Рон Ховард - один из самых заметных постановщиков Голливуда, работающих в в
развлекальном, зрелищном кино.
Рон Ховард родился в Дункане, штат Оклахома, в актерской семье. Первую роль сыграл
в возрасте 18 месяцев в вестерне Женщина с границы. После окончания школы поступил
в Университет штата Оклахомы на факультет драматического искусства, не окончив
его, перебрался в Нью-Йорк и продолжил учебу в школе актерского мастерства.
В конце 1960-х-начале 1970-х Ховард сыграл в ряде фильмов разных жанров, создавая при
этом один и тот же образ простоватого и обаятельного парня из глубинки. Самая
значительная роль того периода - в малобюджетной постановке Джорджа Лукаса «
Американские граффити» (1973), неожиданно ставшей одним из рекордсменов
проката и представленной к номинации на «Оскар» как лучший фильм года.
Одновременно с актерскими работами Ховард пробует себя в качестве режиссера.
Первая постановка - комедия «
Дид из
Даринг-Ду», снятая на студии легендарного Роджера Кормана, мастера дешевых
киноподелок класса «Б» (термин применяется к фильмам, поставленным на
независимых киностудиях на малом бюджете), у которого начинал ряд прославленных в
настоящее время режиссеров и актеров Голливуда, таких как Фрэнсис Форд Коппола,
Джек Николсон, Джо Данте и др. В 1970-е гг. Ховард работал в качестве режиссера в
основном на телевидении.
Первый успех приходит к Ховарду-режиссеру в 1982 (к этому времени Рон практически
перестает работать в кино как актер), с кинофильмом «
Ночная смена», о
приятелях, решивших устроить в морге, где они работают, бордель. Довольно странный
сюжет на самом деле лишь повод для создания яркой и веселой комедии. Его следующая
работа в кино (также в комедийном жанре), история любви незадачливого владельца
овощной компании и русалки, «
Всплеск» становится одним из
лидеров проката 1984, собрав 62 млн. долларов и рождает новую голливудскую звезду,
актера Тома Хэнкса. На следующий год режиссер снимает одну из этапных для
кинематографа 1980-х гг. картин, фантастическую мелодраму «
Кокон», о контакте инопланетян и
обитателей дома престарелых. Фильм получил премии «Оскар» в номинациях: актер
второго плана (Дон Амиче) и визуальные эффекты. Довольно успешной получается и
следующий фильм Ховарда «Ганг-Хо» (1986), комедия о конкуренции американской и
японской компаний.
В 1988 продюсер (и режиссер фильма «
Американские граффити», в котором Ховард сыграл свою лучшую роль в
кино) Джордж Лукас предлагает Рону постановку фильма в жанре «фэнтэзи» о карлике,
охраняющем младенца от козней жестокой королевы. Уиллоу вызывает противоречивую
реакцию прессы. Но время расставляет все на свои места и в настоящее время
«Уиллоу» по праву считается культовой классикой и одной из лучших кинокартин в
жанре «фэнтэзи».
Свою несколько подмоченную репутацию кассового режиссера после фильма «Уиллоу»
Ховард восстанавливает на следующий же год, сняв комедию «
Родители» о большой,
проблемной, но в целом очень дружной семье. Сильный актерский ансамбль (Стив
Мартин, Дайана Уист, Рик Моранис, Том Халс, Киану Ривз, Джейсон Робардс и др.) и
остроумный сценарий (номинация на «Оскар») обеспечили ленте большой успех у
зрителя. Решив попробовать себя в более жестком жанре, в 1991 Ховард снимает драму о
буднях пожарников «
Обратная
тяга», которая снова имеет успех в прокате и выдвигается на «Оскар» за звук,
монтаж звуковых эффектов и визуальные эффекты. Еще во время монтажа Тяги
суперзвезда Том Круз предлагает режиссеру постановку крупнобюджетной эпической
драмы о судьбе ирландских эмигрантов в Америке, фильма «Далекая страна» (1992). Том
планировал занять в картине свою супругу Николь Кидман. Судя по всему, это была
просто работа на заказ, которую Ховард выполнил по-ремесленнически - честно, но
без малейшего вдохновения. Результат оказался удручающим: «Далекая страна» не
слишком удачно прошла в прокате и была разгромлена критикой.
