередной романтической истории любви.
Автор Т. Ветрова