Персоны кино:

Рената Литвинова

Искать раздачи: Рената Литвинова
Рената Литвинова

Рената Литвинова

Рената Литвинова

Рената Литвинова

72

Краткая биография


Имя: Рената Муратовна Литвинова
Дата рождения: 12 января, 1967 | козерог
Место рождения: Москва, СССР
Карьера: Актриса, сценарист, режиссер, продюсер
Жанр:драма,комедия,криминал
Рост: 1.72 м
Супруг: Леонид Добровский (развод, один ребенок), Александр Антипов (развод)



Биография


Детство

Она родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Отец давно умер, а мама, Алиса Михайловна, до сих пор работает хирургом. Назвали Ренату в честь дяди. Правда, татарский дядя был Ринат.

Отец не жил с ними. Рената говорит, что он был очень красивым мужчиной. "Когда ко мне приходили какие-нибудь подружки, я вешала в прихожей или мужскую кепку, или пальто, чтобы они думали, что у меня есть отец".

Мама Ренаты обожала кино. Она все время ходила на вечерние сеансы и, разумеется, брала с собой дочку. Взрослые фильмы были скучны для Ренаты, и мама носила для нее большой пакет с яблоками. Так Рената и сидела в кинозале, хрустя яблоками.

Мамина киномания передалась Ренате. Она признается, что может смотреть кино с утра до вечера. "Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком".

Про школьное детство Рената очень не любит вспоминать. "От него у меня воспоминания некоей беспросветности, детского одиночества. Я всегда торопилась домой. Подальше от всех этих учительниц и учеников".

Дома Рената читала все подряд. Больше всего любила Гоголя. Еще у мамы была Большая медицинская энциклопедия. "Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например "Шизофренический бред"... Вот все это я обожала изучать".

ВГИК

В десятом классе Рената решила поступать на сценарный факультет ВГИКа. Во-первых, потому, что она, как уже было сказано, любила кино, во-вторых, потому, что сама уже пробовала писать, а в-третьих, потому, что институт был рядом с домом. Она принесла во ВГИК свои рассказы. Сейчас сама Рената называет их "очень странными".

На экзаменах присутствовал знаменитый сценарист Евгений Габрилович. Рената ему очень понравилась. Рената поступила. С первого раза.
На курсе оказались дети очень известных родителей. В институте кинематографии вообще случайных людей вроде Ренаты почти не бывает. С ней, например, учились Роман Качанов, сын режиссера-мультипликатора, и Аркадий Высоцкий, сын понятно кого. (Первый потом прославится сценарием фильма "ДМБ", а второй отойдет от кино.)

Одним из руководителей курса был Исай Константинович Кузнецов (он, в частности, написал сценарий чудного советского блок-бастера "Москва-Кассиопея"). "Рената была красавица, - вспоминает Кузнецов. - Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться".

Кузнецов говорит, что Рената тогда была довольно резка в суждениях. Как-то обсуждалась чья-то не очень удачная работа. Все обстоятельно высказывались. Спросили мнение Ренаты. "А зачем это вообще обсуждать?" - пожала она плечами.

Сейчас она подчеркнуто корректна. Даже когда раздражена. Она, например, наотрез отказывается говорить, чей же фильм "раскритиковала" молотком.

В ту пору известный режиссер Сергей Соловьев вел во ВГИКе казахскую мастерскую. "Рената все время ходила к нам, - вспоминает Соловьев. - Потом она показала то, что пишет. Мне чрезвычайно это понравилось. Рената - выдающийся прозаик. Если говорить о своеобразии личности, своеобразии манер - это все менее ярко, чем своеобразие ее прозы. Я стал ее подзуживать, чтобы она скорей писала что-нибудь для реального кино".

Дипломный сценарий Ренаты назывался "Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.". Рецензент оценил его весьма негативно. Даже пришлось переписывать. На защите кто-то из мэтров спросил Ренату: - А вы вообще умеете говорить по-русски?

