Елена Алексеевна Коренева - советская, американская и российская актриса театра и
кино, литератор, режиссёр, сценарист. Лауреат премии «Ника» (2017 и 2019).
Балерина? Переводчица? Актриса...
Елена Коренева родилась в семье, имеющей самое непосредственное отношение к кино.
Ее отец Алексей Александрович Коренев - известный кинорежиссер и сценарист
(начинавший свою деятельность вторым режиссером в знаменитой комедии
«Карнавальная ночь»), а мама работала на «Мосфильме». Но, не смотря на это,
становиться актрисой она совершенно не собиралась, да и у родителей насчет дочери
не было таких планов. Стать же Лена мечтала балериной. Она была влюблена в
знаменитую Галину Уланову, спала с ее книгой, которая называлась «Жила была
девочка» и самым счастливым днем для нее был день, когда ей подарили пуанты.
Тем не менее, с детской мечте не суждено было осуществиться. В балетное училище
Большого театра девочку не приняли. «...я думаю, что если бы я жила на западе, то я
стала бы балериной, - рассказывает Елена. - Там нет одной академической школы, в
которой человек должен обучаться. В то время, как у нас очень строгий отбор и
жесткое правило: если ты прошел школу Большого театра, то ты определяешься в
классический балет, если не прошел, то - нет».
Тогда родители решили отдать Елену в английскую спецшколу. Они мечтали о том, что
их дочь в будущем станет переводчицей с английского. Возможно, так бы все и
произошло, если бы не случай.
Когда Елене было 16 лет, ее отец приступал к съемкам картины «
Вас вызывает Таймыр» по сценарию Александра Галича. На одну из ролей
ему нужна была молодая девушка. «Что ты ищешь, - посоветовали ему друзья, - попробуй
Лену...» Кореневу не очень-то хотелось привлекать к съемкам дочь, но он все же решил
попробовать. Елена с успехом прошла фотопробы и была утверждена на роль.
К моменту завершения съемок Александр Галич эмигрировал во Францию. В связи с
этим фильм тут же «положили на полку». Но работа Елены не осталась незамеченной
другими режиссерами, и ей посыпались одно за другим приглашения сниматься в
кино.
«Романс о влюбленных»
Успешный дебют в кино подтолкнул Елену Кореневу к выбору актерской профессии.
Окончив школу, она решила поступать в театральное училище имени Б.Щукина. «Была
опасность, что я не пройду, - вспоминает она. - Потому что по ампула внешнему я
травести-инженю, я маленького роста, а по внутренним данным - героиня. Мне так и
говорили: у вас расхождение внешних и внутренних данных». Кореневу приняли
условно, но уже через полгода перевели в основную группу.
Учась в училище, Елена продолжала сниматься. На втором курсе она сыграла главную
женскую роль в мелодраме Андрея Кончаловского «
Романс о влюбленных». Ее партнером, исполнившим главную мужскую роль в
фильме, был Евгений Киндинов.
Успех картины был оглушительным. Можно смело сказать, что фильм стал культовым
для того поколения молодежи. Елена Коренева мгновенно сделалась необычайно
популярной. Про нее писали в прессе, к ней подходили на улице за автографом,
зрители признавались в любви к ее героине.
Настоящим откровением для зрителей стала сцена, в которой Елена Коренева
купается в озере. И хотя по нынешнем меркам в ней ничего такого нет, в то время она
казалась очень эротичной. Доходило до того, что Кончаловскому запрещали фамилии
Киндинова и Кореневой выносить в первые титры.
О своей партнерше по фильму Киндинов признавался: «Лена мне безумно нравилась. Ее
нервная структура, ее вспыльчивость, внутренняя подвижность уникальны». Но их
отношения, в отличии от фильма, всегда оставались чисто дружескими.
1975-1982 годы
В 1975 году Елена Коренева окончила Театральное училище им. Б. Щукина. Ее дипломной
работой стала роль Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта», который стал ярким
событием театральной Москвы.
«Это была большая удача на самом деле, - рассказывает Елена. - Если бы мне не дали
роль. Джульетты, я не знаю, что бы вообще было. Потому что мы растем на ролях, как и
на обстоятельствах. Чем крупнее жизненный вызов, тем значительнее человек, тем
больше шанс измерить себя этим вызовом».
После окончания училища Елена Коренева была принята в труппу театра
«Современник», позже она перешла в драматический театр на Малой Бронной.
Все эти годы Елена не прекращала успешно сниматься в кино. Так в 1977 году она
сыграла главную роль в картине Иосифа Хейфица «
Ася» по одноименной повести И.С. Тургенева,
год спустя исполнила главную роль в исторической ленте Игоря Масленникова «
Ярославна, королева Франции». Две яркие работы у
актрисы в 1979 году: Елизавета Потаповна, дочка ростовщика в водевиле Светланы
Дружининой «
Сватовство гусара» и Марта, жена главного героя в картине Марка
Захарова «
Тот самый Мюнхгаузен».
Одной из ее последних работ перед отъездом за границу была роль в гениальном
фильме Михаила Козакова «
Покровские ворота». Она сыграла трогательную и беззащитную
возлюбленную одного из главных героев фильма - Хоботова.
Отъезд в США
В конце 1982 года Елена Коренева неожиданно для многих ее поклонников уехала в США.
