Детство
Ален Делон, полное имя Ален Фабьен Морис Марсель Делон, родился 8 ноября 1935 года во
французском городе Со, в пригороде Парижа. Отец будущего актера - корсиканец по
происхождению Фабьен Делон, управлял собственным кинозалом "Режина", а мать - Эдит
Делон - фармацевт по образованию, трудилась контролером в кинозале мужа. Алену
Делону не было трех лет, когда родители развелись.
Мать вновь вышла замуж за владельца колбасной лавки очень популярной у горожан, и
Эдит стала помогать новому мужу в лавке, работа в которой отнимала большую часть
времени, на воспитание сына у нее не оставалось сил. И заботу о мальчике поручили
кормилице, мадам Неро, в семье которой он и провел несколько счастливых лет,
которые он всегда вспоминал с теплотой. После же нелепой трагической гибели
супругов Неро Ален Делон вернулся в родительский дом.
Юность
Из разных школ и пансионов, в которых пришлось обучаться будущему актеру, его
периодически исключали или за плохую учебу, или за недостойное поведение.
Родители прекрасно понимали, что классическое образование не для Алена Делона,
они решили обучить его профессии колбасника. Отучившись всего год и получив право
трудиться по профессии, Ален Делон устроился в мясную лавку в Лей-ле-Роз, а,
проработав в ней три месяца, затем перешел в колбасный магазин на улице Сен-Шарль
в Париже.
Жизнь перевернулась в семнадцать лет, когда в парижском метро Ален Делон увидев
афишу: "Вы станете летчиком-испытателем и пройдете стажировку в Канаде", загорелся
мечтой стать летчиком-испытателем. Воздушные же силы в парне пока не нуждались,
набор в летную школу был уже завершен. Но французской армии были нужны рекруты,
заработок которых составлял 200 тысяч франков, весьма солидная сумма по тем
временам! Так в 1953 году Ален Делон в рядах парашютно-десантных войск корпуса
морской пехоты попал на войну в Индокитай.
Начало кинокарьеры
В 1956 году после демобилизации из армии, Ален Делон вместе с армейским товарищем
отправился покорять сначала Марсель, где потратил часть заработанных в армии
денег, а затем и в Париж. Едва начав работать, честолюбивый молодой человек
увольнялся, и в итоге остался в Париже и без работы, и без денег, а возвращаться в
родной Бур-ла-Рен Ален Делон не хотел.
Новые парижские друзья посоветовали Ален Делону показаться продюсерам, походить
по различным кастингам. Однако один отказ сменял другой: "Вы слишком красивы, у Вас
не сложится карьера",- объясняли Делону продюсеры. Он не унывал и продолжал упорно
появляться на различных кинопробах. На одном из таких кастингов Ален Делон
подружился с начинающим актером Жан-Клодом Бриали. Молодые люди в 1956 году вместе
отправились в фестивальные Канны в надежде быть замеченными. Что и случилось!
В Каннах на молодых красивых людей очень быстро обратил внимание американский
"ловец талантов" импресарио Гарри Уилсон. В то время он тщетно искал замену
недавно ушедшему из жизни Джеймсу Дину. Уилсон заприметил Алена Делона, отправил
в Рим на пробы фильма, после которых начинающий актер заключил весьма выгодный
семилетний контракт на работу в Голливуде.
По возвращению в Париж известный кинорежиссер Иво Аллегре уговорил Делона начать
актерскую карьеру на родине и предложил ему небольшую роль в своем новом фильме.
Продюсеры же картины отдавали предпочтение популярному в те годы актеру - Жилю
Видалю. Аллегре все же сумел убедить продюсеров в том, что в Делоне есть "нечто
большее, чем обещала его безупречная внешность".
В 1957 году стартовал актерский дебют Алена Делона в картине Ива Аллегре "Когда
вмешивается женщина", а чуть позже в 1958 году актер снялся у Марка Аллегре в фильме
"Будь красива и помалкивай", где появился в одном эпизоде с начинающим в то время
актером Жан-Полем Бельмондо.
Признание
После же окончания съемок у Буарона Ален Делон сыграл свою первую звездную роль.
