Детство
Детство Андрея Соколова прошло в Москве в небольшом деревянном домике. Андрей рос
бойким и всесторонне развитым мальчиком, занимался во всевозможных спортивных
секциях (на турнире «Золотая шайба» он был признан лучшим вратарём) и даже ходил в
музыкальную школу. В школе, с четвёртого по восьмой класс, Андрей Соколов
занимался бальными танцами. Со Светой Пахомовой, своей партнёршей, они были даже
призёрами Москвы. Но потом как-то за один год Андрей вырос сразу на 15 сантиметров и
из танцев пришлось уйти. Потом будущий актёр играл в хоккей в профессиональной
команде «Крылья Советов» и стал даже кандидатом в мастера спорта. Также плавал,
стрелял, ездил на машинах и, позднее, - прыгал с парашютом. Ещё с детства у Андрея
Соколова была мечта - стать актёром. Учась в школе, он не мог спокойно проходить
мимо театральных училищ: волновался, весь покрывался пятнами. Актёры казались
мальчику какими-то небожителями. Но тогда Андрей не был уверен, что сможет стать
артистом...
Институты
Отчасти из-за этой неуверенности, а может и из-за существовавшего в то время
мнения, что необходимо вначале получить в жизни твёрдую профессию, о чём Андрею
постоянно повторяли и родители, первую профессию будущий актёр получил в
Московском Авиационно-технологическом институте. Хотя где-то на втором или
третьем курсе он и хотел уйти из института, так как чувствовал, что занимается не
своим делом, обучение Андрей всё же закончил и получил диплом по специальности
«инженер-механик по производству летательных аппаратов из неметаллов». А кино?
Долгое время артисты казались Андрею некими небожителями. Сила духа, чтобы
собрать волю в кулак и попробовать поступить в театральный ВУЗ, у Соколова
появилась только после окончания МАТИ в 1986 году. Будущего актёра критично
поджимал возраст - в то время на актёрское отделение документы принимали только
до 24 лет. И Андрей Соколов рискнул: «Если есть шанс - попробую, чтобы потом не было
обидно, что я его не использовал...» Андрей успешно провернул авантюру, чтобы не
отрабатывать три года по распределению после окончания МАТИ, он подал документы в
Щукинское училище. Конкурс 286 человек на место, но... «Я его как будто и не заметил -
вспоминает Андрей, - такая пробивная энергетика была, мне казалось, стены могу
снести...» Поступил Андрей с первого раза.
Первый фильм
Первая значимая встреча с кинематографом состоялась у Андрея Соколова уже в 1987
году, и состоялась она согласно поговорке «Ищите женщину». Как-то студент второго
курса Щукинского училища поехал провожать на киностудию им. Горького девушку, где
в кулуарах и был замечен режиссёром В. Макаровым и был приглашён на пробы
кинокартины «
Она с метлой, он в чёрной шляпе». Пробы закончились
успехом для Андрея Соколова, а фильм стал дебютом не только для него, но также и
для Маши Евстигнеевой и Володи Преснякова. «Помню, когда картина вышла на экраны,
я отпросился у своего преподавателя Катина-Ярцева и пошёл в кинотеатр, где три
раза подряд смотрел фильм. Никогда не забыть это удивительное ощущение, когда
впервые увидел себя на экране. Казалось, время остановилось. Я вспоминал, как, где
и когда снимался тот или иной эпизод, чувствовал даже запахи на съёмочной
площадке, лица присутствующих на съёмках. Тогда я подумал, что действительно кино
— это великое таинство...» - вспоминает актёр Андрей Соколов.
«Маленькая
Вера»
В те далёкие времена, когда «секса у нас не было», на экраны вышел фильм Василия
Пичула «
Маленькая
Вера» и сразу приобрёл невероятную популярность. До сих пор о нём говорят как о
«приоткрывшем запретную тему». Андрей Соколов сыграл в нём главного героя -
Сергея - роль, которая сделала его по-настоящему знаменитым. Очень многих столь
резкие взлёты ослепляют, - это настоящее испытание в один момент проснуться даже
не просто звездой, а секс-символом огромной страны, но Андрею «повезло»... «Я
учился в Щукинском театральном училище, все сессии сдавал досрочно, работал,
подрабатывал - вёл кружок, уже снимался в другом фильме. Но если говорить серьёзно,
то фильм всё-таки назывался «
Маленькая
Вера», а не «Большой Сергей». Поэтому я отвожу себе в нём определённое место. Не
оттого, что умаляю свои заслуги. Просто мне больше удовольствия доставляет
работа, а не «послеработный отдых». И всегда, когда заканчивается работа, есть
странное ощущение, что это было в последний раз и будет ли ещё - неизвестно» -
вспоминает Андрей Соколов.
Вместе с Андреем Соколовым после выхода фильма «
Маленькая
Вера» взошла и звезда Натальи Негоды, исполнительницы главной женской роли.
Актёрскую профессию постоянно сопровождают слухи, и тогда не обошлось без них.
Одни рассказывали о романе между Андреем и Натальей, другие, наоборот, о натянутых
отношениях. Андрей утверждает, что это всё полная ерунда. Романа никакого не
завязалось, поскольку у них были совершенно разные компании, а отношения
складывались нормальные. Спустя год они ещё раз снялись вместе в трагикомедии
Василия Пичула «
В городе Сочи тёмные ночи».
Театр
В 1990 году, после окончания с красным дипломом театрального училища имени Б. В.
