Гаспар Ноэ - французский режиссер так называемой «новой экстремистской волны».
Почему «экстремистской», догадаться не сложно. Он один из тех режиссеров, для
которых не существует слово «табу». Картины Ноэ отличаются обилием насилия,
сексуальных извращений и смерти, что не мешает им, несмотря на это, получать
престижные кинонаграды и хвалебные отзывы критиков. Все дело в том, что режиссер
всего лишь пытается понять природу человеческих поступков и найти место человека
в этом мире.
Гаспар Ноэ появился на свет в Буэнос-Айресе 27 декабря 1963 года. Его отец, Луис
Фелипе Ноэ, был известным художником, а мать занимала должность социального
работника. Когда Гаспару исполнилось два года, семья переехала в Нью-Йорк, однако
через пять лет вновь вернулась на родину.
В двенадцатилетнем возрасте Гаспар с родителями переехал на постоянное место
жительство в Париж, где после окончания школы поступил в Национальную киношколу.
Здесь Ноэ изучал фотографию и кинематограф, а затем продолжил образование в
Университете Парижа на факультете философии. Несмотря на то, что Гаспар изучал
философию в одном из престижнейших вузов страны, свою жизнь он решил связать
именно с кино.
Свой путь в кинематографе Гаспар Ноэ начинал в качестве ассистента режиссера
Пино Соланаса, который работал в то время над фильмом «
Танго, Гардель в изгнании». На съемках этой картины он
познакомился с актрисой Люсиль Хадзихалилович, своей будущей женой.
Вскоре Ноэ снял свою первую короткометражную работу «Тингарелла ди Луна», а в 1988
году опять помогал Соланасу в постановке фильма «Юг».
Дебютом молодого режиссера можно считать короткометражную картину «
Падаль» (1991),
которая, к удивлению многих, приняла участие в ряде программ Каннского
кинофестиваля и получила положительные отзывы критиков. Удачный дебют вдохновил
Ноэ, но на свой следующий проект он попросту не нашел средств.
Долгое время Гаспар Ноэ занимался созданием клипов и даже пробовал себя в
качестве редактора канала Canal+, пока в 1998 году не вышла полнометражная картина «
Один
против всех». Фильм является продолжением короткометражной работы режиссера и
рассказывает о дальнейшей судьбе мясника, который в фильме «
Падаль» мстил насильникам
его дочери. Картина участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля, где
удостоилась премии «Mercedes-Benz Award», а также получила награду французских
журналистов.
Скандальная известность
Гаспар Ноэ заявил о себе на весь мир в 2002 году, когда в Каннах прошла премьера его
фильма «
Необратимость». Картина, главные роли в которой исполнили такие звезды,
как Венсан Кассель и Моника Беллуччи, представляла собой нарезку из тринадцати
эпизодов, смонтированных в обратном порядке. Шоковое состояние у зрителей
вызвали две сцены: невероятно жесткая, 9-минутная (!) сцена изнасилования главной
героини и эпизод убийства одного из клиентов гей-клуба. Во время просмотра фильма
20 человек упали в обморок, а 250 вышли из зала, так и не досмотрев его до конца. Один
из технических работников кинотеатра заявил, что не помнит такого за 25 лет своей
работы.
Те, кто досмотрел картину до конца, аплодировали ей стоя. «
Необратимость» с триумфом прошла по европейским кинофестивалям и
наделала много шума. Гаспар Ноэ, который в миг стал известным, не стал
оправдываться за свою работу, заявив, что те, кто видел настоящее убийство, поймут
фильм. По словам режиссера, смерть зачастую не бывает такой быстрой, как это
показывают голливудские фильмы. В реальной жизни отнять жизнь человека очень
трудно. Это Ноэ и хотел показать в длительной и жестокой сцене убийства
огнетушителем.
Считается, что еще одной причиной, по которой публика так восприняла фильм, стало
его звуковое сопровождение. Дело в том, что начальные эпизоды «Необратимости»
оформлены низкочастотным звуком, который, как выяснилось, вызывает у людей
беспокойство, головокружение и легкую тошноту. Возможно, режиссер специально
добивался такого эффекта.
В 2006 году Гаспар Ноэ снял документальную картину об эпидемии СПИДа в Буркина-Фасо.
Фильм вышел в рамках проекта «8», который объединил силы восьми режиссеров, чтобы
привлечь внимание общества к проблемам тысячелетия.
Следующим полнометражным фильмом Ноэ стала психоделическая драма «
Вход в пустоту» (2009), рассказывающая о странствиях между жизнью и
смертью. Фильм повествует о галлюциногенных видениях наркоторговца и его сестре,
работающей ночной танцовщицей, и является по сути попыткой осмысления реальности
художественными средствами. Несколько раз в поле зрения камеры попадает
Тибетская книга мертвых (которую читает главный герой), что тоже очень
символично.
Фильм был показан на Каннском кинофестивале, где вызвал бурную реакцию, в
частности из-за откровенных сексуальных сцен. По словам Гаспара Ноэ, он шел к этой
картине давно. Идея снять кино о загробной жизни пришла к режиссеру еще в юности,
когда он прочел книгу Реймонда Муди «Жизнь после жизни». Затем, когда начал
формироваться его стиль, он понял, что картину нужно снимать от первого лица. По
словам Ноэ, в этом его убедили два фильма: «Lady in the Lake» режиссера Роберта
Монтгомери и «Странные дни» Кэтрин Бигелоу. Сценарий писался на протяжении
пятнадцати лет и постоянно видоизменялся. В конце концов он стал более эйфорийным
и абстрактным. Также Гаспар Ноэ заявил, что «
Необратимость» была предварительной попыткой перед реализацией его
главного замысла.
На данный момент это последняя полнометражная работа режиссера. В 2012 году вышла
картина «Семь дней в Гаване», которая стала совместным проектом семи режиссеров.
Один из эпизодов фильма снял Гаспар Ноэ. По его словам, в обозримом будущем он
планирует заняться документальным кино, а также снять эротическую картину в
формате 3D. Возможно, скоро своей очередной работой Гаспар Ноэ вновь шокирует
публику, предоставив ей на суд новые грани человеческой жестокости.