Знаменитый Рен Клеман пригласил, рискуя, красивого актера сниматься в
экранизации романа Патриции Хайсмит "Талантливый мистер Рипли". Солидный счет в
банке, красивые женщины, яхта, море - недостижимая мечта киногероя Алена Делона -
Рипли, который в один прекрасный день решил все изменить свою унылую жизнь. Успех
ленты превзошел все ожидания и в кассовом плане, и в отзыве критиков.
Ален Делон стал узнаваемым, востребован, наступило его киновремя. В очередной раз
в детективной ленте Рене Клемана "На ярком солнце" актер создал образ бедного
авантюриста, дьявольски обаятельного, сообразительного, но абсолютно
аморального типа, готового на все - от подделки документов до убийства друга - лишь
бы присвоить "чужую жизнь". Критики восторженно приняли картину, они называли
фильм, чуть ли не лучшей работой гениального режиссера. О Делоне же заговорили как
о таланте, отмечая у молодого актера важное для фильма сочетание "души дьявола" и
"лика ангела".
После выхода ленты "На ярком солнце" в мировой прокат, Ален Делон получил
известность далеко за пределами родной Франции. В тот же час последовало
заманчивое предложение - роль у итальянского режиссера Лукино Висконти в
киноромане о семье Паронди, переехавшей из нищей сицилийской деревни в
промышленный Милан в поисках лучшей доли. Рокко, младший из братьев Паронди,
красивый и добродетельный молодой человек, не теряющий своего благородства,
несмотря на все трудности и испытания, предоставленные ему судьбой, стал
боксером, чтобы содержать мать и братьев, в талантливом исполнении Алена Делона
был противоположность Тому Рипли, сыгранному недавно актером у гениального Рене
Клемана. После парижской премьеры картины критики признали, что эти яркие,
профессионально исполненные две первые серьезные роли в кино раскрыли Делона как
тонкого и сложного драматического актера.
В 1962 году на экраны вышла драма Микеланджело Антониони "Затмение" c Аленом Делоном
и очаровательной Моникой Витти в главных ролях. На сей раз, актер в кадре появился
в обличье биржевого маклера Пьеро - человека с атрофированными чувствами, без
цели существования. Полагаясь на мастерство актеров, режиссер использовал в
фильме минимум диалогов и почти полное отсутствие музыки. И не зря, лента, ставшая
одной из самых известных работ знаменитого Антониони, была удостоена
специального приза жюри Каннского кинофестиваля, принесла лишний виток славы
исполнителям главных ролей.
1960-е годы
1960-е годы стали в кинобиографии актера весьма кинонасыщенными. Ален Делон много
работал, каждый год на экраны выходило несколько фильмов с его участием.
С 1965 году Ален Делон вместе с женой Натали и сыном Энтони поселился в США для
работы в Голливуде по долгосрочному контракту с Метро Голдвин Майер. В США Ален
Делон талантливо сыграл в криминальной драме Ральфа Нельсона "Рожденный вором", в
1966 году снялся в военной драме Марка Робсона "Пропавший отряд", рассказывающей о
французских солдатах, переживших постыдное поражение Франции в Юго-Восточной
Азии. В том же 1966 году Делон замечательно исполнил главную роль во
франко-американской картине Рене Клемана "Горит ли Париж?", а в 1967 году - в
американском комедийном вестерне "Техас за рекой". К сожалению, снятые в Голливуде
картины с участием знаменитого француза большим успехом не пользовались, но игра
Алена Делона производила на критиков должное впечатление.
Отработав добросовестно контракт, и возвратившись во французское кино, Ален
Делон пополнил фильмографию несколькими заметными картинами. В 1967 году актером
была сыграна роль в приключенческой мелодраме "Искатели приключений" Робера
Энрико. В ней Ален Делон, в шикарном кинотандеме с Лино Вентура и Джоанной Шимкус,
предстал в образе виртуозного летчика Маню Борелли. В 1968 год ознаменовался
интересной работой актера с Луи Маллем в историческом детективе "Три шага в
бреду", и в том же 1968 году - главная роль в картине, ставшей классикой "поляра",
"Самурай" великого режиссера Жан-Пьера Мельвиля.