Стажировку Рената проходила в объединении Сергея Соловьева "Круг". - Я наткнулся на ее сценарий "Нелюбовь", - говорит Соловьев. - Он меня совершенно поразил. И первое, что я запустил в нашем объединении, - Рустама Хамдамова с "Анной Карамазофф" и Валерия Рубинчика с "Нелюбовью". Кино началось.

Первая известность

В кинобогеме Рената сразу произвела впечатление. А ведь чего там только не видели! Уже в начале 90-х про нее стали писать влюбленные журналисты. Хотя ничего такого особенного она еще не сделала. Собственно, Рената Литвинова - сама по себе явление.

Она стала модным персонажем. Не надо путать это со всенародной популярностью, до которой еще было далеко. Пока известность Ренаты ограничивалась узким кругом мастеров искусства и журналистов.

Рената написала сценарий для фильма "Трактористы-2". Проект тоже обещал быть модным, но, строго говоря, провалился. Хотя Рената до сих пор повторяет. Что его создатели, братья Алейниковы, очень талантливые люди.

Клипмейкер Юрий Грымов, который и себя считает законодателем мод и не может пропустить мимо ни одну модную штучку, где-то нашел и прочитал повесть Литвиновой "Третий путь". В ней Грымов увидел свой путь в большое кино. Произведение Грымов назвал "Мужские откровения" и огорошил всех рекламной компанией короткометражки. Но фильм вышел откровенно неудачным. Быть может, потому, что сценарий писал Грымов сам, причем даже вставил туда несколько своих сцен. Впрочем, про "Откровения" быстро забыли. А про Литвинову - нет.

Режиссер Кира Муратова еще в конце 80-х прочитала в альманахе "Киносценарии" ту самую дипломную работу Ренаты "Принципиальный и жалостливый взгляд". Ей так понравилось, что она даже хотела снять по нему картину. Этого не случилось, зато на одном из кинофестивалей Кира Георгиевна Муратова встретила Ренату Литвинову. - Как раз в тот момент, когда мы знакомились, - говорит Рената, - начался праздничный салют и было ничего не слышно, потом мы договорились встретится в баре. После нашего разговора она сказала: "Вы нам очень понравились". Она была с мужем. Помню, меня поразила такая формулировка.

Кино[/b]

Однажды рано утром Ренату Литвинову разбудил телефонный звонок. Это была Муратова. Она предложила прийти к ней на кинопробы. "Да, конечно", - ответила Рената, на случайной бумажке записала телефоны Муратовой и снова заснула.

Когда Рената проснулась, подумала: "Что за сон мне приснился? Будто Муратова позвала сниматься". Но тут на бумажке она увидела номера муратовских телефонов.

Рената пришла на пробы, но на роль не очень подошла. А Муратова никак не хотела расставаться с Ренатой и предложила разделить одну роль на двоих. То есть ходят две подружки и говорят одни и те же слова. Рената возразила: "Зачем мне чужие слова? Я могу свои написать". Так появился новый персонаж - странная медсестра. Со своими странными монологами.

- Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать самой Кире Муратовой - это было невозможно.

Потом специально для Муратовой Рената написала несколько, как она сама выражается, "криминальных новелл". Муратова выбрала из них одну - "Офелия, невинно утонувшая". (Из-за нее в Ренате и стали подозревать маньяка.) Добавив еще две (других сценаристов), Муратова сделала фильм "Три истории". Так Литвинова, невинно ужаснувшая, попала в историю. Историю кино.

Режиссер Валерий Тодоровский прочитал повесть Ренаты "Обладать и принадлежать" про двух девушек, одна из которых глухая. Он захотел сделать по ней фильм. Однако сценарий написал почему-то в соавторстве с другим человеком, а не с Ренатой Литвиновой.

Фильм "Страна глухих" стал вполне успешным. Собственно, единственное, что сценаристы не тронули в литвиновской прозе, - образ глухонемой по имени Яя. Строго говоря, на ней-то (отдельный поклон Дине Корзун) и держится картина.

