За роль добросердечной проститутки в драме "Покидая Лас-Вегас" Элизабет Шу
получила номинацию на "Оскар". Роли ученых-физиков в боевике "Святой" и недавнем
триллере "Невидимка" принесли ей всемирную славу.
"Невидимку" поставил Пол Верхувен, который в прошлом занимался физикой и имеет
степень доктора физико-математических наук. Можно без преувеличения сказать, что
в "Невидимке" Элизабет Шу воплощает alter ego режиссера. Она играет физика Линду
Фостер, которая стоит перед моральной дилеммой: можно ли отдавать в руки военных
такое мощное оружие, как невидимость.
"Верхувен с самого начала сказал, что намерен снять мрачную и сексуально
заряженную историю о человеческих пороках, - говорит Элизабет Шу. - "Невидимка"
страшен не из-за обилия крови, а потому, что показывает распад личности".
Успех фильма дался тяжелой ценой. Во время съемок Элизабет порвала ахиллесово
сухожилие, и студия поставила перед режиссером вопрос о замене ее на другую
актрису. Верхувен был непреклонен: нет, он будет снимать только Элизабет Шу!
Огромный авторитет режиссера в Голливуде позволил ему добиться временного
прекращения съемок до выздоровления актрисы. В качестве благодарности Шу
рискнула выйти на съемки до полного выздоровления и мужественно боролась с
хромотой на протяжении оставшихся двух месяцев работы.
Но зато результат оправдал все усилия. Фильм вышел в прокат США в летний сезон
боевиков и собрал более 70 миллионов долларов.
Впрочем, уходящий год стал важным для Элизабет Шу и по другой причине. Пообщавшись
на съемках "Невидимки" с режиссером - доктором физико-математических наук,
Элизабет решила, что просто обязана окончить Гарвардский университет, который
бросила 15 лет назад, не доучившись всего семестр.
Тогда, в 21 год, кинокарьера казалось ей более важным делом. Но поработав в
Голливуде, она поняла, что "у нее отсыхают мозги", и решила немного сменить
обстановку, чтобы снова почувствовать себя нормальным человеком, а не куклой.
Конечно, она не собирается становиться ядерным физиком, как ее героиня в
"Невидимке". Но теперь у нее есть диплом политолога, и если не будет хороших ролей,
она просто уйдет на преподавательскую работу. Ей нравится университетская
атмосфера. Она говорит, что в будущем наверняка попробует себя на режиссерском
поприще, - наверное потому, что ее муж Дэвид Гаггенхайм занимается режиссурой. И,
скорее всего, при возможности будет сама продюсировать свои фильмы, чтобы
контролировать происходящее на съемках.
Шипы и тернии
Хотя Элизабет взяла за правило никогда не говорить ничего плохого о своих фильмах
и партнерах, она не скрывает, что порой ее бесит невозможность "вычислить", что за
кино получится. Самым большим сюрпризом (и конфузом) стал для нее крупнобюджетный
боевик "Святой". Элизабет играла свою героиню, исходя из того, что в финале она
погибнет. Но на тест-просмотрах зрителям это не понравилось, и тогда был срочно
снят новый конец, в котором героиня обретает любовь и счастье. "Я бы ни за что не
стала играть ее такой невинной голубкой, если бы знала, что ее оставят в живых!" -
огорченно говорила Элизабет вскоре после премьеры "Святого".
В случае с лентой "Покидая Лас-Вегас" все было иначе. Этот фильм сделал Элизабет
знаменитой актрисой, однако перед съемками все отговаривали ее от роли
проститутки. Менеджер уверял, что этот фильм поставит крест на ее карьере. Более
того, режиссер Майк Фиггис считал ее желание причудой и блажью. Только после
долгих уговоров он согласился сделать пробу... и сразу же подписал с ней
контракт!
"Я ничего не ждала от этого фильма, - признавалась позже Элизабет. - Я просто хотела
пережить перед камерой то, что пережила эта женщина. Я полностью разделяла ее
стремление отдать все за жизнь любимого человека. Я тоже это пережила..."