Свое решение она объясняет так: «Тут был комплекс причин. Во-первых, я начала
разочаровываться в театре, где мне сулили вторые роли при Оле Яковлевой или
Марине Нееловой. Я боялась, что мне придется десять лет выслуживаться прежде, чем
я сделаю себе какую-то яркую карьеру в театре. И я ушла из театра и начала активно
сниматься в кино. На личном фронте у меня тоже постоянно возникали проблемы,
потому что как только я в кого-нибудь влюблялась, этот человек обязательно уезжал
из страны. Это не могло не влиять на меня. Я в основном общалась с детьми очень
известных художников, это была самая настоящая золотая молодежь Москвы, и все они
мечтали уехать на запад. Попав в эту среду, я стала прикидывать такой же вариант
для самой себя. А так как я много общалась с иностранцами, и у меня были романы с
ними, я поняла, что это возможно».
Рассказывают, что был и еще один повод к отъезду - внимание к ней КГБ. Когда
спецслужбы стали пытаться привлечь актрису к сотрудничеству, это переполнило
чашу ее терпения.
Возможность перебраться за океан появилась после ее замужества за гражданином
США Кевином. Но, как и ожидалось, переезд дался нелегко. В ОВИРе Елене отказывали
девять раз! Но своего часа она все же дождалась.
О своем муже Елена Коренева рассказывает: «Мой муж преподавал русский язык и
литературу. Он уникальный человек, полиглот, он говорит по-французски, по-немецки,
по-польски, по-чешски, по-венгерски. Он говорит по-русски без акцента. А если иногда
и ошибается в произношении, то примерно так, как человек, приехавший из
Прибалтики. Он чистокровный американец, у него нет ни капли славянских кровей, и в
этом смысле он та самая талантливая аномалия в своей семье, в которой никто и
никогда к России не имел отношения».
Кевин всячески помогал Елене освоиться в США. Вскоре она окончила английскую
спецшколу, устроилась работать в кафетерий...
За границей Елену Кореневу устраивало практически все, и она никогда не жалела о
своем шаге. Вот только как актриса она там не нужна была никому. Единственная ее
голливудская работа - мизерный эпизод в фильме Андрея Кончаловского «Любовники
Марии».
Между Америкой и Россией
В Америке Елена Коренева прожила одиннадцать лет. За этот период она несколько
раз приезжала в Россию. Впервые это произошло в 1987 году. Тогда визу актрисе дал,
пришедший к власти, Михаил Сергеевич Горбачев. Пробыв в России три месяца, Елена
решила все-таки не оставаться, а вернуться обратно в Америку.
В 1988 году Елена Коренева приехала в Россию вновь. Теперь уже она провела на родине
целый год. За это время она снялась сразу в четырех картинах - в «Комедии о
Лисистрате», где сыграла главную роль, в детективе ее отца Алексея Коренева «
Ловушка для одинокого мужчины», а также в
психологическом триллере Сергея Юрского «Чернов/ Chernov» и в картине Рустама
Хамдамова «
Анна
Карамазофф».
Возвращение в Россию
В 1993 году Елена Коренева приняла решение вернуться на родину окончательно. К тому
времени с мужем она уже развелась. Почему? «Это очень сложно объяснить, - говорит
актриса. - Во-первых, я поняла, что не готова прожить с этим человеком всю жизнь,
нарожать ему детей. У меня было ощущение, что я что-то не дожила. Это часто
происходит с русскими, меняющими страну проживания, когда другая культура,
психология, философия начинают откладывать отпечаток на твою индивидуальность. И
ты начинаешь как-то меняться, трансформироваться. Мне захотелось большей
самостоятельности, свободы. А брак обязывает к верности, к ответственности друг
перед другом, к определенным гарантиям. В какой-то момент, я поняла, что не хочу
давать эти гарантии, что мне нужно экспериментировать в каких -то вопросах. А,
находясь в браке, я не могла себе это позволить».
Отсутствие созданной за океаном семьи и стало одной из причин возвращения Елены
Кореневой на родину. Другая же причина понятна всем настоящим актерам - желание
играть - то, что в Америке она никак не могла осуществить.
По возвращении в Россию Елена Коренева вновь стала сниматься в кино. Кроме того,
она решила попробовать свои силы в режиссуре. Окончив высшие режиссерские курсы
(мастерская А. Митты), Елена по своим сценариям поставила два небольших фильма:
«Ноктюрн Шопена» и «Люся и Гриша» (в этом фильме она снялась вместе с Андреем
Ташковым).
Личная жизнь
Состояла в браке с Кевином Моссом, гражданином США, славистом, преподавателем
русского языка и литературы.
Гражданский муж - Андрей Ташков , актёр.
Старшая сестра - Мария Алексеевна Коренева (род. 1950) - художник-график; снялась в
небольших ролях в худ. фильмах А. А. Коренева «
Большая перемена» и «Три дня в Москве»; живёт в США.
Младшая сестра (по отцу) - Александра Алексеевна Коренева (род. 1983) - пианистка,
педагог; снялась в короткометражном фильме Елены Кореневой «Ноктюрн Шопена» (1998);
живёт в Москве.
Общественная позиция
Елена Коренева неоднократно принимала участие в правозащитных и
благотворительных акциях, оппозиционных и антивоенных митингах. Выступала за
освобождение Светланы Бахминой, Надежды Савченко, Олега Сенцова, Сергея
Мохнаткина, Олега Навального, участниц группы «Pussy Riot», фигурантов «Болотного
дела», Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и других «политзаключённых».
Высказывалась против дискриминации ЛГБТ и запрета иностранных усыновлений, за
принятие закона о защите животных. Поддерживала Алексея Навального,
баллотировавшегося в 2013 году в мэры Москвы. В 2014 в числе других кинематографистов
актриса подписала опубликованное «КиноСоюзом» открытое письмо с осуждением
«российской военной интервенции на Украину»-
В марте 2020 года подписала обращение против принятия поправок к Конституции РФ,
предложенных президентом Путиным. В сентябре 2020 года подписала письмо в
поддержку протестных акций в Белоруссии.