- Рената недовольна тем, что поставили по ее вещам. Ну и правильно, - рассуждает Сергей Соловьев. - Я ей давно говорил: ты всегда будешь недовольна, потому что то, что ты пишешь, должна ставить сама. Давай приходи, я тебя запущу с чем угодно. Просто под свой страх и риск. Она говорила: "Да-да-да, я приду и напишу". Но пока не пришла.

Телевидение[/b]

Рената все чаще стала появляться на экране телевизоров. Телевизионщики - существа расчетливые. Они точно знают, что если в кадре что-то будет говорить Литвинова, люди канал не переключат. Могут костерить эту "блондинку жеманную", но все равно будут смотреть.

Не случайно амбициозный Леонид Парфенов, затевая на НТВ свой долгий проект по сверхновейшей истории, в качестве одного из комментаторов пригласил Ренату. На фоне лысых мужчин вроде Гайдара и Караганова наша героиня с ярко накрашенными губами смотрелась эффектно. Но некоторые журналисты считают, что Рената выглядела несколько комично. Многим зрителям не понравились ее манерные интонации, маукающий голос и ломкая пластика.

Реклама[/b]

Рената успела сняться даже в рекламе - колготки рекламировала. - Только по материальным соображениям, - объясняет она. - Деньги тогда были для меня острой проблемой.

Между прочим, впервые она снялась в рекламе еще в девятом классе. Кто-то решил, что с ее тогдашней ангельской внешностью хорошо будут сочетаться драгоценности. Их она и рекламировала. Получила за съемку гонорар - двадцать рублей. А потом одна подружка, которая очень хотела стать манекенщицей, упрасила Ренату пойти с ней на просмотр в Дом моделей на Кузнецком мосту. Рената за компанию прошлась по подиуму. Подружку не взяли, а Ренату попросили остаться. Но она уже поступила во ВГИК, и ей было не до показов.

Тимофеевский припомнил эпизод, как подруга-дизайнер попросила его с Ренатой участвовать в показе новой коллекции. - Мне пришлось переодеваться в ними в одной комнате, - говорит Тимофеевский. - И я удивился, насколько у моделей некрасивые по сравнению с Ренатой фигуры.

"Граница. Таежный роман"

Пожалуй, настоящая, народная слава пришла к ней после сериала Александра Митты "Граница. Таежный роман". Рената сыграла гарнизонного медработника, но роль эта, по признанию Митты, не писалась специально под Литвинову. Пробовались несколько актрис.

Рената была очень послушной на площадке. Митта не мог на нее нарадоваться. В июне 2002 вместе с фильмом Литвинова была удостоена Государственной премии РФ. - Больше я не буду ни одного фильма снимать без нее, - говорит Александр Митта. - У Ренаты есть шанс стать международной "звездой".

Многие считают, что Литвинова играет в картинах саму себя. Соловьев на это усмехается, - Рената сильная и таинственная женщина. И этой тайной она не намерена ни с кем делиться. И уж тем более играть себя в чужих фильмах. Рената использует своеобразие собственной личности. Очень расчетливо, очень умно, очень дозировано, и в каждой картине по-разному.

Личная жизнь[/b]

Она старательно избегает разговоров о личной жизни. Про первого мужа, кинопродюсера, никогда не позволяет себе никаких высказываний.
Второй муж Ренаты к кино отношения не имеет. На все вопросы Рената отвечает лукаво: "Он просит говорить, что он инженер". Но совершенно очевидно, что инженер не подарил бы жене огромный черный "мерседес". (Сотрудников ГИБДД просим не беспокоиться: Ренату возит шофер.) Летом 2001 у них родилась дочь Ульяна.

Еще она покупает старые лампы ("Я их просто люблю") и уверяет, что видит вещие сны про людей ("Зачем мне эти файлы присылают?").
- Но как человек большого кино, она еще даже не начинала, - говорит Соловьев. - Рената человек авторского кино. И сколько бы она ни тусовалась с новыми русскими, она никогда в жизни не будет делать блок-бастеры.

У нее есть цикл рассказов о собственной бабушке. Это грандиозная сценарная проза, которая по-настоящему может быть реализована только в кино. Потенциал ее таланта пока вообще не использован.

