Рождение
В своей жизни Всеволод Николаевич Шиловский, по его собственным подсчетам, успел
родиться аж три раза. Первый раз мама родила 3 июня 1938 в Москве. Второй раз - когда
ехали в эвакуацию, мальчик чудом уцелел на барже. Тогда мама зазевалась, и мальчик
свалился в люк. И неизвестно, чем это все закончилось бы, но его спас матрос,
поймавший летящий комок. Третий раз случился уже в зрелом возрасте - попал под
обстрел на своем серебристом БМВ. Оказалось, спутали с бандитами... стреляли на
поражение. Пуля Шиловского застряла в двери. После этого случая актер перешел на
советские машины. Однако, вернемся в детство...
Всеволод Шиловский с самого рождения уже мечтал быть артистом и работать,
работать. Он «... готов работать бесплатно и круглосуточно». И это правда. Еще в
школе он поступил в уникальный кружок Дома пионеров, где был феноменальный
педагог Николай Петрович Баженов, красивый современный человек. Это именно он дал
будущему актеру «путевку в жизнь» и научил его работать.
Театр
В 1961 году Всеволод Шиловский окончил Школу-студию МХАТ и пришел в труппу МХАТа.
Одной из первых его ролей был 16-летний Керубино из «Женитьбы Фигаро», спустя
полтора года двадцатишестилетнему Шиловскому Василий Александрович Орлов,
гениальный актер и педагог, доверил в спектакле «На дне» роль Костылева, которому
по пьесе было шестьдесят шесть. Примечательно, что молодого Луку играл Алексей
Грибов, который в то время был уже в возрасте. Парадокс? Однако, во время гастролей
по Японии ни кому и в голову не приходило, что актер, играющий Костылева молод, а
Луку - уже старик.
Этой сцене Всеволод Николаевич отдал четверть века, он был по-настоящему «болен»
Московским художественным театром, любовью к нему, привязанностью к великим
мхатовским актерам. Здесь он раскрылся не только как актер, но и как режиссер.
Режиссурой Всеволод Шиловский начал заниматься сразу же после окончания
школы-студии. Параллельно с работой в театре он занимался педагогической
деятельностью в школе-студии и там поставил со студентами свой первый спектакль
«Медея». Работу начинающего режиссера увидел Виктор Яковлевич Станицын, великий
художник, актер и режиссер, - любимый ученик Станиславского и Немировича-Данченко.
Именно он дал Шиловскому крылья. Впоследствии Всеволод Шиловский поставил на
сцене МХАТа спектакли: «На всякого мудреца довольно простоты», «
Сладкоголосая птица юности», «Свои люди сочтемся», «
Мятеж»,
«Волоколамское шоссе», «Моя профессия - синьор из общества», «Тихо репетируем
Толстого».
Из театра в кино
На первую роль в кино Всеволода Шиловского пригласил режиссер Василий Пронин. В
семейной драме «
Наш дом» (1965) актер сыграл небольшую роль пассажира. В последующие
полтора десятка лет актер снимался очень редко. Тогда отказ от кинематографа был
абсолютно принципиальным, - для Шиловского существовал только МХАТ.
Регулярно появляться на экране он начал уже в 80-е годы, придя в кинематограф уже
очень зрелым и маститым актером. Кинематограф и спас его при развале МХАТа. «Я
могу сказать, что это счастье. Это мне повезло. Потому что когда рухнул МХАТ, мой
МХАТ, очень с высокой планкой, то если бы не возник кинематограф в моей жизни, от
которого я осознанно, профессионально отказывался всю жизнь, случилась бы беда», -
вспоминает Всеволод Николаевич. С уходом из МХАТа закончилась одна жизнь
Всеволода Шиловского и началась совершенно другая, вторая. Захватывающая и
уникальная.
Придя в кино, актер стал сниматься фильм за фильмом. Он буквально жил в поездах.
Играя у замечательных наших режиссеров, он создавал образы от Россини («
Никколо Паганини») до алкоголика («
Военно-полевой роман»). Здесь и военная драма Семена Арановича «
Торпедоносцы» (Артюхов), и спортивная драма Дмитрия Светозарова «
Скорость» (Сергей Трофимович Левко), и картина Ильи Авербаха «
Голос» (Юрий
Кольчужников). А в уникальном фильме Валерия Гурьянова «
Апелляция», где его
партнерами стали выдающиеся мастера Вячеслав Тихонов и Всеволод Санаев,
Шиловский появился в роли секретаря райкома Пастухова. И как сыграл!
