Испанский режиссер Хулио Медем с легкостью тореадора управляется с горячими
психологическими экзерсисами, пылкой нагой фактурой, неприступными пейзажами
райской красоты, квазифилософскими и мистическими сюжетами. За ним укрепилась
репутация мастера широкого профиля, которому по плечу пасторальные поэмы,
остросюжетные мистерии, знойные мелодрамы. При этом кино Медема существует
несколько над жанром - привкус его историй неизменно отдаёт ароматом магического
реализма и сытной фабульности.
Он родился в Сан-Себастьяне 21 октября 1958 года. По отцовской линии в нём течёт
валенсийская и германская кровь, предки по материнской линии жили во Франции и
испанской половине Страны Басков. Юный Медем получил первый опыт самостоятельных
съёмок ещё в отроческие годы - отец снимал на 8-мм камеру семейные праздники. К
моменту полнометражного дебюта за плечами режиссера был опыт ведения
киноколонки и актив из нескольких короткометражных лент, отмеченных бодрыми
отзывами локальной критики.
В 1985 году он окончил Университет Страны Басков, где изучал медицину и общую
хирургию. Еще будучи студентом, Медем сотрудничал с ежедневной баскской газетой,
где вел колонку о кино, он также выступал автором и соавтором ряда статей о кино и
телевидении, опубликованных в других изданиях, в том числе в «Cinema 2002». В 1975 году
Хулио Медем начал снимать экспериментальные фильмы на камеру «Super-8», и
результатом стал ряд короткометражек. В 1985 году кинематографист начал снимать
короткометражные ленты на 35-миллиметровую камерой, а в 1991 году состоялся его
полнометражный дебют, он поставил фильм «
Коровы», демонстрировавшийся
впоследствии на кинофестивалях в Токио, Турине и Александрии.
Дебютная работа
Коровы (1991) до сих пор остается непревзойденным произведением в
биографии испанца. История про вражду двух баскских семей получилась
одновременно изысканной и простой, барочной и фольклорной. Горячие отношения
трёх поколений двух соседских кланов вернее всего было ожидать в
социально-политическом аспекте, но дебютант делает почти невозможное, предлагая
кино забытого ныне романного размаха (новеллистская структура была выражена ещё
и делением фильма на главы). Медем вступает в мир большого кино уверенной
поступью. Он не опускается до морализаторства, а поддерживает чудесный миф об
идиллическом крае Гипускоа, нетронутая природа которого уподоблена столь же
первозданным человеческим отношениям. Автор показывает быт и войну зрением
коровы, в зеленом зрачке которой, растиражированным на постерах к фильму,
отражаются любовь и ненависть, добродетели и пороки, жизнь и смерть божьих тварей.
Отстранённый подход делает кинотекст не просто историческим романом, но и
попыткой прикоснуться к абсолюту, который не ведает мира и войн, костра амбиций и
бытовых дрязг. Автор Коров сразу был причислен к сонму знатных киноиспанцев
(Эрисе, Саура, Берланга), чьи фильмы содержат мысль и изобразительную свободу,
отмечены широким дыханием. Тем не менее, Коров проморгали все крупные отборщики -
фильм прошёлся по фестивалям второго эшелона (Токио, Турин, Монреаль, Москва),
получив восторженную прессу и главные призы; на родине Медем удостоился "Гойи" как
лучший дебютант.
Через год Каннский фестиваль призвал Медема и поощрил 35-тилетнего режиссёра
"Призом юности" за мистическую историю
Рыжая белка (1993).
Второй фильм - о запутанных лирических отношениях с сексуальным влечением,
бременем памяти и взбрыком гендерной темы - дал понять, что певцам
темпераментного кино, таким, как Педро Альмодовар и Бигас Луна, придётся
потесниться. Медем проявил себя иначе, нежели в Коровах, акцентируя внимание на
оттенках чувств и таинственной подоплеке романа девушки, потерявшей память в
автокатастрофе, и случайного очевидца происшествия, который использовал травму,
чтобы навязаться ей в любовники. Кажется, что герои заигрывают не столько друг с
другом, сколько со зрителем - динамика сюжета и стихийность событий удачно
сочеталась с европейской рефлексией о проблемах взаимопонимания.
Режиссер и продюсер короткометражек на 35 мм:
«Лапы на голове» (Patas en la Cabeza)(1985), Большая Премия баскского кино, Фестиваль в
Бильбао
«Ровно шесть» (Las seis en punta) (1987), Премия Теленорте лучшему короткометражному
испанскому фильму, Фестиваль в Бальбао
Помощник режиссера и монтажер копии полнометражного фильма (драматический
документальный фильм), «Хроника Второй Карлистской войны» (Cronica da la II Guerra Carlista),
Хосе Мария Тудури.
Элиас Керехета и TVE явились продюсерами короткометражного фильма на 35 мм «Мартин»
(Martin) (1988), шестой части серии работ молодых кинорежиссеров, «Семь следов, семь» (Siete
huellas, siete).
В 1989 был режиссером короткометражного фильма с педагогическими целями «Баскский
ежедневник» (El Diario Vasco).
В 1992 состоялась премьера первого полнометражного фильма на 35 мм:
Коровы (Vacas) - фильм был
сразу же замечен европейскими критиками и получил множество призов на
европейских кинофестивалях. Хулио Медем получил премию «Гойя» за лучший
режиссерский дебют.
В 1993 году состоялась премьера второго полнометражного фильма режиссера «Красная
белка» (La Ardilla Roja). Этот фильм был так же благосклонно воспринят критиками и
отмечен многочисленными призами европейских кинофествалей.
В 1994, совместная работа с Икаром Боллаин по созданию сценария к его первому
полнометражному фильму, «
Привет, ты
одна?» (Hola, estas sola?)
В том же году Медем выступил продюсером видео-клипа Антонио Вега «Oceano de Sol»
В 1996 состоялась премьера третьего фильма Медема «
Земля» (Tierra). Этот фильм вошел в
конкурсную программу Каннского кинофестиваля 1996 года, был отмечен призами
европейских кинофестивалей.
В 1998 году вышел в свет четвертый полнометражный фильм «Любовники Полярного
круга». Этот фильм стал участником международных кинофестивалей, таких как
Санденс, Венецианский кинофестиваль, кинофестиваль Нуса в Австралии и многих
других, был отмечен премией «Гойя». Получил премию «Еl mundo» Баскского кино 1999 в
категориях лучший фильм, лучший режиссер, лучшая женская роль (Нахва Нимри).