Как ни странно, у Ренаты пока не вышло ни одной книги. - Ой, это очень серьезно, - вздыхает она. - К этому надо несколько лет готовиться. Это будет моя третья жизнь. Или какая там?

В 2006 году Рената Литвинова развелась со своим мужем Леонидом Добровским, и только год спустя ее мама в откровенном интервью поведала, что бывший супруг кидался на Ренату с ножом и пытался ее задушить.

В семье все было относительно благополучно до тех пор, пока в прессе не стали появляться сообщения о тесной дружбе Ренаты и Земфиры Рамазановой. У господина Домбровского, который и без того не мог похвастаться уравновешенным характером, стали учащаться приступы неконтролируемой агрессии. Шумиха и сплетни вокруг его жены и «Девочки-скандала» доводили его до бешенства. Он стал до крайности вспыльчивым, раздражительным, повышал голос и во время скандалов оскорблял свою звездную супругу нецензурными эпитетами.
После очередного изматывающего душу разговора, Рената заявила своему мужу, что уходит от него. По словам Алисы Михайловны (мамы Ренаты), ночью Литвинова проснулась от жуткого грохота и матерных криков. В комнату ворвался Добровский.

После той страшной ночи актриса ушла от мужа к своей подруге и подала на развод. В Тверском суде рассмотрение дела долгое время откладывалось и переносилось. Домбровский нанял сразу несколько адвокатов и приложил все силы, чтобы Литвинову лишили родительских прав. Однако суд все-таки постановил оставить ребенка с матерью.



Фильмография


2018 На Париж
2017 Как достать соседа
2017 Faberlic: Эликсир молодости (короткометражный)
2016 Ну, простите! (короткометражный)
2016 Как Большие (короткометражный) ... Полина
2016 Сны Иосифа (короткометражный)
2016 День моей смерти (короткометражный)
2016 Петербург. Только по любви ... Маргарита
2015 Про любовь ... лектор
2015 Лестница Родченко (короткометражный)
2015 Случай в Мадриде с госпожой К (короткометражный) ... Госпожа К.
2014 Уходящая (короткометражный)
2014 Гена-Бетон ... редактор газеты «Наш криминал»
2013 Волшебный кубок Роррима Бо 3D ... старшая вожатая
2013 Девушка с коробкой (короткометражный)
2012 Вечное возвращение ... Женщина
2012 Последняя сказка Риты ... Таня
2012 Девушка и смерть ... Нина
2011 Сердца бумеранг ... волшебница
2011 Generation П ... Алла
2011 Внимательно смотрите сны (короткометражный)
2010 Бриллианты (короткометражный) ... женщина с большим носом
2009 Красная шапочка / Червона Шапочка (ТВ)
2009 Золотое сечение ... хозяйка фотостудии
2009 Весельчаки ... Евгения
2009 Отдамся в хорошие руки ... мама
2009 Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка» (ТВ) ... Шарлотта
2008 Мелодия для шарманки ... "Киса"
2007 Жестокость ... Зоя
2007 Два в одном ... Алиса
2006 Мне не больно ... Тата
2006 9 месяцев (мини-сериал)
2006 Жесть ... жена обнаженного мужчины
2005 Вокальные параллели / Vokaldy paralelder
2005 Жмурки ... секретарша Катя, официантка
2004 Диверсант (мини-сериал)
2004 Чемоданы Тульса Люпера, часть 3: Из Сарка до конца ... Констанс
2004 Настройщик ... Лина
2004 Богиня: Как я полюбила ... Фаина
2002 Небо. Самолет. Девушка. ... Лара
2002 Апрель ... Настасья
2001 Гипноз (короткометражный) ... крупье
2001 Берлинский экспресс ... агент спецслужб
2000 Граница: Таежный роман (сериал) ... Альбина Ворон
2000 Черная комната (сериал) ... крупье в казино, новелла «Гипноз»
2000 Право на выбор
1997 Три истории ... Офелия
1997 - 2003 Намедни. Наша эра. 1961-2003 (сериал)
1994 Увлеченья ... Лилия
1989 Две стрелы. Детектив каменного века



