Встреча с Вадимом Фиссоном
Наталия Владимировна Фиссон родилась 11 мая 1964 года в Ленинграде
(Санкт-Петербурге).
Свой творческий путь Наталия Фиссон начинала в знаменитой труппе театра
«Лицедеи». Здесь она проработала с 1982 по 1985 год, после чего собралась поступать в
ЛГИТМИК. Вот тогда-то судьба и свела ее с Вадимом Фиссоном...
Вадим Фиссон окончил театральный, его приглашали работать в Театр
на Литейном, впереди ожидалась блестящая карьера, как вдруг молодого актера
сразила тяжелейшая болезнь. Из-за нее Вадиму пришлось пережить ампутацию ноги.
Вадим Ильич вспоминает: «После ампутации я пережил тяжелейший для себя год. Но,
видимо, не бывает в жизни худа без добра. Именно тогда я встретил свою любимую жену
Наталью. Мой друг попросил меня «посмотреть» девочку, которая собиралась
поступать в Театральный. Я согласился с ней позаниматься, и во время этих занятий
у нас закрутился роман...»
А вот как вспоминает о той первой встрече с Вадимом сама Наталия: «Я мечтала
поступить в Театральный институт. И мне посоветовали пойти к Вадиму, который уже
закончил Театральный, посоветоваться... И в «Сайгоне», в центре города, была
назначена встреча. Вадик пришел, а я опоздала... минут на 20, для меня это вообще было
не опоздание. В «Сайгоне» такое было в порядке вещей... А этот молодой человек с
палочкой, с бородой - меня отчитал. Он показался мне очень взрослым, и я поразилась,
когда узнала, сколько ему лет...»
Помощь Вадима не прошла даром. Наталия поступила в ЛГИТМИК на курс Г.А.
Товстоногова. Одновременно с ней в театральный институт, но только на курс
режиссуры, поступил и Вадим Фиссон. А вскоре после этого Наталия вышла замуж за
Вадима...
Первые совместные работы
Через три года совместной жизни супругов настиг новый удар судьбы:
прогрессирующая болезнь у Вадима привела к ампутации второй ноги. Казалось, на
карьере можно было ставить крест, но Вадим не сдался. При непосредственной
поддержке супруги он все же окончил институт, причем не только окончил, но и
занялся режиссерской деятельностью.
В 1990 году Вадим Фиссон поставил спектакль «Чушь во фраке», где главную роль
сыграла Наталия. Эта работа имела большой успех у театральной публики и была
названа лучшей в сезоне.
Зарубежный период жизни
В 1990 году Наталия Фиссон окончила ЛГИТМИК. Некоторое время она играла в спектакле
мужа, а затем подвернулся счастливый случай попробовать свои силы за рубежом. В 1993
году она по приглашению Полунина оказалась на юбилее одной большой телевизионной
компании. Актриса выступила с номером-импровизацией, который оценили, и после
этого последовало приглашение поработать в знаменитом немецком театре-цирке «Pomp
Duck and Circumstance». Попасть в одно из лучших шоу в Европе! Об этом можно было только
мечтать!
В «Pomp Duck and Circumstance» Наталия Фиссон проработала с 1994 по 1996 год, демонстрируя перед
европейскими зрителями великолепное актерское мастерство и сложнейшие трюки. Но
от дальнейшего сотрудничества, как и от приглашения канадского цирка «Дю Солей»
актриса отказалась.
Окончив в 1996 году американский «Broadway Dance Center», а затем в 1997 году английскую «Clown School
of Fillip Golie», Наталия Фиссон вернулась в родной Питер.
«Комик-трест»
В 1997 году Вадим и Наталия Фиссон организовали в Петербурге театральное
товарищество «Комик-трест», и очень скоро их детище получило всеобщее признание.
В 1997 году «Комик-трестом» был поставлен спектакль «Сэконд хэнд», затем
последовали: «Crazy Moon» (1999), «Белая смерть» (2001), «Антоний и Клеопатра» (2004), другие
работы. Театр стал дипломантом Высшей национальной театральной премии «Золотая
маска», был награжден премией правительства Санкт-Петербурга «За создание
самобытного и высокопрофессионального репертуара», другими престижными
театральными премиями.
Несомненно, примой этого маленького театра является Наталия Фиссон. О ней пишут,
как об одной из самых талантливых питерских актрис. Вот определение «Новой
газеты»: «Наталия Фиссон - это такая рыжая, искрометная, пластичная, как балерина,
смешная, как Чарли Чаплин, по-питерски интеллигентная, талантливая и очень
стильная - Актриса». А вот мнение Алины Циопа, обозревателя «Невского времени»:
«Она - самая яркая из петербургских актрис. В буквальном смысле слова. Ее огромная
рыжая шевелюра и обворожительная нежная улыбка поднимают настроение зрителям
еще до начала выступления коллектива».