Следом Ален Делон в криминальной драме Мельвиля "Ледяной ангел" воссоздал образ
наемного убийцы
Джеффа Кастелло. В этом же 1968 году Делон вместе с именитыми Роми Шнайдер
и Джейн Биркин снялся в одной из главных ролей в криминальной драме "Бассейн". В
последующем 1969 году классическое кинотрио - Ален Делон, Жан Габен и Лино Вентура с
телеэкранов рассказали историю дерзкого, фантастического по своей
технологичности похищения - "Сицилийский клан".
1970-е годы
Уверенная исполнительская манера, тонкая и выразительная, конечно же,
приковывала к Алену Делону внимание режиссеров, продюсеров и коллег по киноцеху.
Вместе с популярностью и признанием актер стал проявлять фантастическое чутье на
актуальные и точно соответствующие характеру его дарования роли, что доказал
успех киноработы в 1971 году у Пьера Гранье-Дефера в экранизации романа Жоржа
Сименона "Вдова Кудер". Делон снялся в партнерстве вместе с обворожительной
Симоной Синьоре, сыграл неприкаянного, отверженного Жана Лавиня, нашедшего приют
на маленькой ферме крестьянки Тати Кудер, и, несмотря на существенную разницу в
возрасте, между Тати и Жаном начался красивый роман.
В 1972 году Ален Делон появился в роли Рамона Меркадера. Однако, несмотря на удачное
актерское перевоплощение, историческая драма Джозефа Лоузи "Убийство Троцкого"
провалилась в прокате. Положение в кинопровале исправил в том же году необычный,
отнюдь не романтичный образ уставшего профессора Валерио, созданный Ален Делоном
в драме Дзурлини "Первая ночь покоя".
Затем, начиная с 1975 года, за ролями гангстеров последовала целая серия "поляров",
где Делону достались роли бравых полицейских. Выделялось в этом амплуа актера
роль инспектора Борниша в детективе "Полицейская история". Фильм был поставлен по
книге самого Борниша, основанной на действительных фактах истории охоты за
опасным преступником Эмилем Бюиссоном.
Несмотря на неудачу картины "Убийство Троцкого" в прокате, Ален Делон с
удовольствием продолжил сотрудничество с Лоузи. В 1976 году он исполнил роль
"маленького человека" - месье Кляйна в одноименном фильме. На сей раз,
сотрудничество было высоко оценено, драма об эльзасце Робере Кляйне,
арестованном немецкими солдатами по ошибке вместо двойника-еврея, была удостоена
"Сезара" как лучший фильм 1977 года. Закончил 1970-е годы актер блестящей работой в
фильме-антиутопии "Военврач", повествующем о третьей мировой войне, начавшейся в
Европе, в которой сыграл хирурга Жана-Мари Деспри.
1980-е годы
Знаменитому французскому актеру пришлось поработать и в Российском кино. В 1979
году Ален Делон согласился принять участие в съемках исторического детектива
режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова "Тегеран-43", профессионально
исполнив роль инспектора Фоше. Вышедший в 1981 году, фильм рассказал о неудавшейся
попытке гитлеровских агентов сорвать Тегеранскую конференцию, о покушении на ее
участников - глав правительств СССР, США и Великобритании, был удостоен золотого
приза Московского Международного
Кинофестиваля.
В 1980 годы Ален Делон поразил своих фанатов, он сыграл не свойственные по характеру
роли. В 1983 году Ален Делон появился в драме "Любовь Свана" экранизации романа
Марселя Пруста, осуществленной немецким режиссером Фолькером Шлендорфом в
образе аристократа-гомосексуалиста, весьма далекого от облика неотразимого
мужчины.
В 1984 году актер удивил всех ролью алкоголика Робера Авранше в драме Бертрана Блие
"Наша история". Роль была явно рискованной, мог пострадать имидж актера, однако он
не раздумывая, согласился. Актерский риск Делона был вознагражден: он был
удостоен премии "Сезар".