Щукина, актёр играл в театре имени Ленинского комсомола, театре имени Моссовета и
в театре «Луны». Визитной карточкой Андрея Соколова в театре можно считать роль
Александра Македонского в спектакле «Таис сияющая», ну и, конечно, стопроцентная
«визитная карточка» актёра - спектакль «Койка», поскольку он сам его и поставил.
Из других удачных театральных работ актёра: в «Ленкоме» спектакли «Варвар и
Еретик», «Две женщины», в театре «Луны» - «Диагноз: Эдит Пиаф». С 1999 года Андрей
Соколов занимает должность художественного руководителя театра «Монолог XXI
век».
Актёрские работы в 90-е годы
После успеха «Маленькой Веры» Андрею посыпались многочисленные предложения от
кинорежиссёров. Практически все они один в один повторяли скандально-популярный
фильм. Актёр, по его собственному мнению, мог легко «наклепать» большое
количество подобных ролей, но не стал этого делать - уже тогда он понимал, что надо
переходить на что-то другое. Андрей старался разнообразить предлагаемые ему
жанры, но уйти от устоявшегося амплуа было непросто. В криминальной драме Виктора
Сергеева «
Палач», снятом в традициях постперестроечной чернухи, он играл
благородного и жертвенного Андрея, в исторической картине Геннадия Васильева «
Царь
Иван Грозный» - князя Вяземского, в фильме ужасов Евгения Татарского «
Пьющие кровь» (по повести Алексея Толстого «Упырь») - отважного борца с
вампирами Руневского, в мистико-фантастической комедии Эльдара Рязанова «
Предсказание» Олега Горюнова-младшего.
Со второй половины 90-х количество экранных работ Андрея Соколова резко упало, что,
в первую очередь, связано с кризисом российского кино. Но именно в этот период ему
удалось несколько отстраниться от амплуа благородного героя-любовника, а в
некоторых картинах и спародировать его. Так, в драме Владимира Мотыля «
Несут меня кони» (по повести Чехова «Дуэль»), актёр сыграл современный
вариант Ивана Лаевского. Его Иван Лешков - форменный плейбой, избалованный сын
родителей-дипломатов, уже в молодые годы перепробовавший женщин всех цветов кожи,
ныне уныло влачит опостылевшие любовные узы. Не задумываясь, он уводит от мужа
красивую женщину, после чего, разлюбив, готов бросить её на произвол судьбы,
утверждая: «Да не стоит у меня на неё!» И лишь в финале фильма мы видим чудесное
перерождение казалось бы, законченного подлеца в привычного нам благородного
героя.
Режиссёр
Как ни странно, профессия режиссёра также манила Андрея Соколова, ведь она
совершенно отличается от актёрской, и ему очень хотелось овладеть ею
профессионально. И в 1997 году сбылась ещё одна мечта Андрея - он окончил высшие
курсы режиссёров и сценаристов: «Режиссура насколько сложна, настолько и
интересна. Это абсолютно разные профессии. Когда я стал заниматься режиссурой, то
стал самым послушным актёром, хотя сам раньше считал, что всё должно
подстраиваться под актёра. Теперь я стал терпимее к режиссёрам и отношусь к их
профессии с огромным уважением. Это более многослойный труд, нежели актёрский».
После окончания режиссёрских курсов Андрей Соколов поставил спектакль «Койка»
по современной пьесе, хотя, по всеобщему мнению, для режиссёрского дебюта проще
было бы выбрать что-нибудь из классики. Но в природе Андрея - всё начинать с
чистого листа, поэтому, когда ему принесли современную, острую, необычную пьесу по
сценарию Андрея Яхонтова, Андрей даже не сомневался. В 2007 году Андрей Соколов
приступил к съёмкам своей дебютной кинокартины под названием «
Артефакт», главные
роли в которой сыграли Анастасия Заворотнюк, Александр Лазарев-младший и Валерий
Николаев. «Главный мотив фильма - движение, - рассказывает Андрей Соколов, - во
времени, в пространстве. В чувствах. Постепенно герои осознают, что их путешествие
проходит одновременно в двух пространствах. Реальность перетекает в миры
фантазий - артефакт. Словом, сюжет «с тараканами». Мне это нравится».
Хобби
Жизнь, по мнению актёра, должна быть многогранной: «В чём тогда смысл всей работы,
если бы у меня не было возможности отдыхать? Порой наша профессия занимает
большую часть жизни, но та, оставшаяся часть менее интересной не становится, и
надо уметь заполнять её. По тому, как работают, людей проверять не надо - все
работают с удовольствием, если дело интересное. А вот как они отдыхают...» Ещё на
БАМе, в студенческие годы, Андрей Соколов пристрастился к охоте, охотился на уток,
лосей, кабанов... Бывали и смешные истории: «Как-то мы с товарищем после неудачной
охоты собрали ружья, и пошли к деревне. Видим — на поляне сидит огромный заяц. Мы
прицелились, бросили в него камень, чтобы не убивать сидячего. И вдруг этот заяц
подпрыгнул на всех четырёх лапах и с воплем «мяу!» убежал в деревню». Помимо охоты
актёр любит рыбалку и лыжи, а можно просто полежать и поплевать в потолок или
сесть в машину и уехать в другой город. Ведь жизнь прекрасна! - этому нас учит
великий оптимист - актёр и режиссёр Андрей Соколов и все его кино-герои, - всегда
приятные, интеллигентные, добрые, мужественные люди.