Образцова Евгения Викторовна родилась в Ленинграде 18 января 1984 года в семье
артистов балета. Выбор профессии, изначально, конечно же, сделанный родителями,
предопределили непоседливость и энергия в сочетании с великолепными данными и
очевидной артистичностью девочки. Тем более, что мир балета был знаком и привычен
Евгении с раннего детства. Привязанная кушаком от балетного халата (в противном
случае ребенок непременно оказался бы на сцене, среди участников действия), она
пересмотрела весь классический репертуар. Однако к тому моменту, когда
необходимо было сделать выбор, Женя всерьез увлеклась драматическим театром. Эта
любовь, оказавшаяся любовью на всю жизнь, едва не лишила мир балерины Евгении
Образцовой, но все же балет, с его единством театра и музыки, с его красотой стиля и
неповторимой атмосферой, перетянул чашу весов на свою сторону. Значительную роль
в этой победе танца сыграла и Санкт-Петербургская филармония, первую встречу с
которой Евгения запомнила на всю жизнь. Дирижировал Евгений Светланов - и его
искусство в тот вечер научило Образцову слышать и ценить музыку. Филармония на
долгие годы стала ее третьим домом, местом, куда она каждый вечер приходила после
занятий в Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой.
Учёба
Годы, проведенные в АРБ - это встречи с несколькими педагогами, сыгравшими важную
роль в формировании стиля и характера балерины. Класс, в котором училась Евгения,
в разное время оказывался под руководством Л. Н. Софроновой, И. Б. Зубковской и М. А.
Васильевой - и каждая из них принесла что-то свое, сформировавшее в итоге
индивидуальность юной балерины. Л. Н. Софронова, одна из последних учениц
Вагановой, привила девочкам правила и чувство петербуржского стиля, И. Б.
Зубковская научила внутренней силе и настоящему балеринскому апломбу, М. А.
Васильева, очень опытный педагог, помогла систематизировать полученные знания и
дала почувствовать уверенность в себе. Нельзя не отметить и выходца из московской
школы Н. И. Тагунова, жесточайшей дисциплиной добившегося от своих учениц
безупречно чистой техники танца. С педагогом по актерскому мастерству АРБ А. А.
Стёпиным Евгения продолжает работать и по сей день, с удовольствием обращаясь к
нему за помощью при подготовке новых партий.
Этапы творческого пути
2002 г. Евгения закончила АРБ и была принята в одну из лучших трупп мира - труппу
Мариинского театра. Еще в училище Евгения не раз выходила на сцену, однако отсчет
творческой биографии солистки Мариинского театра Евгении Образцовой можно вести
от нескольких важных событий в жизни балерины, случившихся за сезон 2002-2003 гг.
Во-первых, на первом же году работы в театре она была приглашена участвовать в
гастролях Мариинского театра в Париже. Во-вторых, по просьбе руководства театра
шефство над юной балериной взяла Нинель Александровна Кургапкина, блистательная
балерина и педагог от Бога. Хранительница петербуржского стиля, Нинель
Александровна подготовила с Евгенией партии Ширин, Авроры, Сильфиды, Марии,
Жизели, Китри и многие другие. Но все это было позднее, а пока случилось третье,
судьбоносное событие первого сезона работы в Мариинке - дебют в спектакле Леонида
Лавровского «Ромео и Джульетта». Партию Джульетты, по-прежнему одну из самых
любимых в репертуаре балерины, Евгения готовила со своим педагогом и при помощи
преподавателя по актерскому мастерству АРБ А. А. Степина на протяжении полугода.
2004 год начался для Евгении второй значительной партией в родном театре. Ей стала
та, которую сейчас многие считают визитной карточкой балерины. «Сильфиду»
Евгения и Нинель Александровна готовили при участии С. Бережного, хранителя
традиций этого спектакля в Мариинском театре. Подготовка к партии была очень
кропотливой, Евгения и ее педагоги стремились к тому, чтобы эта Сильфида была
образцом петербуржского стиля.