Фильмы Тодоровского и других режиссеров
У Петра Тодоровского актер играл всегда небольшие роли, но играл целую судьбу в
своих маленьких эпизодах. Вообще Шиловский считает везением, счастьем, что он
попал в руки хорошего режиссера. Он поверил не в типаж, а в диапазон артиста
Шиловского, а не это ли счастье? Три диаметрально противоположных характера: «
Любимая женщина механика
Гаврилова», «
Военно-полевой роман», «
Интердевочка».
Физиологически три разных человека.
На съемках фильма «
Военно-полевой роман» актер был одет в тельняшку и пальто, сильно
побывавшее в употреблении, в шляпе, тяжелых башмаках, в широких матросских брюках.
Шиловский Гриша, ухажера Любы - представитель целого поколения людей, вышвырнутых
государством из жизни. Они в 20-22 года вернулись с войны в регалиях и никому не были
нужны: все места уже заняты. Многие стрелялись, спивались, попадали в тюрьмы...
Одного из таких и сыграл актер. Самую высокую оценку получал в письмах
фронтовиков, которые спрашивали: «Сынок, откуда ж ты нас так знаешь?»
Роль божьего одуванчика, фотографа Паши из картины «
Любимая женщина механика
Гаврилова», явно положительный образ. После того как фильм вышел на экраны,
Шиловский получал письма, адресованные не Шиловскому, а просто Паше. В этих
письмах люди рассказывали о своих нелегких судьбах, делились сокровенным.
А в «Интердевочке» герой Шиловского - чудовище. Но и это чудовище актер, как
адвокат своей роли, оправдывает. Поэтому то и интересен зрителю отрицательный
образ папаши-вымогателя. «У него на руках двое детей и больная жена, и он ведь не
знает человека, который к нему пришел. Но с приходом Тани вдруг возникла
перспектива продержаться энное количество времени на деньги, которые подарила
Судьба. В чем
же его преступление?», - рассуждает философски актер.
У Шиловского вообще практически нет однотонных героев. Его Наполеон в
«Избраннике судьбы» (1987) - тоже по-своему положительный, - еще бы: нацию объединил.
Или Кадрус в «Узнике замка Иф» (1988), - тоже достаточно многоклеточное растение. В
криминальной комедии «
Барханов и его телохранитель» (1996) Всеволод
Шиловский сыграл главаря банды, и вновь, - какие краски! Его персонаж и коварен, и
хитер, и обаятелен, и, порой, смешон. Так сыграть под силу только большому
мастеру.
Режиссерские работы
В качестве режиссера на экране Всеволод Шиловский дебютировал еще в далекие 70-е,
став постановщиком первого советского телесериала «
День за днем». Здесь
ему очень сильно помог режиссерский опыт в театре. Общего было много, ведь весь
фильм снимался в павильоне. При этом режиссер так наполнил сериал звуковым рядом,
что никому из зрителей и в голову не пришло, что съемки проходили не на натуре.
Действие 17-серийного фильма строилось вокруг жильцов московской коммунальной
квартиры, в частности, семей Якушевых и Баныкиных. На протяжении нескольких дней
перед зрителями открывались сложные судьбы разных людей. Главные роли в этом
фильме сыграли замечательные советские актеры: Нина Сазонова, Алексей Грибов,
Вячеслав Невинный, Евгений Лазарев, Наталья Гурзо, Валерия Заклунная и др.
Спустя четыре года Всеволод Шиловский поставил еще один многосерийный фильм - «
В одном микрорайоне», вновь обратившись к теме взаимоотношений обычных
людей. На этот раз в фильме снялись: Никита Подгорный, Леонид Броневой, Анатолий
Ромашин, знаменитый артист балета Марис Лиепа, а также Николай Караченцов,
который именно здесь впервые запел с экрана.
Картины Всеволода Шиловского всегда имели успех у зрителей. Такой стала и
искрометная комедия «
Миллион в брачной корзине» (1985) с неподражаемыми Михаилом
Ширвиндтом, Софико Чиареули и Ларисой Удовиченко в главных ролях. Здесь же
снялась юная десятиклассница Ольга Кабо, ставшая впоследствии звездой
российского кинематографа.