Элизабет имеет в виду смерть в 1988 году любимого брата Уилла, которого она
боготворила. Он упал с дерева, разбился и умер буквально у нее на руках. После его
смерти она больше года была в депрессии, не снималась, отказывалась общаться даже
с родными.
Впрочем, ее отношения с родителями всегда были непростыми.
Трудный ребенок
Элизабет Шу родилась в богатой семье (мать - банкир, отец - юрист и
строитель-разработчик). По большому счету ее можно назвать представительницей
американской аристократии, поскольку она может проследить своих предков до
английских переселенцев, приехавших в США в XVII веке. Отец Элизабет занимался
политикой, баллотировался в Конгресс от Республиканской партии. По материнской
линии Элизабет - четвертая в роду женщина, окончившая Гарвард.
Но детство будущей звезды нельзя назвать аристократическим. У нее было три брата,
и Лиз быстро вписалась в их компанию, став, по сути, четвертым братишкой. На равных
играла с мальчишками в футбол, хоккей и регби, лазила по деревьям, ныряла в пруд.
Семья жила в большом сельском особняке в штате Нью-Джерси, мать с отцом все время
работали, и Лиз почти не виделась с ними.
Ей было 11 лет, когда родители решили расстаться. Девочка тяжело пережила их
разрыв. Стала плохо учиться, поздно приходила домой, курила травку. В старших
классах она считалась самой отчаянной девчонкой в школе. В 15 лет ее даже
арестовали за вождение машины без водительских прав. Разговаривая с
полицейскими, она разыграла свой первый в жизни актерский этюд: так здорово
изобразила взрослую, что ей поверили и отпустили под честное слово.
В 16 лет произошло болезненное осознание своей женственности. Лиз больше не могла
играть с мальчишками в футбол - они хотели играть с ней в другие игры. А она все
время смеялась над своими ухажерами. Ее считали самой незакомплексованной
девчонкой в школе, но на самом деле Лиз панически боялась всего - отношений,
привязанности, ответственности. Перед ее глазами все время стоял пример
родителей, поэтому она никого не подпускала к себе, хотя боялась одиночества.
Звездная слава только ухудшила положение на личном фронте: ей стало казаться, что
парни влюбляются не в нее, а в ее имидж.
История любви
Лиз было 16 лет, когда ее пригласили сняться в рекламе ресторана Burger King. Свежесть и
невинность дебютантки приглянулись актерским агентам, и ее пригласили в
Голливуд. Сначала она снималась в рекламе, затем засветилась в сериале "Призыв к
славе" (Call to Glory), а там подоспела и первая роль в кино - Элизабет сыграла подружку
героя в фильме "Малыш-каратист".
Вскоре она стала для Голливуда воплощением "девушки-трофея" - милой и совершенно
не запоминающейся красотки, которую парень получает в конце фильма за свои
подвиги. Элизабет терпеть не могла своих героинь, но по инерции снималась в одном
фильме за другим и пыталась убедить себя, что жизнь складывается удачно.
Смерть брата Уилла выбила ее из колеи. Она перестала сниматься, стала чуть ли не
каждый день ходить на сеансы психотерапии, и, как признавалась позже, в ее душу то
и дело закрадывалась мысль о самоубийстве. Все изменилось в тот день, когда она
познакомилась с Дэвидом.
Продюсер Дэвид Гаггенхайм в то время тоже переживал довольно непростой период в
жизни. Он имел престижную работу, много денег, собственную производственную
кинокомпанию, но ему хотелось быть режиссером, а он не знал, хватит ли у него сил и
таланта, чтобы добиться успеха на новом поприще.
Они познакомились случайно. Друзья затащили Элизабет в кегельбан в
надежде, что она немного развеется. Пока остальные гоняли шары, Элизабет в старых
джинсах, ненакрашенная, непричесанная, сидела в сторонке и ждала, пока можно будет
уйти, никого не обидев. И вдруг заметила парня, который точно так же сидел в
стороне от остальных и равнодушно смотрел на чужие забавы. Прошел час, два... Они
по-прежнему сидели, каждый сам по себе, и смотрели, как развлекаются другие, причем
парень то и дело искоса поглядывал на Элизабет.