Раздосадованный неудачей, Ховард решает вернуться к проверенному жанру комедии и
снимает «Газету,» блестящую и мастерски сыгранную сатиру на прессу. Несмотря на
то, что «
Газета» не имеет особого успеха у зрителя, студия Юниверсал
соглашается выделить режиссеру 52 млн. долларов на экранизацию бестселлера Джима
Ловелла и Джеффри Клюгера «
Аполлон 13», о едва не
закончившейся трагедией космической экспедиции NASA на
Марс в 1970. Все профессиональные качества
Рона Ховарда как постановщика: умение внятно и увлекательно рассказать историю,
безукоризненная работа с актерами (надо признать, это ему удается больше всего) и
оптимистический посыл проявились в этой картине сполна. Выйдя на экраны США и
Канады летом 1995, на праздник День Независимости, «
Аполлон 13» собрал в прокате 172
млн. долларов (3-е место по итогам года) и был представлен на соискание «Оскара» в 9
номинациях, уступив, правда, статуэтку за лучший фильм года историческому эпосу
Мела Гибсона «Храброе сердце».
Любопытно, что именно своего конкурента в борьбе за «Оскар» Мела Гибсона Ховард
снимает в своем следующем фильме, мастерски поставленном триллере «
Выкуп». Фильм
стал хитом осенне-зимнего сезона 1996. Однако следующую работу режиссера,
сатирическую комедию «Телевидение Эда» (1999), ждал сокрушительный провал и у
зрителей, и у критиков. Возможно, отчасти неудачу можно объяснить схожим по сюжету
фильмом Питера Уира «Шоу Трумана» с Джимом Кэрри в главной роли, который вышел на
экраны раньше «Телевидения Эда», и основная идея сюжета - человеческая жизнь в
живом эфире - уже не воспринималась как свежая и оригинальная.
Но Ховард остается Ховардом, и поэтому ему удается вернуть себе зрителя следующим
же фильмом. «Гринч, похититель Рождества», экранизация «графической новеллы»
Доктора Сюсса о вредном, но добром в душе зеленом существе, благодаря чувству
юмора режиссера и уникальной актерской работе Джима Кэрри стала одной из лучших
рождественских киноисторий Голливуда Америка была покорена этой удивительной,
волшебной кинолентой.
Еще не закончив съемки «Гринча», Ховард и его постоянный продюсер Брайан Грэйзер
начинают работать над проектом «
Игры разума», о жизни
математика Джона Нэша, страдавшего от тяжелой формы шизофрении, но справившегося
с болезнью и удостоенного Нобелевской премии. Перед Ховардом была поставлена,
видимо, самая сложная задача за всю его карьеру - превратить историю
душевнобольного ученого в фильм, который мог бы с удовольствием посмотреть любой
зритель и обойтись при этом без чрезмерной сентиментальности, зачастую
свойственной голливудским лентам, рассказывающим о силе человеческого духа. И
снова режиссера выручили его чувство юмора, легкость повествования и
удивительная работа с актерами (он превратил неукротимого «гладиатора» Рассела
Кроу в скромного, хотя и не совсем вменяемого, математика). Результат превзошел
все ожидания: Фильм «
Игры разума» (2001)
получил четыре премии «Оскар», включая две главные: за лучшую режиссуру и лучший
фильм года. Это безусловный триумф Рона Ховарда, через все свое творчество,
невзирая на жанр, в котором он работал, сумевшего пронести заразительную
уверенность в том, что человек способен преодолеть любые, пусть самые тяжелые
невзгоды и остаться самим собой.
Его дочь,
Брайс Даллас Ховард , стала известной актрисой.