Рубен Мамулян, армянин по происхождению, родился 8 октября 1897 года в Тифлисе.
Будучи сыном председателя банка, детство провёл в Париже. Учился в Московском
университете и в студии Е. Вахтангова, в 1918 году поставил несколько спектаклей в
Тифлисе, затем эмигрировал в Англию, а в 1923-м - в США, где первоначально преподавал
постановку оперы в Истменовской школе музыки. В 1927-м прославился постановкой на
Бродвее «Порги» - пьесы, позднее положенной в основу оперы Дж. Гершвина «Порги и
Бесс».
В 1929 году дебютирует фильмом «Аплодисменты» (Applause) поразившим невиданной тогда
свободой движения камеры, монтажом звука и изображения. Последующие работы, такие
как: гангстерская лента «Городские улицы» (City Streets, 1931); экранизация «Доктор
Джекилла и мистера Хайда» (Dr. Jekyll And Mr. Hyde, 1932); музыкальная комедия «
Люби меня сегодня вечером» (Love Me Tonight, 1932) выделялись новаторским
использованием звуковых эффектов, смелым и осмысленным движением камеры,
образным монтажом, запоминающейся работой оператора, а также тонкой и яркой игрой
актёров.
Режиссёрский талант Мамуляна и владение экранной выразительностью приносили
успех даже коммерческим картинам, таким как «
Песнь песней» (Song
Of Songs, 1933) и «Королева Кристина» (Queen Christina, 1933). Экранизация теккереевской «Ярмарки
тщеславия», «
Бекки Шарп» (Becky Sharp, 1935)
была не только первым американским цветным фильмом, но и отличалась смелым
использованием цветовых решений, отличной игрой актёров и кинематографичностью
драматургии (восстановлена самим режиссёром в 1984-м).
В дальнейшем Мамулян удовлетворялся высокопрофессиональными коммерческими
(приключенческими и музыкальными) лентами, которые сегодня считают
недооценёнными. Трижды отстранялся студиями от постановок («Лора», 1944; «Порги и
Бесс», 1958, «Клеопатра», 1961). Последний фильм Мамуляна - основанный на комедии Э.
Любича «Ниночка» мюзикл «Шёлковые чулки» (Silk Stockings, 1957).
Мамулян поставил всего лишь 16 фильмов, но оставил неизгладимый след в истории
кино. Он часто работал в театре (большим успехом пользовалась его постановка
«Оклахома»), в последние годы стал писать сценарии, но до самой смерти сохранял
страсть к кино.
Скончался 4 декабря 1987 года в Голливуде.