Озвучивание




Сценарист


2017 Faberlic: Эликсир молодости (короткометражный)
2016 Ну, простите! (короткометражный)
2016 Сны Иосифа (короткометражный)
2016 День моей смерти (короткометражный)
2016 Петербург. Только по любви
2015 Случай в Мадриде с госпожой К (короткометражный)
2000 Нет смерти для меня



Режиссер


2017 Faberlic: Эликсир молодости (короткометражный)
2016 Ну, простите! (короткометражный)
2016 Сны Иосифа (короткометражный)
2016 День моей смерти (короткометражный)
2016 Петербург. Только по любви
2015 Случай в Мадриде с госпожой К (короткометражный)
2014 Уходящая (короткометражный )



Продюсер




Работы в театре


МХТ им. Чехова
2017 «Северный ветер» (автор и режиссер Р. Литвинова) ... Маргарита
2012 «Свидетель обвинения» (А. Кристи, реж. М.-Л. Бишофберже) ... Ромэйн
2010 «Шага» (М. Дюрас, реж. М.-Л. Бишофберже)
2004 «Вишнёвый сад» (А. Чехов, реж. А. Шапиро) ... Любовь Андреевна Раневская



Награды и премии


Золотой орел, 2016 год
Номинации: Лучшая женская роль («Про Любовь»)

Золотой орел, 2013 год
Номинации: Лучшая женская роль («Последняя сказка Риты»)

Кинонаграды «MTV-Россия», 2008 год
Номинации: Лучший злодей («Жестокость»)

Золотой орел, 2007 год
Номинации: Лучшая женская роль («Мне не больно»)

Кинонаграды «MTV-Россия», 2007 год
Номинации: Лучшая женская роль («Мне не больно»)

Ника, 2007 год
Номинации: Лучшая женская роль («Мне не больно»)

Золотой орел, 2006 год
Номинации:Лучшая женская роль второго плана («Настройщик»)

ОРКФ в Сочи, 2006 год
Приз за лучшую женскую роль ("Мне не больно")

КФ "Виват, кино России!" в Санкт-Петербурге, 2005 год
Приз за лучшую женскую роль ("Настройщик")

МКФ goEast в Висбадене, 2005 год
Спец. упоминание жюри, фильм "Богиня: Как я полюбила"

МКФ goEast в Висбадене, 2005 год
Спец. упоминание жюри, фильм "Настройщик"

Ника, 2005 год
Номинации: Лучшая женская роль второго плана («Настройщик»)

Золотой орел, 2004 год
Номинации: Лучшая женская роль («Небо. Самолет. Девушка.»)

Ника, 2003 год
Номинации: Лучшая женская роль («Небо. Самолет. Девушка.»)

Заслуженная артистка Российской Федерации, 2003 год

РКФ "Литература и кино" в Гатчине, 2003 год
Приз жюри за лучшую женскую роль ("Небо. Самолет. Девушка")

Государственная премия России, 2002 год

Государственная премия России, 2001 год

Молодёжный грант Триумф, 2001 год

Премия "Лавровая ветвь", 2000 год
За лучший документальный телефильм ("Нет смерти для меня")

Государственная премия России, 2001 год ("Граница. Таежный роман")

ОРКФ в Сочи, 1994 год
Награда: Приз за лучший актерский дебют ("Увлеченья")

Приз кинопрессы, 1994 год
"Женщина-стиль" ("Увлеченья")

КФ в Свердловске, 1997 год
Приз за лучшую женскую роль ("Три истории")

МКФ "Балтийская жемчужина" в Риге-Юрмале, 1997 год
Приз за лучшую женскую роль второго плана ("Три истории")



Ссылки


Расширенный поиск:

Счетчики
Яндекс.Метрика

Связь с администрацией!
.:UnionGang - Электричка! © 2024 Tesla v. Pearl (V8):.
Страничка сгенерирована за 0.027 секунд .