Число картин в активе Джеймса Каана перевалило за сотню, а его персона по-прежнему
ассоциируется у публики преимущественно с одной-единственной ролью - и даже не
главной! Образ Сонни Корлеоне оказался, вне всякого сомнения, редкостной удачей,
выведшей актёра в число ведущих кумиров Голливуда 1970-х годов, да и последующих
десятилетий, благо что любовь зрителей к «Крёстному отцу» нисколько не ослабла. В
качестве курьёза можно вспомнить факт присвоения Каану звания «Итальянца года»,
по поводу чего он, кстати, высказался с иронией - в том духе, что вообще-то является
евреем и обязательно отказался бы от участия в конкурсе, если б только позволили.
Но образ стал и своеобразным проклятием, поскольку все последующие работы
Джеймса поневоле провоцировали вполне определённые сравнения.
Итак, Джеймс Эдмунд Каан, сын Артура и Софи, появился на свет 26-го марта 1940-го1 в
Бронксе, одном из районов Нью-Йорка. Природа не обделила его физической статью - и
в Мичиганском государственном университете, где будущий артист изучал экономику,
он успешно играл за местную футбольную команду. Кроме того, в молодости у Джеймса
были достижения в родео и... каратэ, свидетельством чему послужил чёрный пояс.
Поневоле удивишься, что Каан почти не использовал это2 в кинематографической
карьере, если вспомнить, какая мода возникла на восточные единоборства на рубеже
1960-70-х!
Видимо, здесь было дело принципа: Джеймс Каан предпочёл штурмовать экран,
опираясь исключительно на актёрское мастерство. Дебют на ТВ состоялся в 1961-м, в
сериале «Обнажённый город», а на большом экране - в популярном фарсе «Нежная
Ирма». Яркий типаж позволил ему отметиться в изрядном количестве телевизионных
циклов («Дорога 66», «
Бен Кэйси» и т.д.), однако о
первых признаках известности заговорили после картины «
Красная линия
7000». А особенно - в связи с вестерном «
Эльдорадо», где Каан
отметился вместе с легендарными Джоном Уэйном и Робертом Митчумом. И всё-таки
крупным достижением стала лишь трогательная человеческая драма Фрэнсиса Копполы
«
Люди дождя», в которой Джеймс проникновенно изобразил Джимми
Килгэннона по прозвищу «Убийца» - умственно отсталого парня, отличного игрока в
американский футбол.
Пожалуй, это был первый случай, когда Джеймсу Каану удалось добиться
психологической глубины в постижении чужой трагедии. Недаром следом ему
предложили ведущую (в телефильме «Песнь Брайана») партию спортсмена Брайана
Пикколо, медленно умирающего от рака. Но ещё важнее оказалось, несомненно,
установление тесных дружеских связей с Копполой. Некоторое время он даже был
претендентом на роль самого Майкла - в противовес кандидатам, навязывавшимся
студией Paramount Pictures. Приход Аля Пачино расставил всё по своим местам, и Каан
оказался без преувеличения идеален в обличии Сонни, импульсивного и жестокого
сына Дона Корлеоне, так и не ставшего крёстным отцом мафиозной семьи. Эпизод,
когда он избивает крышкой от мусорного бака мужа сестры, поклонники запомнили
особо!
Триумф «Крёстного отца», а также продолжения, где Джеймс Каан появился во
«флэшбеках», одарил актёра армией почитателей - и режиссёры стали делать
предложения одно заманчивее другого. Начался подлинный расцвет его карьеры. Едва
ли кто будет спорить с тем, что такие юмористические произведения, как «Фриби и
«Боб» и «
Гарри и Уолтер едут в Нью-Йорк» свежо и весело
смотрятся по сей день. Не многие рискнут утверждать и то, что устарели
захватывающие боевики «
Элита убийц» и «
Роллербол» (кстати, бездарно переснятый четверть века спустя). Не
затерялся Джеймс на фоне прочих кумиров в мощном военном фильме «На один мост
дальше». Неплохим оказалось сотрудничество и с французским режиссёром Клодом
Лелушем.
К сожалению, в следующем десятилетии знаменитость ожидал определённый спад, как
будто пришлось капитулировать, разочаровавшись в приятии аудиторией двух
дорогих для себя проектов: дебютной постановки «Спрятаться на самом виду» и
криминальной драмы «
Вор». Единственной заметной картиной за это время оказался
фантастический полицейский детектив «Нация пришельцев». Зазвучали даже
высказывания о закате «звезды» - впрочем, преждевременные.
Восстановление пошатнувшегося реноме произошло в 1990-м, когда Роб Райнер «увидел»
Джеймса Канна в облачении писателя Пола Шелдона, оказавшегося заложником
собственной почитательницы (Кэйти Бейтс), явно психически неуравновешенной.
Яркое, незабываемое исполнение!... Тем удивительнее, что в дальнейшем Джеймс Каан
словно сторонился главных ролей, которые действительно не приносили
коммерческого успеха: вспомним хотя бы музыкальную драму «За парней» или
детектив в духе Джека Лондона «
Северная
звезда». Зато в его лице «фабрика грёз» получила превосходного исполнителя со
второго плана, чей колорит резко усиливает харизму основной «звезды».
Думаю, пояснять, что имеется в виду, излишне. Неужели не придало Дику Трейси в
исполнении Уоррена Битти благородства именно присутствие соперников, включая
каановского Спалдони? А коварство богача Томми Кормана разве не прибавило
романтического шарма истории «медового месяца в Вегасе»? А шварценеггеровский
«стиратель» не обрёл достойного соперника в лице нечистого на руку
высокопоставленного коллеги?.. Я уже не говорю про выразительные образы
влиятельных гангстеров, которые Каану вообще даются элементарно, идёт ли речь о
легковесных комедиях («
Пуленепробиваемый», «
Голубоглазый Микки») или... экзистенциальной притче, как в случае с
«Догвиллем» Ларса фон Триера.
Словом, дело Джеймса Каана живёт. К тому же, новое поколение зрителей успело
запомнить престарелого кумира по телесериалу «
Лас Вегас», а также -
отметило его сына Скотта , сотрудничавшего, в свою очередь, с молодыми
представителями семейства Копполы. Наверное, фраза «мафия бессмертна» - как раз
про таких артистов, как Джеймс!
Смерть
Джеймс Каан скончался 6 июля 2022 года в Лос-Анджелесе на 83-м году жизни.