Кино. 90-е
Одной из первых работ Наталии Фиссон на киноэкране стала главная роль в
криминальной мелодраме режиссера Виктора Сергеева «
Странные мужчины Семеновой
Екатерины» (заключительной части триптиха режиссера, начатого фильмами
«Палач» и «Гений»). Фиссон сыграла легкомысленную, эксцентричную, безалаберную
актрису драмтеатра Екатерину Семенову, которую бросает любовник. Однажды она
становится свидетельницей избиения на набережной молодого человека. В девушке
просыпается чувство сострадания, и она, не придумав ничего лучшего, приводит его к
себе домой... Картина вызвала различные отклики: от восторженных, до критических.
Впрочем, при этом никто не умолял заслуг самой актрисы, сыгравшей естественно и
убедительно. Результатом стала Премия киностудии «Ленфильм» «За лучшую
актерскую работу», которой Наталия была удостоена в 1992 году.
В первой половине 90-х годов Наталия Фиссон снялась еще в нескольких картинах,
среди которых: мелодрама Елены Цыплаковой «
На тебя
уповаю» (Марина), картина Евгения Иванова «
Никотин (Она),
детективно-мистический кинороман Грейдона Кларка «
Танец смерти»
(Наташа) и другие.
Кино. 2000-е
В последние годы Наталия Фиссон вновь появляется на теле и киноэкране: Миссис
Карлайл в сериале «
Ниро Вульф и Арчи Гудвин», Таня в «Повелителе эфира», Анна в фильме «
Небо и земля», бизнес-леди Ада Тарковская в фильме «
Самые счастливые», госпожа Алёна Поликарповна Саврасова в комедии «
Шекспиру и не снилось», Сара Нильсен в сериале «Морские дьяволы»...
В 2007 году актриса снялась в фильме английского режиссера Тома Робертса «
По
этапу». Действие картины происходит в послевоенные годы под Ленинградом.
Наталия Фиссон сыграла вольнонаемную Тамару, женщину по возрасту много старше
себя. В фильме также снялись звезды отечественного и зарубежного кинематографа:
Евгений Миронов, Ингеборге Дапкунайте, Томас Кретчманн, Вера Фармига и другие.
Телевидение. «Энергичные люди»
До 2006 года у Вадима и Натальи Фиссон уже был опыт работы на телевидении. Причем как
положительный, так и отрицательный. Но когда им однажды позвонила генеральный
продюсер Пятого канала Александра Львовна Матвеева и предложила стать ведущими
нового ток-шоу «Энергичные люди», они поначалу отказались. «Мы - театралы,
работаем в комичном жанре и далеки и от телевидения, и от жанра серьезного
ток-шоу», - посчитали супруги. Однако затем, поразмыслив, они все же согласились и,
как оказалось, не зря.
Новый телепроект, вышедший в 2006 году, быстро завоевал любовь зрителей. Сами
супруги одной из целей своей программы считают необходимость помочь окружающим
понять, что инвалиды являются такими же людьми, как и все, способными добиться в
жизни много, и вовсе не нуждаются в сочувствии и жалости. Это Вадим и Наталья
Фиссон демонстрируют на собственном примере.
С сентября 2009 года - ведущая программы «МиФ о культуре» на Телеканале «100 ТВ».
Муж - Вадим Ильич Фиссон ушёл из жизни 19 декабря 2014 года.
Интервью с Наталией Фиссон от 08 марта 2006 года:
- Ходят слухи, что вы только что ввязались еще в один проект, обещающий стать
грандиозным.
- В конце мая - начале июня директор Петербургского театра сатиры Владимир
Словохотов пригласил нас участвовать в новом театральном фестивале, который
будет проходить под открытым небом, и где главной декорацией станет наш
удивительный город.
- А если дождик зарядит?
- Подумаешь! Вон в Голландии каждый год проходит такой фестиваль, а там дождик
принимается каждые пятнадцать минут. И зрители уже привыкли - они приходят на
спектакль с зонтами. Наконец-то Петербург увидит множество загадочных для нас
жанров, которые существуют в Европе, а нашей публике совершенно неизвестны.
Например, walk art: это даже не спектакль, а просто живая картина, которая проходит
мимо. А мы будем играть «Антония и Клеопатру» (премьеру этой постановки как
уличного шоу недавно увидели во Франции, а потом в Испании) в белую ночь напротив
Академии художеств, между двумя сфинксами. Жанр действа мы определили как
исторический кич, и Вильяма нашего Шекспира играем без слов. А сценическую версию
воплощаем на подмостках ДК Ленсовета.
- И что такое для вас Клеопатра?
- Ну, этот образ стал уже мифологемой, а мы постарались разрушить стереотипы. Я
играю такую, можно сказать, неожиданную Тейлор: женщину пышных форм - мечту
восточного мужчины, ведь кинематограф почему-то всегда Клеопатру сильно
европеизировал. А собственно, почему? Мы поняли, что сильно угодили, по крайней
мере, соотечественникам моей героини. На фестивале в Монпелье, посвященном
Египту, ко мне после спектакля подходили зрители из Египта и сильно сокрушались
по поводу моей натуральной комплекции: «Ну, что же вы, Наташа, по жизни так ходите?
Вам бы не снимать все ЭТО...»
- Кто-то из героинь того же Шекспира утверждал: сила наша в слабости, а
слабостям нашим нет числа. В чем сила и слабость Наташи Фиссон?