В некоторых своих картинах («
Избранник судьбы», «
Линия смерти»)
Всеволод Николаевич снимался и сам, исполняя главные роли. В криминальной драме
«
Линия смерти» по мотивам романа Виктора Черняка «Правило Рори»
режиссер Шиловский еще не расстался с мыслью, что и наемному убийце нужны
внутренние мотивировки для оправдания своей грязной работы. А вот актер
Шиловский играет своего героя-киллера как отчаянного негодяя и некрофила. Палач,
оказывается, занялся мокрыми делами потому, что изживает травму детства: в
погибающем от голода блокадном Ленинграде он видел, как жировали власть
предержащие. И, тем не менее, герой с первых кадров показан актером вовсе не
романтическим разбойником, а сладострастным убийцей, который работает по наводке
Пахана (блестящая работа Иннокентия Смоктуновского).
Безумной популярностью у зрителей в начале 90-х пользовалась лента Владимира
Шиловского «
Кодекс
бесчестия», поставленная на реальных фактах и раскрывающая секрет валютных
махинаций в крупных размерах, проводимых в тишине партийных коридоров.
Исполнителем главной роли в картине стал выдающийся мастер Вячеслав Тихонов.
В фильмах Шиловского снималось вообще много звезд, что свидетельствует об
огромном доверии к нему, как к режиссеру. Ряд актеров снимались у него по
нескольку раз. Так в музыкальном фильме «
Блуждающие звезды» по Шолому Алейхему, вновь снялись Софико Чиареули,
Ольга Кабо и Лариса Удовиченко. Картина особой любовью пользовалась на
Обетованной земле. Сколько раз фильм показывали там при полном аншлаге! И до сих
пор этот рекорд не побит.
После «Блуждающих звезд» Всеволод Шиловский пообещал израильским зрителям
вернуться - и вернулся к ним в 1994 году с детективом «
Приговор». Стоит заметить,
что этот фильм, поставленный по сюжетам американских детективов, был впервые снят
целиком в США.
В новом веке, после некоторого перерыва, Всеволод Шиловский вернулся к режиссуре,
сняв шестисерийную ленту «Люди и тени». В этом мини-сериале сам он исполнил
главную отрицательную роль - человека, обворовывающего государство на миллиарды
долларов. А противостояли ему персонажи Бориса Щербакова, Ларисы Удовиченко и
Анатолия Лобоцкого, которого режиссер приметил еще в «Зависти богов» Владимира
Меньшова.
Роли в новом веке
После вынужденного малокартинья второй половины 90-х Всеволод в начале нового
века вернулся на кино и телеэкраны. Он активно снимается и в «полном метре» и в
сериалах. Правда, в сериалах он соглашается играть лишь, там, где есть возможность
поработать без чернухи и порнухи. При этом актер старается избегать штампов и
повторов. После роли Павлова в «Каменской» все сошлись в мнении, что лучшего
актера на роль мафиози просто не найти. А он в следующем сериале - «Марше
Турецкого» - с блеском исполнил роль генерального прокурора России. Зато в
«Ростове-папе» Шиловский - уже появился в образе Коли-депутата, обнажив истинную
суть «слуг народа».
Среди ролей Всеволода Шиловского: кинорежиссер в сериале «Лучший город земли»,
психиатр Борис Борисович в фильме «
Смеситель», директор
Дома кино в сериале «
Родственный обмен», престарелый поэт-песенник Ефим Ильич в
остросюжетном фильме «
Попса» и др.
Личная жизнь
Всеволод Шиловский - трудоголик, у него, в общем, все, кроме работы, на втором месте.
О работе он может говорить сутками и, что куда важнее, может сутками работать.
Когда встречает что-то талантливое, он безумно этому рад: и в эту же секунду готов
приступить к делу. Он просто захлебывается от восторга. И бывает безумно счастлив,
когда что-то талантливое получается у других. Это действительно здорово!
Прожив долгую жизнь, Всеволод Шиловский, к сожалению, перестал верить в слова, а
верит только в поступки. Ему можно говорить все, что угодно, - он в это время будет
вежливо кивать. А вот если человек совершает поступок, начинает к нему относиться
с доверием.
Внешне для всех - Шиловский сильный, уверенный, все знающий, опытнейший... Страшно
общаться с Шиловским, когда он свободен: очень плохой у него в это время характер.
К счастью, он занят постоянно. То - как актер, то - как режиссер, то - как педагог.