В конце концов она не выдержала - подошла и спросила, не хочет ли он пригласить ее
на чашечку кофе. "Конечно, хочу!" - с энтузиазмом ответил он.
Так почему он до сих пор этого не сделал? Оказывается, не хотел навязываться.
Наверняка такая кинозвезда, как мисс Шу, постоянно страдает от навязчивого
внимания поклонников, и он не хотел бы усугублять ее положение своей
бесцеремонностью. Так, значит, он ее узнал? Без косметики, нарядов от Armani, без
звездного блеска? "Ну конечно же, с первой минуты!"
Снова как мальчишка
В тот день они ушли из кегельбана вместе. Сидели в кафе, гуляли по улицам,
трепались о жизни, а когда спохватились, что пора идти по домам, было шесть часов
утра. Через две недели Элизабет переехала к Дэвиду. Они идеально дополнили друг
друга: Дэвид подбадривал Лиз, Лиз подталкивала Дэвида.
Вскоре он ушел из продюсеров в режиссеры и стал заниматься документалистикой.
Она, в свою очередь, поступила в Гарвард. Потом добилась роли в фильме "Покидая
Лас-Вегас" и сыграла так отчаянно и бескомпромиссно, что на нее обрушилась лавина
наград - премия Национального общества кинокритиков, Лос-анжелесской ассоциации
кинокритиков, премия "Независимый дух", номинация на "Оскар". Казалось бы, все
складывалось идеально.
Идиллия едва не разрушилась на съемках "Святого" в Англии. Партнер Элизабет Вэл
Килмер в то время разводился с женой, английской актрисой Джоанной Уолли, и
очевидно решил слегка пощекотать самолюбие бывшей супруги. Он позвонил своей
красавице-партнерше и сказал, что, мол, он с маленькой дочкой идет на Уимблдонский
турнир. Не хочет ли она к ним присоединиться - ведь ей, наверное, скучно в Англии
одной, без мужа? Элизабет согласилась, не почувствовав никакого подвоха. На матче
Кил-мер все время рассказывал забавные истории, Элизабет смеялась, на прощание
Килмер поцеловал ее в щеку...
А на следующий день все британские таблоиды опубликовали фотографию целующихся
Вэла и Элизабет и написали, что Вэл нашел себе новую любовницу. Элизабет яростно
отрицала сплетни, но Килмер на все расспросы лаконично отвечал: "Без
комментариев", - что, конечно же, еще больше разжигало любопытство газетчиков.
"Конечно, Дэвид не поверил, но ему все равно было очень обидно", - говорила позже
Элизабет. К счастью, ее муж воплотил свои обиды не в домашние ссоры, а в
сатирическую ленту "Сплетни", которая высмеивала голливудские нравы. Все ждали
развода, - но отношения Элизабет и Дэвида только укрепились.
В 1997 году у них родился сын Майлз. "Теперь я снова живу в мужской
компании - прямо как в детстве!" - смеясь, говорит актриса. В свободное время
семейство выезжает на природу: они лазят по деревьям, ныряют в пруд и играют в
футбол. 37-летняя Элизабет снова чувствует себя мальчишкой. Правда, время от
времени она снимается в чрезвычайно "взрослых" ролях (например, куртизанки в
"Кузине Бетт"), и тогда ей приходится вспоминать о том, что она все-таки
кинозвезда.
Когда Элизабет снималась в сцене изнасилования в фильме "Покидая Лас-Вегас", после
съемок актеры, игравшие насильников, принесли ей огромный букет роз. Весь день
Элизабет с трудом сдерживала нервы, но при виде букета "от насильников" у нее
началась истерика.
На переозвучивании
"Невидимки" Элизабет порой отворачивалась от экрана - ей было страшно. Хотя в
большинстве сцен "Невидимки" Элизабет снималась с партнером-"невидимкой" Кевином
Бэйконом (его впоследствии убирали из кадра с помощью компьютеров), интимную
сцену ей пришлось играть без партнера. Брат Элизабет Эндрю Шу тоже стал актером и
прославился в сериале "Мелроуз-плейс"