1990-е - 2000-е годы
Степенность, последовательность, желание, силы и возможность сделать лучше
отличала работу Ален Делона на съемочной площадке. Его герой на экране мог быть и
лиричным, и беспощадно - ироничным, и даже жестоким.
В 1990 году Ален Делон появился в детективе Жиля Беа "Танцевальная машина", где
сыграл бессердечного преподавателя танцев, доводящего своих учениц в буквальном
смысле до смерти. В том же 1990 году актер успешно снялся у гениального Жана-Люка
Годара в фильме - номинанте на золотую пальмовую ветвь - "Новая волна".
Следующей заметной киноработой актера стала роль Джакомо Казановы в комедийной
мелодраме Эдуарда Ниэрманса "Возвращение Казановы". "В юбилейный фильм к столетию
кинематографа, режиссер Аньес Варда собрала современных звезд из разных стран
мира и дала им возможность проявить себя во всем блеске их таланта". На сей раз,
Ален Делон сыграл сам себя.
После довольно таки длительного киноперерыва, "по семейным обстоятельствам" Ален
Делон торжественно вернулся на экран в роли самого Гая Юлия Цезаря в комедии
Томаса Лангманна и Фредерика Форестье "Астерикс на Олимпийских играх". В кадре,
посреди огромного зала с живым леопардом, у громадного зеркала стоял
Цезарь-Делон. Он оценивающе рассматривал свое отражение и произносил монолог
Цезаря, который не может оторваться от собственного отражения в зеркале, Ален
Делон сыграл с самоиронией - по мнению критиков, эта роль - своеобразная пародия на
самого актера.
Музыка
Киношную
деятельность талантливый актер умело и профессионально совмещал с музыкальной. В
1967 году Ален Делон исполнил первую в своей карьере романтическую музкомпозицию,
записанную для фильма "Искатели приключений" и названая именем главной героини,
песня "Laetitia" стала сразу же популярна во Франции.
Следующая возможность проявить свои вокальные способности представилась Алену
Делону летом 1972 года на съемках картины Валерио Дзурлини "Первая ночь покоя" в
Италии, на сей раз, актер получил приглашение поучаствовать в записи французской
версии композиции "Parole...Parole...".
В 1985 году Ален Делон записал дуэт с Филлисом Нельсоном "I Don’t Know" для фильма "Слово
полицейского". В 1987 году вышла пластинка "Comme au cinema" с одноименной песней в
исполнении Алена Делона. Несколько лет спустя, актер в дуэте с Ширли Бэсси
исполнил композицию "Thought I’d ring you".
Личная жизнь
Личная жизнь великого француза была на виду практически у всех, она периодически
описывалась в СМИ, обсуждалась, "переворачивалась", "бурлила", пересказывалась из
уст в уста. В 1957 году на съемках фильма "Кристина" начался роман Алена Делона с
молодой австрийской киноактрисой Роми Шнайдер , спустя пару лет они обвенчались.
Европейская пресса называла их самой красивой парой, появились также сообщения о
скорой свадьбе. Но, к всеобщему удивлению, пробыв женихом и невестой шесть лет,
влюбленные расстались. Разрыв отношений, конечно, активно обсуждался, был у всех
на слуху. По одной версии причиной расставания стал новый роман Алена Делона, по
другой - нежелании Шнайдер оставить актерскую профессию и посвятить себя семье.
13 августа 1964 года состоялась свадьба Алена Делона и Натали Бартелеми, а 1 октября
1964 года у супругов Делон родился сын - Энтони. Прожив четыре года в браке, супруги
"тихо" развелись. С 1969 году на съемках фильма "Джеф" начался гражданский брак
Делона с новой возлюбленной - актрисой Мирей Дарк , который продлился пятнадцать
лет и перешел после расставания в дружеские отношения.
В 1987 году между Ален Делоном и голландской манекенщицей Розали Ван Бремен,
которая училась в лицее и дошла до степени бакалавра, завязался бурный роман,
переросший во второй гражданский брак актера. Розали подарила Алену двоих детей -
25 ноября 1990 года дочь Аннушку, а спустя четыре года сына Алена-Фабьена. В 1997 году
Ален и Розали все же расстались.