2004 год стал годом еще одной очень важной партии в карьере балерины - Ширин в балете
Ю. Григоровича «Легенда о любви». Эта партия была единственной, которую Нинель
Александровна, когда-то получившая Ширин из рук Григоровича, попросила для своей
ученицы. Кургапкина очень любила эту партию и требовала от Евгении предельной
точности в соблюдении деталей.
2005 год - еще одна очень серьезная веха в карьере балерины. Евгения завоевала
золотую медаль на Московском международном конкурсе. Приехав на конкурс
самостоятельно, не рассчитывая на чью либо поддержку, Образцова обошла сильных
соперниц и победила. Эта медаль, сформулированная как цель еще на выпуске из
училища, открыла Евгении путь на международную сцену. В 2005 г. Евгению Образцову
впервые пригласили на персональные гастроли. Первым опытом стала дебютная тогда
«Спящая красавица» в редакции К. Сергеева в США. В том же году последовало
приглашение из Римской оперы и сложная, очень интересная работа над «Золушкой»
Карлы Фраччи.
2005 год принес и интересный опыт съемки в кино - Евгения попробовала свои силы
перед камерой в фильме французского режиссера Седрика Клапиша Les poupees russes
(Красотки).
2006 год ознаменовался целым калейдоскопом премьер. Евгения впервые станцевала
Марию в «Бахчисарайском фонтане», давно ожидаемую партию Авроры в «Спящей
красавице», попробовала совершенно новую для себя пластику, станцевав Золушку в
хореографии Алексея Ратманского. Наконец, 2006 год - это год премьеры «Ундины» Пьера
Лакотта, первого спектакля, который ставился непосредственно в работе с
балериной. Эта роль принесла Образцовой главную театральную награду страны -
Золотую маску.
2007 год подарил Евгении Образцовой и ее поклонникам встречу с Жизелью. Не так
часто, как хотелось бы зрителям, выходит Евгения в этой партии, возможно, главной
партии романтического репертуара, но раз от раза ее героиня меняется, все глубже
становится внутренний мир, все труднее зрителям сдерживать слезы, переживая
гибель героини в первом акте и позже, восхищаясь стойкостью ее бессмертной души. В
2007 г. она впервые выступила на прославленной Arena di Verona, где станцевала по
приглашению Марии Грации Гарофоли.
2008 год - неожиданная для многих и от того еще более радостная удача - партия Китри в
балете «Дон Кихот». Нечасто даже жизнерадостным балетным героиням удается дожить
или обрести счастье к концу спектакля, Китри - одно из немногих счастливых
исключений. Зрителям открылась совсем другая актриса - шаловливая, легкая, но с
сильным характером, классическая петербуржская балерина, но с настоящим южным
темпераментом. Вскоре после премьеры Китри на родной сцене, Евгения получила
приглашение станцевать ее в «Дон Кихоте» в редакции Сергея Вихарева с труппой
токийского ANB Ballet.
Японский «Дон Кихот» - одна из многих совместных работ Образцовой и Вихарева. Она
станцевала в его редакциях балетов Флору в «Пробуждении Флоры», Коломбину в
«Карнавале», Аврору в «Спящей красавице».
2009 год получился и радостным, и очень печальным для балерины. Трагическая гибель
Н. А. Кургапкиной положила конец восьмилетнему творческому союзу, подарившему
зрителям потрясающие по своей глубине и точности работы балерины. Но этот год
принес и новые роли, прежде всего, первый дуэт спектакля «В ночи» Роббинса и
партию Сюимбике в балете Р. Якобсона «Шурале», стал он и годом начала нового
творческого содружества - с педагогом Эльвирой Тарасовой. И еще одно, очень важное
событие в жизни балерины случилось в 2009 г. Евгения станцевала Аврору в «Спящей
красавице» - впервые в качестве приглашенной солистки на сцене Королевского
оперного театра Ковент Гарден, где до этого многократно танцевала в составе гала
и на гастролях Мариинского театра. Несмотря на то, что Аврора давно числится в
репертуаре Образцовой, ей необходимо было освоить и новую редакцию, и существенно
отличающийся от русского стиль английского балета. Судя по отзывам критиков и
зрителей, с этой задачей Евгения справилась блестяще, положив в свою копилку еще
одну покоренную сцену мира.