- Я точно знаю, в чем моя сила - в людях, которые меня окружают. Тут мне неизменно
везет: мама, муж, свекровь, партнеры по сцене и съемочной площадке... Вот, например,
Андрей Кортнев, солист группы «Несчастный случай», с которым на пару мы сыграли
главные роли в фильме Екатерины Калининой «
Повелитель эфира», оказался на удивление трепетным, интеллигентным,
без всяких звездных закидонов человеком. Прямо будто и не из Москвы...Кино это уже
показали на фестивале дебютов в Ханты-Мансийске, а в Петербурге его увидят летом в
программе Фестиваля фестивалей. Слава Богу, оно не про бандитов и там много любви.
Мне кажется, там затронута очень современная тема - одиночество тридцатилетних
людей.
- А как все же насчет слабостей?
- Их столько, что не знаю, с какой начать.
- Начните с самой главной, на ваш взгляд.
- Наверное, я слишком мало обращаю на себя внимание в обычной жизни - чересчур
как-то утягиваюсь в профессию. Вопреки расхожему в актерской среде мнению, мне бы
не хотелось, чтобы она поглотила меня целиком. А есть такая опасность. Конечно,
бизнес-леди мне уже не стать, но сделать жизнь какой-то более объемной и
многосторонней, вероятно, следует. Кроме того, если быть уж совсем откровенной, я
очень стеснительный человек.
- Это вы-то, самая искрометная клоунесса Петербурга?!
- Представьте себе. Я ведь даже профессию такую выбрала - из противоречия, на
преодоление, чтоб это было чем-то вроде постоянного психотренинга. А в жизни меня
очень легко выбить из колеи, я, например, совершенно не умею адекватно реагировать
на хамство: стою и не знаю, что делать.
- Но в кино вы не раз создавали образы очень решительных дам, а как-то даже
сыграли мужчину.
- Мне говорили, что я в этой роли безумно похожа на молодого Игоря Старыгина. Не
знаю, хорошо это или нет, но когда я шла по ленфильмовским коридорам в гриме, в
усах, длинном пальто и шляпе, девушки не на шутку на меня заглядывались. Если бы
еще не моя мелкая фактура... В этом сериале про Ниро Вульфа я долго и со вкусом душу
господина Жигунова - одного из главных героев и главного продюсера. Многие из
съемочной группы мне страшно завидовали.
- А в прошедшем недавно по Российскому каналу сериале «Небо и земля» вы
отважились сыграть, кажется впервые, возрастную роль. На самом деле, какие у вас
взаимоотношения с возрастом, и намерены ли вы в будущем бороться со старостью не
на жизнь, а на смерть, как многие нынешние актрисы?
- Это вы о пластической хирургии? Надеюсь, что я, в отличие от «голубых героинь»,
для которых молодость порой равнозначна понятию профессии, все-таки защищена
своим жанром. Знаете, когда я еще студенткой проступала на «Ленфильм», мне
пришлось заполнять уникальную анкету пунктов на сто, где значились вопросы типа
«участвовали ли вы в партизанском движении?». Так вот, на вопрос «Ваше амплуа» я,
не успев еще сыграть ни одной роли, решила ответить прикольно - «комические
старухи».И, в общем, не ошиблась: в нашем спектакле «Белая история» я играю Старую
Королеву , ну, очень старую - практически вечную. А прошлым летом мы были на
потрясающем моноспектакле «Мадам Маргарит», который играла Анни Жирардо. Вон
видите - снимок на стене: мы стоим рядом, и выглядим примерно одногодками, хотя лет
ей, мягко говоря, уже немало. Она не перетягивала себе лицо и перед выходом на
сцену, казалось, еле передвигала ноги, но на сцене произошло чудо - в ней было море
энергии и обаяния, какие не у всякого молодого сыщешь. Она едва ли не кульбиты
делала! Настоящий талант дороже гладкого личика.
- Наташа, вы именно тот человек, которого я смело могу спросить, что такое
стиль: оставаясь собой, без особой оглядки на глянцевые журналы, вы в любых, даже
непарадных обстоятельствах ухитряетесь выглядеть ультрасовременно.
- Для меня выглядеть модно - значит быть интересной для окружающих и чисто
визуально. Я думаю, это часть клоунской профессии. Клоун ведь придумывает не
головой, а спинным мозгом, мыслит, как ребенок- поэтому редко в своих придумках
ошибается. Это касается и одежды. В нашей работе жест, деталь - это все. По ним
зритель считывает не то что типаж - твое место в мироздании. Здесь форма и означает
содержание. Именно поэтому в кино для меня один из главных людей - это художник по
костюмам. Я точно знаю: если меня неправильно оденут, мне будет невыносимо трудно
играть. И это перешло в обыденную жизнь. Мне очень важен цвет - потому что это
эмоция, важна графика одежды. Но это пришло не сразу. Когда я еще училась у Славы
Полунина, мне было совершенно все равно, во что одеваться Я не комплексовала по
поводу того, что не все молодые люди оглядываются мне вслед, и носила бесформенные
папины свитера. Но с годами поумнела.