Среди взятых вершин нельзя не отметить и сцену Берлинской национальной оперы, где
Евгения дважды выступала в качестве участника амбициозного проекта Malakhov and Friends, а
также сцену Московского Музыкального театра им. Станиславского и
Немировича-Данченко, приглашенной солисткой которого Евгения является с 2010
года.
2010 г. - «Жизель» в редакции Карлы Фраччи. Если продолжить разговор об Италии, то
нельзя не отметить еще два очень важных события, связанных с этой страной в
карьере балерины. С 2010 года - приглашённая солистка Московского академического
музыкального театра, где готовит партии под руководством Маргариты Дроздовой. С
2012 года - прима-балерина Большого театра, где занимается под руководством Людмилы
Семеняки.
2011 год, несомненно, стал для балерины годом «Лебединого озера». Образцова
готовила эту партию, вероятно, самую важную и самую непростую в репертуаре
классической балерины, более полугода. Премьера состоялась в апреле 2011 года на
сцене Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко,
в репертуаре которого - сценическая редакция Владимира Бурмейстера, одна из самых
интересных и в то же время непростых версий этого балета. В партии Одетты-Одиллии
Евгения вновь должна была сражаться с представлениями об амплуа - и одержала
победу. Ее Одетта, при всей трогательности, хрупкости, при всей отчаянности ее
истории - персонаж королевских кровей. Не властная, сильная предводительница, но
хрупкий цветок, знавшая в жизни только красоту и любовь и безжалостно вырванная
из своего мира. И на поразительном контрасте с этим воплощением нежности -
холодная, расчетливая стерва Одиллия. Ее сияющие взгляды подобны тому, как летят
солнечные зайчики от равнодушного и холодного зеркала, она похожа на бриллиант,
холодный камень, чья виртуозная огранка не может не завораживать и чье сияние
заставляет забыть о том, что камень не способен дарить тепло. Еще одна важная для
балерины премьера 2011 года также состоялась на сцене МАМТ. Евгения с удовольствием
продолжила многолетнее сотрудничество с французским хореографом Пьером
Лакоттом: в декабре 2011 года Образцова станцевала российскую премьеру его
редакции балета «Сильфида».
Французская «Сильфида»,
конечно, родственница «Сильфиды» датской, но, по большому счету, родственница
достаточно дальняя. И музыка, и хореографический текст, и даже образ девы воздуха
в этом балете совсем иные.
Французская Сильфида -
настоящая femme fatale, колдовское создание, за чьей нежной улыбкой прячутся
нешуточные страсти. Эти страсти в конечном итоге и сжигают и ее, и ее несчастного
возлюбленного (партнером Евгении на премьере стал Тиаго Бордин из Гамбургского
балета), но прежде она успевает сплести для зрителя удивительное кружево мелких
па, свойственных французскому стилю танца.
В октябре 2011 года Евгения Образцова впервые примерила на себя роль балерины
Большого театра, станцевав на его сцене в качестве приглашенной балерины. Для
дебюта была выбрана партия в, вероятно, самом московском балете из репертуара БТ -
Китри. Базилем для Евгении стал солист Большого театра Владислав Лантратов.
Наконец, в 2011 году Образцова впервые попробовала себя в жанре телевизионного шоу,
приняв участие в проекте 1 канала «Болеро», объединившем балерин и фигуристов.
Партнером Евгении выступил знаменитый фигурист Максим Стависский. При всей
неоднозначности проекта он, тем не менее, оказался полезным экспериментом и
подарил балерине новый круг общения и новых поклонников.
2012 год - Евгения Образцова является прима-балериной Большого театра. В рамках
этого статуса она уже станцевала Аврору в «Спящей красавице» (редакция Ю.
Григоровича), дебютировала в роли Анюты в одноименном балете и станцевала
Сильфиду (редакция Й. Кобборга). Впереди еще много замечательных ролей,
неожиданных образов и подарков для зрителей.
В 2016 году за высокие достижения в искусстве балета присвоено звание - заслуженная
артистка Российской Федерации.